Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95416

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Опыт работы на тему: «Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ д/с №47, г.Североморск, Мурманская область

Цель: цель моей работы состоит в том, чтобы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами , своевременно и полноценно дать знание каждому ребёнку в период дошкольного детства прежде всего средствами игровой деятельности

Задачи: Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование у дошкольников навыков игровой деятельности. Развивать, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения воспитанников. Повысить компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности детей.

Опыт работы на тему:

«Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

подготовила
воспитатель:
Силаева Ж.В.

г. Североморск
2017г

Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном периоде детки приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Своеобразным мостиком от мира детей в мир взрослых- выступает игра- ведущий вид деятельности в детском саду. Именно она помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально; Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
Я считаю эту тему актуальной , потому что участвуя в игре ребенок не только умом осмысливает знания , но и в деятельности приобретает жизненный опыт , открывает для себя все дверцы познания

И поэтому цель моей работы состоит в том, чтобы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами , своевременно и полноценно дать знание каждому ребёнку в период дошкольного детства прежде всего средствами игровой деятельности

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  • Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование у дошкольников навыков игровой деятельности.
  • Развивать, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения воспитанников.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО содержание всех пяти образовательных областей решаются в специфических видах деятельности для каждого возраста. Во всех периодах развития ребёнка самой главной является игровая деятельность.

Младенческий

возраст

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Простое манипулирование с предметами

Совместные игры со

сверстниками под

руководством взрослого

Игровая деятельность,

включая сюжетно-ролевую

игру, игру с правилами и другие виды игры


Роль игровой деятельности в жизни ребёнка сложно переоценить. Она:

  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • формирует произвольность психических процессов;
  • способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки ;
  • в игре развиваются элементы учебной и трудовой деятельности;

Решаю задачи, относящиеся к разным образовательным областям, через разные виды игр:

- дидактические;
-подвижные
- творческие

Подвижные игры — являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Подвижные игры использую в ходе режимных моментов , в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке

В своей работе использую разные виды подвижных игр
по сложности Элементарные
-сюжетные ,-бессюжетные,-игры с использованием предметов, игры с элементами соревнования , -игры забавы
сложные
с элементами спортивных игр:-городки, -хоккей, -футбол и т.д.
По формированию физических качеств
Игры на формирование:-ловкости , -быстроты, -выносливости , силы

По степени физической нагрузки
Игры большой подвижности (с бегом, с прыжками) Игры средней подвижности (с ходьбой, передачей предметов) Игра малой подвижности (игры с ходьбой, игры на внимание)

По двигательному содержанию Игры с ходьбой \Игры с бегом \ Игры с лазанием \Игры с прыжками», Игры с метанием

Играя с детьми в подвижные игры, стараюсь, чтобы дети не только включались в активную практическую физическую деятельность, но и
получали моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

Особое место я также уделяю и дидактическим играм.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Дидактические игры использую в ходе режимных моментов , в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке.

В практику своей работы внедряю следующие виды дидактических игр:
Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками; на развитие творческого мышления и воображения («Найди и назови», «Что изменилось?»)
Настольно-печатные
игры использую как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, логики, мышления, воображения («Что с начала, что потом?» «Лото», Мозайка и др)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Это игры на формирование умения выделять существенные признаки и явления; на развитие у детей психических процессов; на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по отдельным признакам; на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы.(«Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др.)


Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимают творческие игры

К ним относятся :театрализованные, игры-драмматизации, строительно-конструктивные, режиссёрские и сюжетно-ролевые

В работе со своими детьми больше внимания уделяю сюжетно-ролевым играм , которые организую ежедневно. Именно эти игры
позволяют ребенку примерить самые разные социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений. Это «полигон» человеческой практики, проверки и применения опыта. Это самое естественное средство развития коммуникативных способностей ребенка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. Л. С. Выготский

Сюжетно-ролевая игра-королева игр:
развивает потенциальные возможности детей;

имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

При организации сюжетно-ролевой игры опираюсь на следующие педагогические принципы:
- Отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру.
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
- Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
- Принцип поддержания игровой атмосферы.

