Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96377

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Развитие эмоциональности детей на музыкальных занятиях».

Дата публикации:

Автор:
Музыкальный руководитель, МБДОУ- "ЦРР- дет. сад №22", г. Ливны Орловская область

Цель: Развивать эмоциональность детей.

Задачи: 1. Помогать детям преодолевать барьеры в общении. 2. Создавать с помощью средств музыкальной выразительности условия для самовыражения. 3. Развивать творческий потенциал детей.

«Развитие эмоциональности детей на музыкальных занятиях».

Статья и пример муз. занятия.

Из опыта работы музыкального руководителя

Кузиной Л.Н. МБДОУ- «ЦРР- дет. сад № 22»

г. Ливны Орловская обл.

Проблема эмоционального развития и нравственного воспитания вызывает пристальный интерес педагогов и психологов. Очень часто человек испытывает эмоциональный дискомфорт оттого, что не умеет объяснить собеседнику свои чувства, эмоции, сказать о них так, чтобы не обидеть другого. В психологических исследованиях отмечается, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребёнка о себе и о другом. Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому важно научить ребёнка не только положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводит к отклонению в личности, к нарушению у него социальных контактов. Ребёнка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, удручённого, пессимистичного. Ребёнка, испытывающего страх и тревогу можно назвать как робким, застенчивым, неуверенным. Ребёнка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, неуступчивого, агрессивного. Ребёнка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого, стремиться к доминированию, переживающего чувства успеха, гордости. Такие дети не могут сосредоточиться, у них нарушается поведение. Наиболее сложны для педагогической коррекции такие отклонения поведения у детей, как агрессивность, двигательная и эмоциональная сверх активность. С возрастом поведение может ухудшиться. С такими детьми нужно заниматься чаще индивидуально, уделять им пристальное внимание. К вспомогательным средствам общения, способствующим коррекции настроения, относят рисование и музыку. Музыка является одним из самых действенных и организующих средств общения. С давних пор она используется как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии постоянно растёт. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние действия. Ритмические задания помогают вовлекать, вовлекать, активизировать и побуждать к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психологическое напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения. Выработка механизмов торможения подкрепляется упражнениями под музыку. Если можно считать установленной зависимость моторики от психического состояния, то не следует забывать об обратном влиянии моторики на психику. Слушание музыки может предварять этюд, помогающий войти в нужное эмоциональное состояние. Так лирическая музыка способствует общему успокоению, а драматическая возбуждает, повышает жизненный тонус. Музыка может быть фоном на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случаи она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей. В ходе слушания музыкальных произведений дети не только чувствуют в музыке радость и грусть, но и говорят о своих чувствах, отношении, переживаниях. Для слушания музыки используются как контрастные, так и мало контрастные музыкальные произведения. Дидактические игры направлены на закрепление обобщённых представлений об эмоциях, чувствах. На занятиях можно использовать такие игры: «Кто сегодня пришёл в гости», «Кого встретил Колобок», «Поссорились-помирились», «Разные настроения» и др., которые учат различать различные чувства и настроения. «Карты настроения» помогают распознавать эмоции. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают с настроением музыки, то эмоции выраженные в них не называются. В дальнейшем дети учатся словестно описывать чувства, вызванные контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с картами настроений. Для характеристики музыкальных образов и своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определений: весёлый-грустный, бодрый-усталый, довольный-сердитый, спокойный-взволнованный, смелый-трусливый и т.д.

Тема моего музыкального занятия называется «Страна эмоций». Она оказалась мне очень близка, так как уже несколько лет я занимаюсь с детьми музыкально-театрализованной деятельностью. А театр без эмоций как известно не возможен. Поэтому и на занятиях использую многие из игр и упражнений, которые я применяю в кружковой работе. Это способствует не только психологической коррекции ребёнка, но и развитию музыкальности, выразительности движений, пластичности, координации, развитию чувства ритма. Практика показала, что после таких занятий дети становятся более открытыми, общительными, у детей вырабатываются положительные черты характера. Не случайно для своего занятия я выбрала тему «цирк» так, как с этой темой связаны самые яркие эмоции у детей: интерес, радость, грусть, удивление. Именно развитие эмоций я поставила главной темой занятия. Подбирая игры и упражнения я старалась, чтобы они соответствовали сюжету. На занятии я показала, что игры и упражнения на развитие эмоций можно использовать во всех видах музыкальной деятельности. Основное условие-игры и упражнения должны быть преподнесены педагогом в яркой, эмоциональной форме, тогда и дети будут передавать определённые образы более эмоционально. Думаю, что такие занятия проводить с детьми необходимо, и это могут быть не специальные занятия, а самые обычные. Главное найти ту «изюминку», которая помогла бы передать упражнение, песню, игру ив т.д. в яркой эмоциональной форме.

