Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства
Проект: “Вместе дружная семья – детский сад, родители и я”
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать на ряду с традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. Одной из таких форм может быть конкурс “Мисс Дюймовочка”, основной целью конкурса является формирование у детей осознанного отношения к семье, семейным отношениям, уважение и почтение к женщине, девочке, содействие укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. Подготовка и проведение конкурса позволяет увидеть родителей в другом формате (активные, эмоциональный, творческие, сопереживающие, креактивные, заинтересованные, ответственные…) Благодаря этому мероприятию можно прийти к выводу, что “конкурсное движение” – перспективная форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Данное направление – концептуальная основа проекта.
Идея проекта: Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера. Таким образом, пришли к выводу, что необходим проект взаимодействия родителей с ДОУ, через “конкурсное движение”.
Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта; развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей; повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Срок реализации: три месяца
Ожидаемые результаты: создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; развитие креативных способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности; появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей; обобщение опыта семейного воспитания; повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Этапы работы: I. Подготовительный этап
Педагогическая деятельность: - анкетирование родителей на предмет социального заказа; - планирование и разработка конкурсных мероприятии; - составление сценариев конкурсов; - оформление фотовыставок с предыдущих конкурсов ДОУ; - размещение виртуальной афиши на сайте детского сада; Взаимодействие с родителями: - обсуждение сценариев; - консультация “Развитие творческих способностей”; - практикум “Творим всегда, творим везде”; - подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящие в сети интернета; - творческая мастерская по изготовление декораций, шумовых музыкальных инструментов, костюмов для конкурсов. Работа с детьми: - чтение художественных произведений; - заучивание стихов и текстов; - разучивание песен и танцев; - рассматривание иллюстраций; - предварительная работа в соответствии с тематиками конкурсов;
II. Формирующий этап
Педагогическая деятельность: - оформление коллективных пригласительных открыток на конкурс; - создание условий для успешной реализации конкурсов; - обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ; - организация встреч с участниками конкурсов; Взаимодействие с родителями: - выбор жюри; - участие родителей в проведение мероприятий; - съемка видеороликов мероприятий; - практическая деятельность совместно с детьми.
Работа с детьми: - Конкурс чтецов: “При солнышке - тепло, при матери - добро”; - конкурс “Мистер Светлячок”; - конкурс “Бал цветов”; - конкурс бантиков и бабочек в рамках “Юморины” - конкурс “Мисс Дюймовочка”;
III. Итоговый этап
Педагогическая деятельность: - сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; - обобщение материалов проекта; - создание слайдовых презентаций.
Взаимодействие с родителями: - сбор информации по итогам “конкурсного движения” (анкетирование, беседы, опрос, отзывы); - оценка эффективности работы в проекте; Работа с детьми: - рисунки детей; - создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах; - выступление с конкурсными номерами для детей ДОУ.
Риски: - Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей. - Участие одних и тех же семей в “конкурсном движении” Критерии эффективности: - Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий. - Согласованность действий педагогов и родителей. - Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. - Заинтересованность родителей. - Преобразующий характер проекта. - Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности: - Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями. - Фотоматериалы. - Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей. - Анкеты - Семейные стенгазеты. - Проектная папка. - Декорации, костюмы.