Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95421

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Особенности приобщения детей к народным традициям в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МДОУ детский сад №39 "Золотой ключик", г.Серпухов

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, посредством народных традиций

Задачи: Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста, и особенности приобщения к народным традициям

Особенности приобщении детей к народным традициям в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Народные традиции, являясь одним из важнейших факторов социальной среды, оказывают огромное влияние на развитие личности дошкольника. Народные традиции являются не только формой сохранения социального опыта, но и способом передачи опыта каждому предшествующему поколению. В процессе приобщения к социальному опыту старшего поколения происходит становление личности, его мировоззрения, жизненной позиции. Народные традиции, содержащие в себе надежно проверенные временем нормы поведения, культурных и духовных ценностей, играют важную роль в воспитательном процессе, вызывая горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам.

Проблемы приобщения детей к народным традициям решаются в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного стандарта дошкольного образования, задачами которого является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Государством приняты 10 ценностей, на которые опираются стандарты всех уровней образования. Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Они прописаны и в «Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ». В дошкольном образовании мы говорим о формировании представлений об этих ценностях.

Для организации продуктивной работы по решению данной задачи, воспитателю целесообразно включить в методическую копилку раздел, материал в котором будет сформирован, исходя из ценностей, обозначенных в Концепции.

Успешное воспитание подрастающего поколения на народных традициях невозможно без знания народной педагогики, так как именно в народной педагогике одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений.

Народное воспитание – это объективно закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики.

В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС с удовольствием опираются на народные традиции, отдавая дань таким неизменным аргументам народной педагогики, как:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу;

- формирование безопасного, дружелюбного, осознанно-правильного поведения в быту, социуме, природе;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Условиями эффективной реализации народных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Базовыми направлениями в работе с детьми по приобщению к народным традициям являются следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции, в которых фокусируются наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Технология приобщения дошкольников к народным традициям должна строиться на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в различные виды деятельности с приоритетом игровой;

-интеграция различных видов искусств при опоре на фольклор;

-использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель»;

-обеспечение воспитательной работы на основе традиций родной культуры;

-обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Таким образом, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, мы закладываем основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Наши новости:

Разместить свою публикацию