Работа педагога-психолога с воспитателями детского сада по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи»
В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Но, тем не менее, существует проблема детско-родительских отношений. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием, заботой и поводов для беспокойства быть не должно.
Как правило, трудности детей – это проекция отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи.
Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В разных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности.
Поэтому важно не только изучать значимые факторы, но и выявлять их взаимозависимость и связь с эффективностью воспитательного процесса.
Гипотеза: мы предполагаем, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически, социально и психически здоровых детей.
Роль семьи в обществе несравнима, по своей значимости, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволит создать благоприятные условия для воспитания и развития, обучения и сохранения здоровья ребенка, педагогам ДОУ и родителям необходимо формировать единую воспитательную среду для ребенка [материалы лекций Т.Д. Яковенко].
Актуальными являются слова Л.А. Никитиной о необходимости сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.
Исследования отечественных психологов и педагогов (Н.О. Березина, канд. мед. наук; И.А. Бурлакова, кандидат псих. наук; Н.В. Федина, канд. пед. наук; и др.) показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.
Анализ показывает, что педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков. Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга [материалы лекций Т.Д. Яковенко].
Проект работы с воспитателями разработан на два года и апробирован в МКДОУ Новосибирского района Новосибирской области – детском саду комбинированного вида «Теремок», где работают 24 воспитателя, и перед проектом был проведен мониторинг, среди воспитателей и было выявлено, что 50% воспитателей готовы к сотрудничеству с родителями своих воспитанников; 25% - не принимают идею сотрудничества с родителями и лишь 25% полноценно, качественно сотрудничают с родителями в своих группах.
Из наблюдений за работой воспитателей, и после проведения опроса в устной форме – интервью педагогов, обнаружила, что работа воспитателей с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% родителей настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. И помощь, которую хотели бы родители получить от педагогов-психологов может заключаться в следующем:
25% - ждут осуществления индивидуального подхода к своему ребенку;
25% - предполагает увидеть в детском саду организацию бесед для родителей, лекций с врачами, психологами
10% родителей надеются на помощь их ребенку в раскрытии их индивидуальности.
40 % оставили этот вопрос без ответа, не ожидая от дошкольного учреждения никакого участия в решении проблем семейного воспитания и развития их ребенка.
Из опроса воспитателей детского сада «Теремок» выявлены причины для чего необходимо сотрудничество педагогов с родителями воспитанников.
Итак, взаимодействие воспитателей с родителями позволяет:
- узнать социальный статус ребенка, семейные традиции, социально-психологический микроклимат, об индивидуальном развитии психических особенностях ребенка, о стилях семейного воспитания; все это очень важно для осуществления индивидуального подхода качественного дошкольного образования;
- своевременно выявить, обозначить проблемы в развитии ребенка и начать своевременно совместную коррекционно-развивающую работу;
- выстроить доверительные отношения с родителями, что является основой для профилактики конфликта;
- повысить ответственность родителей за воспитание, развитие и социализацию ребенка;
- более эффективно решать стоящие перед ДОУ образовательные и оздоровительные задачи;
- улучшить материально-технические условия группы, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение дошкольников;
- своевременно выявить одаренных детей и создать благоприятные условия для их развития.
Таким образом, я как педагог-психолог дошкольного учреждения убедилась в том, что, оказывается невозможно помочь ребенку, если не изменится отношение педагогов и родителей друг к другу. Совершенно очевидным является тот факт, что многие воспитатели, даже имеющие высшее педагогическое образование не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника, испытывают трудности в работе с детьми, у которых отмечается проблема в психическом развитии и не знают и не умеют наладить контакт с родителями такого ребенка.
Поэтому я, работая с родителями в детско-родительском клубе «Мамина школа», решила параллельно провести работу с воспитателями и, пройдя курсы обучения в «ГЦОиЗ «Магистр» на тему «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи» с 22.10.2013 по 21.02.2014 написала проект для работы с воспитателями «Взаимодействие детского сада и семьи»
Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в сотрудничестве с родителями.
