Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96347

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Развитие самостоятельности в раннем возрасте"

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ГБОУ СОШ №2 структурное подразделение "Детский сад №25" , г.Сызрань

Цель: Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Задачи: Порекомендовать родителям способы развития самостоятельности у детей раннего возраста.

Развитие самостоятельности в раннем возрасте

Есть очень важный навык социальной жизни, которому вроде бы никого не учат специально. Это умение принимать решение. Мы незаметно для себя делаем это тысячу раз на дню, выбирая что нам надеть, что купить, какой дорогой пойти, что мы сделаем сейчас, а что можно отложить… Обычно человек учитывает два-три исходных фактора и просчитывает последствия своего решения на один-два шага вперед. Например, увидев в окно снег, мы не станем надевать босоножки, потому что понимаем, что будет холодно и мокро, хотя, как правило, замечаем эту цепочку рассуждений только тогда, когда приняли неправильное решение и пытаемся понять, как же так получилось.

Давайте поговорим о факторах, влияющих на нашу способность принимать решения, и о том, как помочь нашим детям научиться это делать. Во-первых, чтобы принять решение, человек должен иметь свободу выбора. Во-вторых, решение должно быть реальным, то есть от него на самом деле должно зависеть, что произойдет дальше. В третьих, принимая решение человек должен опираться на личный или общественный (что никто из нас не любит) опыт, то есть иметь его.

Если нет свободы, то и решать нечего, все решено заранее и без нас. Это не значит, что есть свобода предоставленная ребенку, должна быть безгранична. Ни при каких условиях нельзя разрешать ему совать пальцы в розетку. Также найдется еще некоторое количество ограничений, связанных не с опасностью для жизни ребенка, а с неудобством, которое можно доставить другим членам семьи. Например, нельзя дергать папу за усы, когда он спит.

Хорошо, чтобы эти рамки были продуманными и постоянными и все, что нельзя, было бы всегда нельзя, а то, что можно - всегда можно, и не менялись бы в зависимости от сегодняшнего настроения взрослого или требовательности ребенка. Но внутри этих рамок ребенок имеет большой простор для принятия решений.

И здесь от взрослых требуется предоставить ему этот выбор, постараться понять, чего именно хочет маленький или часто еще не говорящий ребенок, отнестись к его выбору всерьез и поддерживать его. Поле для выбора огромное. Если младенец проснулся за полчаса до кормления и плачет, возможно, не стоит выдерживать расписание – покормите его – это будет огромной поддержкой его будущей самостоятельности. Если ребенок побольше и у вас есть возможность предложить ему еду на выбор, воспользуйтесь этим. Предложите ему выбирать повседневную одежду и надевайте то, что он принес.

Имейте в доме игрушки разных типов: куклы, машины, кукольную мебель. Посуду, кубики, мячи, игрушки типа «развивающий центр» и т.д.

Дети сами от рождения не умеют их использовать, они учатся этому, сначала играя со своими родителями, а затем развивают этот навык в игре с другими детьми. Вам придется много раз показать своему ребенку, как кормить и укачивать мишку, строить башню из кубиков, катать машину, ловить и кидать мяч. После того как эти игрушки освоены, постарайтесь, чтобы они были доступны для ребенка ,стимулируйте его к активному выбору игрушки, постепенно расширяя набор действий с ней. Например, игрушечного медведя сначала только укладывали спать, потом научились кормить, а потом он приехал на машине в гости, поел, поехал домой и лег спать. Разрешите ребенку самому выбирать вид деятельности, поощряйте фантазию, часто в игровой, сказочной ситуации он более свободен и может принимать решения, недоступные ему в повседневной жизни. Если ребенок плохо переключается, мягко помогите ему, сохраняя у него ощущение собственного выбора.

Когда вы проводите со своим ребенком систематические обучающие занятия, постарайтесь построить их так, чтобы они нравились ребенку и он участвовал в них с удовольствием. Хорошо, когда отношения с ребенком в этот момент носят партнерский характер (мы вместе строим этот дом; сейчас я прячу мишку – ты ищешь, теперь ты прячешь – я ищу), а не авторитарный ( я сказал – ты делай). Обязательно хвалите ребенка. Если результата нет или он очень мал, то хвалите за согласие к сотрудничеству. Очень часто дети отказываются выполнять задания, потому что плохо понимают, что от них требуется, или не уверены, что у них получится. Если родители ругают их при этом, то возникает стойкий стереотип: занятие (думает ребенок) – это что-то такое, когда от тебя хотят неизвестно чего, при этом еще и ругают, лучше избегать этого всеми возможными способами. Разрушить этот стереотип сложно, посадить такого ребенка в класс невозможно. Интереса к обучению и навыка самостоятельной деятельности у него нет. Если же занятия проходят в благожелательной обстановке и веселы для всех, ребенок видит, что у него получается, то через некоторое время он сам принесет вам кубики в надежде провести время так же хорошо. Тут можно медленно, незаметно для ребенка усложнять задания: «Ты так хорошо построил этот дом, а теперь давай вот такой…»

Если ребенок твердо отказывается от какого-либо вида деятельности – ничего страшного. Попробуйте предложить ему развитие этого же навыка, но в другой форме и с другими игрушками. Если это не получается, отступите на шаг и вернитесь к этому заданию через один или два месяца. Возможно, что ребенку надо до него чуть-чуть дорасти, может быть, выполнив сначала какие-то промежуточные задания. И, безусловно будет лучше, если он научится шнуровать ботинки на два месяца позже, чем навсегда возненавидит обувь. И последнее. В жизни каждой пары «мать-ребенок» обязательно наступает такой период, когда начинается разрушаться та связь, которая устанавливается между ним при рождении ребенка. Они перестают быть единым целым, ребенок начинает обретать самостоятельность, одновременно с этим у него происходит формирование собственного «Я». Этот период очень тяжел для родителей, потому что еще месяц назад ребенок был мил и послушен, а теперь его как подменили, непрерывно чего-то хочет, куда-то лезет, то ему ни скажешь, делает наоборот. Он в это время пробует: «Что такое я сам? Какие решения я могу принимать? В чем я не обязательно должен подчиняться родителям? В чем родители подчиняются мне?» У нас, взрослых, есть огромный арсенал средств и возможностей для того, чтобы подавить его способность принимать свои решения и ощущать себя личностью. Очень важно, хотя и очень трудно, отнестись с пониманием и уважением к тому, что хочет и делает ваш ребенок. И пусть его решения не всегда кажутся вам правильными, может быть, полезно разрешить ему испачкаться, упасть или намокнуть, чтобы он приобрел собственный опыт и мог бы опираться на него впоследствии. Вам понадобится масса терпения, но результат того стоит, потому что дети, научившиеся принимать решения, значительно легче обучаются и лучше вливаются в детский коллектив.

Наши новости:

Разместить свою публикацию