Особенности приобщении детей к народным традициям в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Народные традиции, являясь одним из важнейших факторов социальной среды, оказывают огромное влияние на развитие личности дошкольника. Народные традиции являются не только формой сохранения социального опыта, но и способом передачи опыта каждому предшествующему поколению. В процессе приобщения к социальному опыту старшего поколения происходит становление личности, его мировоззрения, жизненной позиции. Народные традиции, содержащие в себе надежно проверенные временем нормы поведения, культурных и духовных ценностей, играют важную роль в воспитательном процессе, вызывая горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам.
Проблемы приобщения детей к народным традициям решаются в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного стандарта дошкольного образования, задачами которого является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Государством приняты 10 ценностей, на которые опираются стандарты всех уровней образования. Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Они прописаны и в «Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ». В дошкольном образовании мы говорим о формировании представлений об этих ценностях.
Для организации продуктивной работы по решению данной задачи, воспитателю целесообразно включить в методическую копилку раздел, материал в котором будет сформирован, исходя из ценностей, обозначенных в Концепции.
Успешное воспитание подрастающего поколения на народных традициях невозможно без знания народной педагогики, так как именно в народной педагогике одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений.
Народное воспитание – это объективно закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики.
В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС с удовольствием опираются на народные традиции, отдавая дань таким неизменным аргументам народной педагогики, как:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу;
- формирование безопасного, дружелюбного, осознанно-правильного поведения в быту, социуме, природе;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Условиями эффективной реализации народных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми;
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Базовыми направлениями в работе с детьми по приобщению к народным традициям являются следующие:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции, в которых фокусируются наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Технология приобщения дошкольников к народным традициям должна строиться на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в различные виды деятельности с приоритетом игровой;
-интеграция различных видов искусств при опоре на фольклор;
-использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель»;
-обеспечение воспитательной работы на основе традиций родной культуры;
-обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Таким образом, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, мы закладываем основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.