Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96199

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Проект педагогической технологии развития самостоятельности у старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ города Нижневартовска ДС № 21 "Звёздочка", 628616, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Менделеева, дом 30, кв. 9

Цель: Цель – развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда (дежурство и поручения).

Задачи: Задачи: 1) Образовательные: формировать умение поставить цель деятельности дежурства, осуществить элементарное планирование, умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности дежурства и поручений, 2) Развивающие: развивать стремление к дежурству без помощи со стороны взрослого, развивать настойчивость при выполнении работ, самоконтроль и оценку результата. 3) Воспитательные: воспитывать инициативу в процессе хозяйственно-бытового труда (дежурству и поручений).

Проект педагогической технологии развития самостоятельности у старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда

Модуль

Содержание

Целевой модуль

Цель – развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда (дежурство и поручения).

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение поставить цель деятельности дежурства, осуществить элементарное планирование, умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности дежурства и поручений,
  • Развивающие: развивать стремление к дежурству без помощи со стороны взрослого, развивать настойчивость при выполнении работ, самоконтроль и оценку результата.
  • Воспитательные: воспитывать инициативу в процессе хозяйственно-бытового труда (дежурству и поручений).

Содержательный модуль

I блок - «Дежурство и поручения по столовой»,

II блок - «Дежурство по занятиям и поручения»,

III блок - «Дежурство в игровом уголке и поручения»

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса:

дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Средства: совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей.

Методы:

• словесные (чтение/рассказывание/слушание художественной литературы; беседа, объяснение, рассказ обсуждение прочитанного);

• наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, рассматривание предметов быта: фотографии;

• игровые (игровые ситуации).

Последовательность:

Подготовительный этап: формировать у детей представления о формах самостоятельного дежурства и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности.

Основной этап: создания у детей интереса и положительного отношения к дежурству и поручениям.

Заключительный этап: самостоятельное дежурство и выполнение поручений дошкольников.

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня самостоятельности у старших дошкольников в процессе хозяйственно-бытового труда (дежурства и поручений)

Диагностические методы: наблюдение

Содержательный модуль представлен в трех блоках: I блок - «Дежурство и поручения по столовой», II блок - «Дежурство по занятиям и поручения», III блок - «Дежурство в игровом уголке и поручения».

I блок носит название «Дежурство и поручения по столовой». Цель блока: развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе дежурства и поручений по столовой.

II блок носит название «Дежурство по занятиям и поручения». Цель блока: развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе дежурства по занятиям и поручения.

III блок носит название «Дежурство в игровом уголке и поручения». Цель блока: развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе дежурства по игровому уголку и поручения.

Процессуально-деятельностный модуль предполагает реализацию технологии поэтапно: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап: формировать у детей представления о формах самостоятельного дежурства и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. На данном этапе можно проводить разные виды работ с детьми, включающие различные занятия:

- «Мы дежурим». Цель этого занятия - закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы.

- «Сервировка стола к обеду». Цель занятия - формировать знания о процессе сервировки стола.

Кроме занятий должны быть проведены и другие виды работы: беседы, разнообразные игры. Беседы проводились о значении дежурства, о том, как изменилась после уборки комната; как правильно нужно подготовиться к занятиям.

Учитывая возросший опыт детей в старшей группе, их знания и умения, можно использовать показ, предоставляли детям большую самостоятельность. Однако при этом должны контролировать их действия. Повышать требования к качеству выполненной работы. Оценку давать доброжелательную и эмоциональную.

Читать детям художественную литературу, которая способствует формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М.Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В.В. Маяковский «Кем быть», Е.А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе», Джани Родари «Чем пахнут ремесла»).

Основной этап: создания у детей интереса и положительного отношения к дежурству.

Прежде чем распределить обязанности дежурных между детьми, должны напомнить, что необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

При распределении между детьми заданий, использовать такую последовательность:

1) рассказать детям о пользе труда, так как они должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

2) перечислить детям весь объем предстоящей деятельности и представить его как одно общее задание для всех детей, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.»

Основное внимание во время работы детей должно обращаться на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

3) не только перечислить весь объем предстоящей работы, но и выделить задания, которые станут содержанием труда отдельных дежурных. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», поставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить свою работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

Обращать внимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражали свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Например, воспитатель предлагает детям собрать рассыпавшиеся карандаши. (Не все дети выполняют охотно, тогда воспитатель берёт игрушку Зайчика и от его имени говорит: «Я хотел сейчас с вами поиграть, но сейчас бегать нельзя, а то можно больно упасть на рассыпавшихся карандашах. Да и карандаши, когда падают, то ломаются, их надо беречь! (мотив) Я вам помогу подобрать их! (цель) будем собирать и складывать. А куда? (планирование работы – нам нужна коробочка или стаканчик) Дети собирают карандаши, ставят их в стаканчики (практическая деятельность) Вот теперь мы собрали все карандашики и разложили по стаканчикам (результат). Зайчик говорит нам: «Какие мы молодцы!» (оценка результата)

Заключительный этап: самостоятельное дежурство дошкольников. Для четкой организации и эффективного методического сопровождения целесообразно оформить стенд «Наше дежурство». Расположить стенд лучше у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных.

Наши новости:

Разместить свою публикацию