Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96443

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Сотрудничество ДОО и семьи по вопросам воспитания дошкольников на основе традиций русского народа

Дата публикации:

Автор:
Старший воспитатель , МБДОУ "ЦРР - детсад №22" г.ливны , Орловская область

Цель: приобщение детей дошкольного возраста и их семей к традиционной народной культуре посредствам народных праздников и развлечений.

Задачи: приобщение детей дошкольного возраста и их семей к традиционной народной культуре посредствам народных праздников и развлечений.

«Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

В области воспитания

Возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи.

Утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи.

Налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей»

Из Указа Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808
"Об утверждении Основ государственной культурной политики"

Сотрудничество ДОО и семьи по вопросам воспитания дошкольников на основе традиций русского народа

Солодянкина С.В.,

старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г .Ливны

Трудно не согласиться со словами русского философа И. Ильина: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Наши современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками от поколения к поколению. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно, а ведь семья, дом, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Изначально воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. В дальнейшем в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций основополагающая роль принадлежит дошкольному детству.

Дошкольники - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача, задача педагогов и родителей – дать именно то, что нужно. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. А многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Таким образом, мы, педагоги, в тесном сотрудничестве с семьями наших воспитанников обязаны пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. При этом надо четко понимать, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Основной целью работы по данному направлению в нашем ДОУ было выбрано приобщение детей дошкольного возраста и их семей к традиционной народной культуре посредствам народных праздников и развлечений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

1) принцип психологической комфортности

Проведение традиционных народных праздников и развлечений в ДОУ помогает в создании доброжелательной атмосферы в системе взаимодействия администрации ДОУ, семьи и педагогов. Педагоги ДОУ ориентируются на потребности семьи, ее запросы. Знакомясь с традициями каждой конкретной семьи, вырабатывают единый подход к воспитанию ребенка на основе взаимоуважения и доверия.

2) принцип деятельности

К организации таких праздников и развлечений привлекаются родители, что заставляет их активно включаться в воспитательно-образовательный процесс. Кроме того, знания не даются детям и родителям в «готовом» виде. Педагоги создают условия, при которых они сами осознают необходимость в получении этих знаний из различных источников.

3) принцип целостности

Непосредственное погружение в данную деятельность (поиск информации, изготовление атрибутов, участие в праздниках и развлечениях) помогают родителям осознавать роль семьи в социально-личностном развитии своего ребенка, а так же получить представление о принципах и приоритетах, на которых строится работа в ДОУ. А у детей формируется целостное представление об окружающем мире, о себе самом и социокультурных отношениях со сверстниками и взрослыми.

4) принцип минимакса

Педагогический коллектив создает условия для категории родителей, готовых максимально сотрудничать с воспитателями и повышать свою педагогическую компетентность по данному направлению. Данный принцип обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье, который возможен только в том случае, если грамотно организована система диагностической работы по изучению семей воспитанников. Ребенку это дает возможность двигаться по индивидуальной траектории саморазвития.

5) принцип вариативности

Это предоставление родителям выбора форм участия и степени включенности в воспитательно-образовательный процесс. У дошкольника формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, поступка.

6) принцип непрерывности

Предполагает отсутствие «разрывов» в организации воспитательного процесса в семье и ДОУ. Чтобы дошкольники смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник, необходимо, чтобы и в их семье их родители, бабушки и дедушки могли так же передавать этот опыт.

7) принцип творчества

Ребенок приобретает собственный опыт творческой деятельности, а родитель собственный опыт социальной активности.

Для решения поставленной задачи мы используем разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, экскурсии, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности.

В раннем возрасте малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивый интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п. В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов. Итак, мы видим, что культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его «Я- концепции», на осознание его причастности к народной культуре. И, кроме того, посредством организации народных праздников и развлечений решается еще одна, очень немаловажная задача – создание условий для эмоционального отдыха детей и снятия психического напряжения, что чрезвычайно важно для современного ребенка. Так, пение в кругу знакомых песен, их театрализованное обыгрывание («Песенные посиделки»), игры и аттракционы с пением, ряжение, кукольные представления и т.д. очень интересны детям и хороши для их творческого самовыражения.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредством праздников в ДОУ созданы определенные условия:

  • Разработка плана по организации и проведению народных праздников и развлечений, праздников народного календаря.
  • Групповые многофункциональные зоны «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Мини-музей русского быта «Русская изба».
  • Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
  • Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
  • Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники».
  • Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках различных творческих конкурсов.
  • Организация интерактивных выставок и мини-музеев

Но никакие усилия ДОУ не смогут дать полноценного результата, если они не поддерживаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано единое сообщество «Семья-дети-педагоги», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.

В нашем учреждении в данном направлении мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Это: информационно-аналитические (анкетирование; опрос; "почтовый ящик"); наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды).

Получить различные знания родители могут, посещая родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания. Кроме того, через устные журналы; экскурсии. Участие родителей в конкурсах, выставках дает возможность и родителям и детям раскрывать творческий потенциал. Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, мастер-классов, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Но, самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Это, конечно же, народные праздники и развлечения: «Царица-Осеница», «Рождественнские посиделки», «Разудалая Масленица», «Троица-все зеленью покроется» и др. В родительских уголках всегда помещается информация о предстоящем народном празднике, о событиях по народному календарю, выражается благодарность родителям, которые помогают в подготовке к мероприятиям. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг, помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости. А воспитание дошкольников на основе традиций русского народа является залогом будущего возрождения наших прежних традиций и устоев, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа.

Литература:

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Акимова, Ю. Корни национальной памяти// Обуч: образование, ребенок, ученик.-2007 - №2 – с.21-23

3. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях// Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. – М., 2001. – с.204-205

4. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.

6 Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.

7. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.

Наши новости:

Разместить свою публикацию