Музыкальное занятие для детей старшей группы «Путешествие в страну эмоций». (Цирковое приключение).

Цель занятия: развивать эмоциональность детей.

Задачи: 1. Помогать детям преодолевать барьеры в общении.

2. Создавать с помощью средств музыкальной выразительности условия для самовыражения.

3. Развивать творческий потенциал детей.

Оборудование: воздушные шары, мольберты, большие альбомные листы, фломастеры, шапочки для игр, портрет Д. Кабалевского.

Дети входят в зал под песню «Улыбка»

В. Шаинского и становятся полукругом.

Муз. рук. Ребята, посмотрите какой солнечный день. И я хочу, чтобы вы улыбнулись и подарили свою улыбку мне и нашим гостям.

Дети улыбаются.

Какие красивые, солнечные, лучезарные у вас улыбки. А это значит, что сегодня мы продолжим путешествие по Стране Эмоций. Давайте вспомним наше волшебное стихотворение.

Дети произносят вслух.

В моей стране эмоций

В моей Вообразилии

Там царствует фантазия

Во всём своём всесилии:

Там радость и печаль в одно сплетаются

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения.

Муз. рук. Ребята, а вы любите приключения? Дети Да! Муз. рук. Тогда мы с вами отправимся в цирк.

ДЕТИ НАДЕВАЮТ ЦИРКОВЫЕ ШАПОЧКИ И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ. Муз. рук. Итак, я приглашаю на арену всех участников представления. Сейчас мы устроим парад-алле. Под музыку вы, ребята, идёте по кругу, но будьте внимательны- когда я скажу «лошадки» вы изображаете лошадок, на слово «медведи» - идёте как медведи, а на слово «акробаты» - должны остановиться в позе акробата.

Под песню композитора В. Шаинского «Цирк» проводится игра на внимание, воображение.

Муз. рук. Ребята, а хотите немного удивиться? Представьте, что фокусник открыл большую, красивую шкатулку и положил туда маленький шарик. Когда открыл-шарика не было, а из шкатулки вылетела целая связка больших, воздушных шаров.

Воспитатель выбрасывает в круг связку воздушных шариков. Муз. рук. Ребята, посмотрите какие красивые, яркие шары. Представьте, что это не шары, а огромные гири, вы- знаменитые силачи. Каждый из вас поднимает свою «гирю», показывает-какая она тяжёлая, а затем резко опускает её на «землю». Этюд «Силачи» (на воображение, свободу мышц рук, ног).

Муз. рук. А теперь немного потанцуем. Под музыку, которая будет звучать, вы, ребята, должны придумать с воздушными шарами различные танцевальные движения.

Звучат попеременно полька, вальс, твист (или другие мелодии-по выбору муз. рук.). Дети импровизируют. Муз. рук. Замечательные танцы у вас получились! Давайте положим шары в манеж, сядем на «арену» и немного отдохнём. (Дети садятся на ковёр). Ребята, а без чего и без кого не может обойтись цирк?

Ответы детей………………Без клоунов. Муз. рук. Правильно, ребята. Кто из нас не любит клоунов?! Это смешной, нелепый человек в ярком костюме, с большим красным носом вбегает на арену и развлекает публику. Композитор Д. Кабалевский написал пьесу, которая так и называется «Клоуны».

Муз. рук. играет пьесу и беседуют (см. Слушание музыки старшая группа программа М. Васильевой.) Муз. рук. Ребята, а давайте подойдём к мольбертам и попробуем с помощью фломастеров изобразить мимику грустного или весёлого клоунов.

Дети подходят к мольбертам и на готовых заготовках рисуют. Муз. рук. Какие замечательные клоуны у вас получились! Муз. рук. Ребята. А когда вам весело, какие песни хочется петь? (ответы детей). Тогда песня, которую мы учили на прошлых занятиях подходит к нашему весёлому настроению.

Дети исполняют песню «Отличное настроение» муз. и сл. Л.А.Старченко, затем педагог даёт задание исполнить первый куплет песни в ритме марша, а второй- как колыбельную песню.

Муз. рук. Ребята, а без кого ещё не может обойтись цирк? Дети Без животных. Муз. рук. Представьте, что на арене цирка появились весёлые обезьянки. А это значит, что мы поиграем в игру «Обезьянки и тигр».

Проводится игра (с элементами логоритмики) «Обезьянки и тигр» (журнал «Колокольчик» Музыкальные игры). Муз. рук. Ребята, вам понравилось наше путешествие в цирк? (Ответы детей). Куда бы вы в следующий раз хотели отправиться? (Ответы детей). Скажем до свидания нашим гостям.

Дети говорят до свидания муз. руководителю и гостям и уходят в группу.

Наши новости:

Разместить свою публикацию