Д.Б. Эльконин выделял следующие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры., на которые я опираюсь организуя совместные игры с детьми.
Мотив(возбуждение интереса к игре).
Содержание
это то, что воспроизводиться ребенком в качестве характерного момента деятельности и отношений взрослых в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Сюжет(это та сфера деятельности людей, которая моделируется, воспроизводиться в игре.)
Игровое действие воспроизведение ребенком содержания деятельности людей, в соответствии с замыслом игры в обобщенной и сокращенной форме. Тема «Больница», сюжет «Заболел ребёнок», игровые действия: Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.
Игровая роль(это тот образ, который ребенок принимает на себя во время игры.)
Воображаемая ситуация образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.
Игровой материал игрушки, предметы реального мира, предметы- заместители, которые используют в процессе сюжетно-ролевой игры.

Для мотивации детей к игре использую игровые и неигровые приемы предложения игры.

  • Неигровые приемы:

устное предложение, напоминание, совет, беседа

  • Игровые приемы:

сюрпризные моменты, обыгрывание новой игрушки, афиши, игровые стихи, заклички

Для детей старшего дошкольного возраста применяю сюжетно-ролевые игры разной тематики

  • бытовые игры («Семья», «Дом», «День рождения»)
  • производственно-общественные игры («Строители», «Завод», «Школа», «Магазин», «Больница», «Концерт»)
  • героико-патриотические игры («Парад», «Полёт в космос», «Армия»)


Для того чтобы организовать любую сюжетно-ролевую игру обязательно необходимо провести большую предварительную работу, в целях обогащения жизненного опыта детей на определённую тему.
На примере сюжетно-ролевой игры «Аптека» я провожу

  • Беседу(«Для чего нужна аптека?»)
  • Рассказываю детям(о профессии фармацевта, об его профессиональной деятельности)
  • Сама организую экскурсию в аптеку или предлагаю родителям с детьми побывать в аптеке, понаблюдать за работой фармацевтов
  • Читаю рассказы Н. Забилы с последующим обсуждением «Ясочка простудилась», Э. Успенского «Играли в больницу»)
  • Рассматриваем с детьми тематические альбомы, картинки, иллюстрации, плакаты (с изображением здания аптеки, фармацевта, лекарств).
  • Организую дидактические игры(«Чудесный мешочек»…….)
    в продуктивных видах деятельности изготавливаем атрибуты для игры Например: Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников)
    Всю предварительную работу планирую в режимных моментах в течении 1-2 недель.


Для организации сюжетно-ролевых игр необходима соответствующая предметно-пространственная игровая среда, которая является материальной опорой для игровых замыслов детей.
Для этого развивающую среду своей группы оснастила и постоянно пополняю
-
сюжетными игрушками
- полифункциональными материалами ,средообразующими модулями макетами -моделями, макетами-картами, подиумами
- предметами-заместителями
- элементами костюмов игровых персонажей

Одним из важнейших условий педагогической поддержки игры является собственная игровая позиция педагога. В своей практике работы применяю разные игровые позиции
- Взрослый «вне» игрового поля (организую игру, не принимая на себя никаких ролей и полномочий; вместе с тем дипломатично влияю на выбор игры, ее нравственную атмосферу) не принимая участия в игре, руковожу ею через других детей, принявших лидерские роли

- Взрослый «внутри» игрового поля 1 вариант( Сама участвую в игре непосредственно, руковожу ею, принимая роль командного характера. В этом случае моё положение очень выгодно. Я играю непосредственно с детьми, а командная роль дает мне право непосредственного руководства игрою) 2 вариант. (Сама участвую в игре, в качестве нейтрального лица, арбитра, советника, консультанта, посредника. Несмотря на моё кажущееся положение «вне игры», контроль над ее развитием в моих руках.
3 вариант. (участвую в игре, принимаю рядовую роль, подчиняюсь общим правилам. В этом случае могу подавать пример, стимулируя ход игры своим поведением.

