Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96374

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Экологический проект "Чистый город"

Дата публикации:

Автор:
воспитатели, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №169 "Лесная сказка", Самарская обл., г.о. Тольятти

Цель: Формировать у детей потребность и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Задачи: Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме г.о. Тольятти. Формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пониманию детьми значимости безотходных технологий (в ходе исследовательской деятельности) Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования различных материалов, которые употребляются в бытовой и детской деятельности. Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Учить заботиться о чистоте и красоте в своем доме, подъезде, дворе, улице, городе.

«Экологический проект «Чистый город»

Авторы: Прилуцкая Людмила Александровна, воспитатель

Михайлова Галина Анатольевна, воспитатель

Организация: Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" детский сад №169 "Лесная сказка" (АНО ДО "Планета детства "Лада" д.с. №169 "Лесная сказка"), г.о. Тольятти

I. Актуальность Проекта

Научно технический прогресс, который активно вторгся в нашу жизнь, привел к опасному нарушению природного баланса. Мы уже взяли от природы все, что смогли, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.

Сегодня задача природоохранительных организаций всего мира в том, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось от природных ресурсов. Наша задача выжить в этих условиях, сохранить здоровье свое и своего потомства.

Современные люди, особенно городские жители, на первый взгляд мало зависят от природы. Нас окружают добротные отапливаемые дома со всеми удобствами, промышленные предприятия, транспорт, движущийся по асфальтовым мостовым, реки, закованные в гранит. Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: дома и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергия, которую мы расходуем, - все это люди черпают из закромов природы. Но природа для человека не только источник продуктов питания и сырья для промышленной переработки. Человек - сам часть природы - нуждается и в благоприятной среде для жизни с чистой водой и воздухом. Природа Земли давно и очень существенно изменена человеком. Поэтому в наше время важно так использовать ее, чтобы она не теряла своих полезных и необходимых для человека свойств.

Выбирая тему Проекта, мы руководствовались актуальностью данной проблемы для нашего города.

Тольяттинцы живут в красивом, уникальном во всех отношениях регионе. Но все чаще речь заходит о проблеме ухудшения здоровья населения в связи с крайней неблагоприятной экологической обстановкой. Количество выбросов вредных веществ в воздух и водоемы области составляет более 20% от общего числа выбросов по России. Источниками загрязнения являются - химические производства и предприятия нефтепереработки, а также городской автотранспорт.

Кроме всего Тольятти, Самара входят в число 45 экологически неблагоприятных городов России.

О том, что загрязнение окружающей среды стало причиной быстрого роста числа заболеваний детей и подростков, что адаптационные возможности детского организма гораздо ниже, чем у взрослого, сегодня знают все. Здоровье каждого очередного поколения, по сравнению с предыдущим прогрессирующе ухудшается.

В связи с этим проблема, решаемая в рамках Проекта - дать детям необходимые знания о влиянии экологических факторов на здоровье человека, знания о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить на земле. Но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программных знаний.

II. Основные цели Проекта

Дидактическая цель: формировать у детей потребность и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Технологическая цель: оформить в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимая цель: привлечь общественные организации г.о. Тольятти (институт Экологии, Городскую Думу, Санэпидемстанцию городского округа г. Тольятти) для наведения чистоты в лесопарковой зоне: убрать свалки в лесу, расставить контейнеры для мусора на выходе из леса, сделать скамейки для отдыха населения, решить вопрос с бродячими животными, обработать территорию от клещей, провести работу по посадке молодых саженцев на территории детского сада и в лесной зоне.

III. Задачи Проекта

♦ Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме г.о. Тольятти. Формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пониманию детьми значимости безотходных технологий (в ходе исследовательской деятельности).

♦ Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования различных материалов, которые употребляются в бытовой и детской деятельности.

♦ Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Учить заботиться о чистоте и красоте в своем доме, подъезде, дворе, улице, городе.

♦ Разработать методическое обеспечение по данной теме.

IV. Содержание проекта

Чтобы решить обозначенную нами проблему, в ходе Проекта можно организовать работу, исходя из интеграции следующих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя экологический компонент:

Учебно-познавательная деятельность

Занятия познавательного цикла

«Войди в природу другом».

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

«Город в котором я живу».

Познавательная неделя

Неделя Земли.

