Конспект игры-путешествия «По дороге в сказку»
Цель: расширять представление детей об эмоциях, формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние.
Задачи: формировать у детей умение определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей, развивать эмпатию, чувство ответственности за себя и других людей, формировать умение управлять собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций), развивать познавательные процессы.
Материалы: волшебная палочка, зеркала, магнитофон, проектор.
Вводная часть
(Звучит музыка из кинофильма «Три орешка для Золушки».)
Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в сказку. Представьте, что я - добрая волшебница, а это - моя волшебная палочка. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот пожелает нам всем что-нибудь доброе и хорошее.
Вхождение в сказку
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку. Послушайте загадку и попробуйте догадаться, в какой сказке мы сегодня побываем.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
- Правильно, это сказка «Золушка».
Основная часть
Сказка
- А теперь послушайте сказку про Золушку.
Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.
У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.
Упражнение 1.
- Как вы думаете, какое лицо у мачехи Золушки? (Дети высказывают свои предположения).
- Изобразите злость на ваших лицах! Посмотрите в волшебное зеркало. Что произошло с вашими бровями? Какое у вас выражение глаз? Может ли злой человек нравится людям?
И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша и добра, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
Упражнение 2
Одной рукой дети «держат» большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, «чистят» стенки и дно кастрюли. Ведущий обращает внимание на напряженность мышц рук (руки — сильные, твердые, крепкие). Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед, слушают свисающие руки. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.
И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры тоже получили приглашение на бал. И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Упражнение 3
Детям предлагается посочувствовать и развеселить Золушку.
- Что вы чувствуете, когда слышите плач человека? (Дети высказывают предположения).
- Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого.
- Хорошо или плохо, что человек умеет плакать?
- Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо.
- Когда не стыдно плакать?
- Дети. Когда больно, кого-то жалко, обидно.
- Как мы можем успокоить Золушку?
- Я предлагаю вам развеселить нашу Золушку и потанцевать.
Танцевальная терапия.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах. – Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.
Она была фея – волшебница – и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают.
Что ж, будь только умницей, – сказала фея, – а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце. Сбегай-ка на огород да принеси мне оттуда большую тыкву, и тыква превратилась в прекрасную карету. Затем фея послала Золушку в кладовую за мышами. Фея прикасалась к мышке палочкой, и от этого прикосновения обыкновенная серая мышка сейчас же превращалась в серого, красивого коня.
Упражнение 4
Сначала ведущий объясняет и показывает, как ведут себя мыши и кони. Потом дети приступают к выполнению упражнения:
• «Мыши» быстро и беспокойно бегают во всех направлениях в пределах ковра. Бегают они мелкими семенящими шажками, передние «лапки» держат перед грудью. При этом «мыши» шевелят «усами», т. е. выполняют движения мышцами верхней губы по направлению «вправо-влево».
• Как только ведущий касается «мышки» волшебной палочкой, она сразу превращается в «коня».
«Конь» стоит на одном месте, бьет «копытами» (кулачками) и фыркает. Ведущий напоминает, что спина должна быть прямая, голова поднята высоко и гордо, кулачки напряженные и твердые.
• Расслабление стоя. Опускаются плечи, свисают руки, голова слегка падает на грудь.
И вот Золушка на балу. Принц сразу же пригласил ее на танец. Золушка забыла о времени и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Она поднялась с места и убежала быстрее лани. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.
Упражнение 5
- Найдите хрустальную туфельку Золушки!
- Что это? Назови одним словом!
Принц поднял хрустальную туфельку, и через несколько дней принц приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что девушка, которой придется впору хрустальная туфелька, станет его женой. Все дамы королевства стали примерять эту туфельку. Но туфелька всем была мала. И лишь Золушке она оказалась впору. Золушку отвезли к молодому принцу и через несколько дней они сыграли свадьбу.
Упражнение 6.
Дети расслабляются в свободной позе (по выбору) и слушают звон колоколов.
— Понравились колокола? Что вы чувствовали?
Заключительная часть
Ритуал выхода:
Ведущий берет волшебную палочку и говорит:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В наш садик попадем!
Звучит сигнал волшебства.
Рефлексия
- Ребята, где мы были?
- Кому понравилось наше путешествие в сказку, похлопайте в ладоши!
- Кто сегодня молодец, погладьте себя по голове!
- Какие вы все молодцы! Мне было очень интересно с вами работать! До новых встреч!
Список литературы
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004.-254 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2010. - 240 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки – это лекарство: руководство по сказкотерапии. – М.: Литтера, 2007. – 96 с.
- Перро Ш. Волшебные сказки. – СПб.: Речь, 2014. – 253 с.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2013. – 128 с.