Распределение ролей один из ответственных моментов в детских играх. Для этого придерживаюсь определённых требований и использую следующие методические приемы:
- Назначаю на роль сама
- Назначаю на роль через старшего (водящего, капитана) или игровым коллективом;
- Если возникают конфликты при распределении ролей, то Выбор на роль провожу по итогам каких-либо соревнований, жеребьёвки или использую очерёдность в выполнении роли в игре.
-Не редко ребёнок сам хочет выполнять предложенную ему роль, т.к. она ему нравится, соответствует его интересам.

Выход из роли это тоже очень важный момент в сюжетно-ролевой игре. Иногда ребенок не желает играть, не справляется с ролью.
При этом применяю следующие методические приёмы.

«отпуск»;
«выходной день»;
«каникулы»
«прием на работу»;
«конкурс работников» и т.д.

Главное, чтобы смена ролей проходила в рамках игры и важно не обидеть игроков.


Впечатление от игры зависит от ее окончания

При завершении игры придерживаюсь следующих требований:

Не допускаю административного пресечения игры и окрика. В старших группах, использую сюжетный выход из игры, или заранее предупреждаю об окончании игры.
Стараюсь, чтобы итог игры был всегда результативным.(если играем в парикмахерскую, значит в итоге клиент должен быть с причёской, если в больницу, то больной при завершении игры должен быть здоров)

Для того, чтобы переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры использую одну из её линий развития– это игра – фантазирование.
( изменение традиционных сюжетов путём введения в игру новых героев).

Более сложный способ построения игры –сюжетосложение.
(многотемные сюжеты с комбинированием разных тем).


Общаясь с детьми обратила внимание, что им сложно комбинировать различные события в связную последовательность. Поэтому для формирования умения придумывать оригинальный сюжет использую специальный алгоритм. По которым я с детьми обсуждаю следующие моменты.
- Куда отправимся в путешествие?:на морское дно
- На чем?: на корабле, подводном аппарате
- Кого возьмем с собой?: Любимую игрушку
- Что может произойти? :кораблекрушение;
- Кого встретим? Морского царя, морских обитателей
- Кто поможет в путешествии?: палочка- выручалочка
- Чем закончится путешествие? чтением книг о морских обитателях и растениях, планированием дальнейших приключений.


Детки не всегда переводят на язык игры полученные знания. Играя вместе со своими детьми я побуждаю их к ролевой импровизации демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. В этом мне помогают карты для сюжетосложения, которые помогают комбинировать различные традиционные сюжеты в единый игровой сюжет. Пример такой карты представлен




Важно играть с детьми не только в детском саду, но также и дома. Совместная работа с родителями позволила мне создать единое пространство «Семья-детский сад», в котором всем комфортно интересно и полезно, а самое главное став партнерами мы объединили усилия для развития познавательной активности детей через игровую деятельность.

Для того, чтобы повысить компетентность родителей я провожу
- консультации
- родительские собрания
-через наглядную информацию в родительских уголках
-организую совместные мероприятия в течении года
Наиболее эффективными считаю проведение практикумов и мастер-классов на которых рассказываю и показываю:
- как правильно и в какие игры играть с детьми дома.

В настоящее время типичным является такая ситуация, что в первый класс дети приходят с мотивом «хочу играть» и у них игровая мотивация преобладает над учебной. И говорят часто, что дети не доиграли. В результате активного внедрения игровой деятельности в свою практику хочу отметить, что мои выпускники демонстрируют успешность освоения программы и адаптации к школе на достаточно высоком уровне .

Игровая деятельность дает мне возможность сделать образовательный процесс живым и привлекательным для детей, родителей и для меня , а что может быть лучше, чем делать то, что тебе интересно.

Список литературы:

1.Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 c.
2.Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
3.Деркунская, В.А /Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет: Учебно-методическое пособие.,2015.-128 с.
4.Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Наши новости:

Разместить свою публикацию