Продуктивные виды деятельности:

ИЗО деятельность

Рисование эмблем «За что я люблю свой город». Создание «Экологического букваря».

Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков, листовок на природоведческие темы.

Коллективная аппликация: «Город, в котором я живу».

Исследовательская деятельность

Опыты

Проведение опытов по очистке воды.

Проведение исследования «Зеленые пылесосы» - обследование деревьев на

наличие лишайников на территории детского сада и у проезжей части.

Трудовая деятельность:

Труд в природе

Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Ежемесячный трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Уборка территории детского сада.

Посадка семян цветов для рассады.

Посадка саженцев кедра на территории сада.

Высаживание цветов на клумбы и в цветники.

Размещение на экологической тропе экологических знаков.

Ручной труд

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха.

Изготовление макета «Город будущего».

Игровая деятельность:

Дидактические игры

Д/и «Очистители и загрязнители воздуха».

Д/и «Хорошо - плохо».

Д/и «Наведем порядок».

Д/и «Кому нужен воздух».

Досуговая деятельность

Развлечения, праздники

Развлечение «Любимая наша планета».

Экологический праздник «День Земли». «Экологическая сказка».

Обыгрывание макета «В моем городе чисто, чисто, чтобы выглядел лучисто».

Акция

Проведение акции «Очень

любим мы отходы, превращаем их в доходы» (изготовление игрушек из бросового материала).

Проведение акции «Берегите птиц».

Также необходимо продумать мероприятия, проводимые с семьями воспитанников. Родителей необходимо привлекать:

♦ к участию в анкетировании родителей в рамках Проекта «Чистый город»;

♦ к проводимым в детском саду акциям: «Берегите птиц зимой», «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы»;

♦ к участию в консультации для родителей «Экологическая катастрофа»;

♦ к проведению заседания родительского клуба: «Здоровье семьи - здоровье города»;

♦ к организации фото-сессии « Я люблю свой город»;

♦ к выпуску газеты «Редкие растения Поволжья».

V. Результаты Проекта

Дидактический результат: сформированные основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в аспекте потребности и практики экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Творческий результат: оформленный в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимый результат: дети близлежащих детских садов могут выходить на экскурсии, прогулки в лес, не боясь быть укушенными клещами или бродячими собаками, дышать свежим воздухом. Станет возможным проводить закаливающие процедуры в виде босоножья, воздушных и солнечных ванн. Расширится возможность приобщения детей к красоте природы родного края, более ярко проявится способность удивляться, сопереживать, сочувствовать, заботиться о животных и растениях.

VI. Практическая значимость Проекта

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности. Одним из критериев технологичности является такой критерий как воспроизводимость.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повтора, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. То есть разработанный нами проект может быть воспроизведен и в других детских садах другими субъектами – педагогами.

Практическая значимость Проекта «Чистый город» заключается в возможности использования результатов проекта в практической деятельности дошкольных учреждений и в детском движении (клубы, досуговые центры, детские оздоровительные лагеря и др.).

VII. Технологическая карта Проекта

Для того, чтобы критерий «воспроизводимости» можно было реализовать на практике, необходимо при разработке любого педагогического проекта составлять «Технологическую карту педагогического проекта».

Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Своего рода паспорт проекта.

Мы считаем, что с овладения технологией конструирования технологической карты проекта начинается новое педагогическое мышление воспитателя: четкость, структурированность, ясность методического языка.

Технологическая карта проекта «Чистый город»

Название проекта

«Чистый город»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Возраст детей

старший дошкольный возраст

Продолжительность проектной деятельности

Долгосрочный (3 месяца)

Раздел программы

«Детство»

«Ребенок открывает мир природы»

Тема программы

«Детство»

Отношение к окружающей среде и здоровью человека

Тематическое поле

Экология города Тольятти

Проблема

Ребенку необходимо знать о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить, но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программными знаниями.

Цель

Оформить в группе мини – музей «Чистый город»

Задачи

1. Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме города Тольятти; формировать у детей потребности и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения здоровья.

2. Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды.

3. Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

4. Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Мероприятия

Задачи

Дети - педагоги

Эколог - дети

Дети – дети

Педагоги– родители

Дети - родители

I

Проведение бесед на тему: «Жизнь города Тольятти», «Правила поведения в природе».

Организация просмотра фильма «Экологические катастрофы».