Задачи:
- Помочь воспитателям осмыслить возможности сотрудничества с родителями
- Освоить практически современные формы сотрудничества с родителями
- Расширить и углубить представления о психологии современной семьи
- Освоить современные подходы к планированию деятельности ДОУ по организации сотрудничества с родителями
- Освоить технологию интерактивного обучения взрослых
Принципы сотрудничества
- Принцип субъектности всех участников взаимодействия
- Принцип деятельностного подхода
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода педагогов к семьям воспитанников
- Принцип развития всех участников образовательного процесса
Этапы деятельности воспитателей к сотрудничеству с семьей
- Диагностический – сентябрь
- Мотивационный – октябрь
- Основной (обучающий) - ноябрь-апрель
- Контрольно-оценочный (рефлексивно-диагностический этап) – май
Этапы деятельности | Основные мероприятия | Цель | Задачи | Сроки выполнения | Участники |
Диагностический | Опрос в варианте анкетирования Опрос в устной форме - интервью Педагогическое наблюдение Анализ документов (планы) | Изучить реальную социо-педагогическую ситуацию в аспекте профессиональной готовности воспитателей к сотрудничеству с родителями | Изучить уровень осведомленности о типичных трудностях молодой семьи, о типах семей, стилях семейного воспитания Выявить типичные трудности в организации взаимодействия с семьями Выявить имеющийся в ДОУ положительный опыт сотрудничества с родителями Выявить имеющиеся у родителей трудности семейного воспитания, установки на воспитание и развитие ребенка | сентябрь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог |
Мотивационный | Дискуссия «Нужно ли современному педагогу взаимодействовать с семьей» | Создать мотивацию для воспитателей на сотрудничество с родителями | Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития сотрудничества с родителями | октябрь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог |
Обучающий (основной) | Круглый стол: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Типы, виды семей» | Повышение компетентности педагогов по организации сотрудничества с родителями в условия ДОУ | Расширить представления педагогов об особенностях современной молодой семьи, о типах семьи, стилях семейного воспитания | ноябрь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог |
Проект - программа «Семья» | Обучить воспитателей планировать работу по взаимодействию с родителями | ноябрь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Деловая игра «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями» | Помочь воспитателям овладеть практическими навыками и умениями, необходимыми для эффективного взаимодействия с семьей | декабрь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Мозговой штурм «Способы профилактики конфликтов с родителями» | Сформировать представление о способах предупреждения конфликтных ситуаций и педагогически грамотно разрешать их | январь | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Семинар-практикум: «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи» | Познакомить воспитателей с психологическими аспектами взаимодействия людей. Дать практические рекомендации педагогам по организации работы с родителями. Предоставить воспитателям и специалистам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения. Помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения. (игра «Карамбия») | февраль | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями» | Расширить представление педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями (дискуссия) | март | старший воспитатель, воспитатели, | ||
Практикум: «Как правильно осуществлять педагогическую диагностику? Как правильно составить анкету?» | Формировать представление об интерактивных формах работы с родителями (метод кейс-стади) | март | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Практический опыт коллег «Мои "плюсы" и "минусы" в общении с родителями»; | Систематизировать, обобщить положительный опыт взаимодействия с родителями конкретных педагогов (гр. 5, 1) и предоставить этот опыт другим воспитателям ДОУ | апрель | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог | ||
Рефлексивно-диагностический (контрольно-оценочный) | Опрос в варианте анкетирования Опрос в устной форме - интервью Педагогическое наблюдение Анализ документов (планы) | Изучить динамику повышения профессиональной компетентности воспитателей в сотрудничестве с родителями | Систематизировать положительный опыт взаимодействия с родителями. Подвести итоги работы по сотрудничеству с родителями в группах. | май | старший воспитатель, воспитатели, родители, педагог-психолог |
После реализации проекта были получены следующие результаты:
1.Повысилась мотивация педагогов к общению с родителями и другими участниками образовательного процесса (положительные отзывы родителей о работе воспитателей, чаще выходят на контакт с родителями, проводят совместную деятельность по подготовке к праздникам, конкурсам и др.)
2.Повысился уровень педагогической компетентности педагогов (используют в работе интерактивные методы, знают об особенностях развитии молодой семьи и др.)
3.Уменьшилось количество конфликтов между родителями и воспитателями
4. Родители более активно интересоваться и включаться в образовательный процесс
5.Начинающие педагоги прислушиваются к рекомендациям и стараются использовать опыт работы коллег
6.Педагоги с помощью педагога-психолога и старшего воспитателя научились отбирать необходимый материал для диагностики взаимоотношений воспитателей и родителей и педагогически грамотно проводить ее
7.В планах воспитателей систематически отображена работа по взаимодействию с родителями
8.Воспитатели продолжают приобретать опыт рефлексировать собственную педагогическую деятельность во взаимодействие с родителями воспитанников.