Участие в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Привлечение родителей к участию в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Подбор иллюстраций по теме «Правила поведения в природе».

Проведение познавательных занятий

«Войди в природу другом»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Город в котором я живу».

Организация экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Д/и «Кому нужен воздух».

Привлечение родителей к организации экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Организация экскурсий по заповедным местам Самарской Луки.

Разработка содержания д/игр.

Создание «Экологического букваря».

Участие в акции «Берегите птиц зимой».

Привлечение родителей к участию в акции.

Изготовление кормушек.

II

Проведение экологического десанта на лесную опушку «Чистая территория».

Проведение с детьми опытов по очистке воды.

Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков, листовок на природоведческие темы.

Подготовка оборудования для трудового десанта.

Подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Уборка территории детского сада.

Подготовка к проведению экологического праздника «День Земли».

Д/и «Наведем порядок».

Привлечение родителей к участию в акции.

Акция «Очень

любим мы отходы, превращаем их в доходы» (изготовление игрушек из бросового материала).

III

Расстановка мусоросборников на территории детского сада.

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха. Проведение исследования «Зеленые пылесосы».

Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и «Очистители и загрязнители воздуха».

Предложить родителям изготовить мусоросборники.

Трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Размещение на экологической тропе экологических знаков.

Посадка на территории детского сада рассады, саженцев.

Обыгрывание макета «Чистый город».

Участие в выращивании рассады.

IV

Изготовление атрибутов для макета «Чистый город».

Подготовка пособия к викторине «Чистый город – наше здоровье».

Рисование эмблем «За что я люблю свой город».

Разработка содержания консультации для родителей «Экологические катастрофы».

Изготовление атрибутов для макета «Чистый город».

Разработка конспектов бесед, познавательных занятий.

Разработка сценариев экологической сказки, экологического развлечения.

Коллективная аппликация: «Город, в котором я живу».

Привлечение родителей к оформлению газеты «Редкие растения Поволжья».

Оформление фото-сессии «Я люблю свой город».

Промежуточные результаты

Коллективная аппликация «Город, в котором я живу».

Кормушки для птиц.

Детские рисунки: «Шла по улице машина, шла машина без бензина», «За что я люблю свой город».

Эмблема «За что я люблю свой город».

«Экологический букварь».

Альбом: «Свод правил поведения в природе».

Выставка поделок: «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы».

Листовки для жителей города: «Чисто не там где убирают, а там где не сорят»

Макет «Чистый город».

Результат

Оформленный в группе мини-музей «Чистый город»

Критерии результата

В мини-музее представлены экспонаты по теме «Чистый город».

Экспонаты, изготовленные детьми, оформлены эстетически.

В экспонаты, изготовленные детьми, внесены творческие элементы.

Экспонаты в мини-музее вызывают эмоциональный отклик.

Ресурсы

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, эколог, родители, родственники детей, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель.

Бумага, краски, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, природный материал, дерево.

Форма презентации

Экскурсия по групповому мини-музею «Чистый город»

В ходе реализации проекта, формируются ключевые компетентности:

Технологическая компетентность

  • Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
  1. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
  2. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях

Информационная компетентность

  • Умение задавать вопросы на интересующие темы;
  1. Умение получать информацию, используя некоторые источники;
  2. Умение оценивать социальные привычки, связанные с ситуациями в окружающей среде.

Социально-коммуникативная компетентность

  • Умение получать необходимую информацию в общении;
  1. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.)

VIII. Новизна Проекта

Использование игровых интерактивных технологий при реализации задач проекта. Ориентация на детскую исследовательскую деятельность.

IX. Срок осуществления Проекта

3 месяца

X. Перспективы развития Проекта

В дальнейшем в рамках Проекта возможно провести следующие мероприятия:

- экскурсии на городскую метеостанцию, в институт Экологии г.о. Тольятти, познакомить детей с деятельностью данных учреждений, их значением и ролью для нашего города;

- познавательное занятие на тему: «Лесная аптека»;

- экологическую игру «Знатоки природы»;

- конкурс на лучшую клумбу участка детского сада: «Цветик - семицветик»;

- предложить детям решить экологические задачи: «На кого обижен лес», «Что произойдет, если...» и др.

Наши новости:

Разместить свою публикацию