Сингвинический темперамент ( сангвиник) – сильный, уравновешенный темперамент
- Такой малыш обычно знает себе цену и верит сам себе.
- Преобладающие черты характера: жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, гибкость, деловитость, общительность, собранность.
- Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом.
- Ребёнку до всего есть дело, с ним интересно и легко.
- Сангвиник очень компромиссен, он всегда найдёт с ребёнком или взрослым понятный им общий язык.
- Легко «включается» в любую деятельность и ещё легче может «выключаться» из нее, когда она изрядно надоест.
- Его движения – уверенные, точные, легко сменяющие темп.
- Речь выразительна, быстрая, живая, с мимикой и с жестами.
- Он без эмоций переносит наказания.
- Быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней.
- Такой малыш – источник оптимизма.
- Ему суждено быть лидером среди других.
- Чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых.
- Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
( хорошая кратковременная и долговременная память)
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребёнка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Как лучше воспитывать сангвиника??
- Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
- Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
- Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
- Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
- Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребёнка.
- Не «украшайте» и не «улучшайте» темперамент своего ребёнка.
Не быть жокеем темперамента ребёнка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикета!
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Флегматический темперамент (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный.
1.Такой ребёнок – это не спешащий никуда копуша, всё делающий в час по чайной ложке.
2.Они малоэмоциональны, спокойные, тихие, предпочитают одиночество
- Такой малыш не выносит спешки, среди ровесников он – «увалень», «медведь».
- Его солидности позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой.
- Флегматик делает всё обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия.
- Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга.
- Малыш – флегматик не по возрасту миролюбив и по возможности уходит от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать.
- Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций.
- Такой ребёнок засыпает быстро, но после сна всё время ходит сонный. вялый, словно недоспал.
- Все возрастные навыки у малыша флегматики обычно формируются с трудом и очень долго, но и надолго.
- Его возможно чему-либо научить, и невозможно или же, по крайней мере, трудно после этого переучить.
- Малыш флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно. Флегматики боятся всего нового, флегматики не любят перемен.
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребёнка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Как лучше воспитывать флегматика??
- Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
- Не раздражаться черепашьими темпами, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
- Учить полнее выражать свои эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
- Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость и поощрять, когда он выполняет правила игры.
- Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, всё время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – в их нищенскую скудость.
- Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребёнка.
- Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
Не быть жокеем темперамента ребёнка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикета!
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Холерический темперамент (холерик) – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения.
- Борец, задира, он не знает чувства страха и бабочкой летит на огонь.
- Преобладающие черты характера: энергичность, неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству.
- Малыш – холерик сам всегда на взводе, и рядом с ним обычно всё кипит.
- Он по натуре – командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить.
- Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.
- Обычно речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна.
- Такой ребёнок говорит так громко, как будто бы в нём спрятан микрофон.
- Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Просыпаются в различном настроении.
- Ему всегда нужны сподвижники и зрители, а одиночество ему невыносимо.
- Всё схватывает на лету и так же быстро забывает, хорошо развита только кратковременная память.
- Движения его порывисты, резки, как будто кто-то гонится за ним, не может усидеть на месте.
- Очень легко приспосабливается к новой обстановке и с трудом – к требованиям.
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребёнка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Как лучше воспитывать холерика??
- Направить бьющую ключом энергию на нужные полезные дела.
- Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.
- Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы он таким стал. ДА!! Именно требовать, а не уговаривать!!
- В зачатке погашать любую агрессивность.
- Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых всё зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
- Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.
- Воспитывать настойчивость и сдержанность.
Не быть жокеем темперамента ребёнка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикета!
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Меланхолический темперамент (меланхолик) –
слабый тип.
- Дети меланхолики застенчивы, робки, нерешительность – одна из основных черт их характера.
- Обидчивость их без конца и края.
- Любой из них зацикливается на неудачах и наказание воспринимает как трагедию.
- Меланхолики всего боятся, запасы слёз у них неистощимы.
- Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам.
- Любая деятельность меланхолику – работа, он, даже играя, утомляется.
- Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы.
- Речь тихая, интонационно выразительна.
- Такой ребёнок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и весёлым.
- Невероятно трудно адаптируются к детским коллективам, во время адаптации у них во всём регресс.
- Зато в привычной обстановке они способны превзойти сами себя, достичь того, что редко удаётся и сангвинику.
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребёнка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Как лучше воспитывать меланхолика ??
- Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность
- Стараться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
- Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
- Поддерживать его самостоятельность.
- Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.
- Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнять.
- Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.
- Воспитывать в нём инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
Не быть жокеем темперамента ребёнка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикета!
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Запомните, что с того момента, когда второй ребёнок появился в доме, Ваш первенец – страдающая сторона. Есть даже термин «детронация» ребёнка. Да, Вы и в самом деле свергнули его с пьедестала. И эта горечь «свергнутого» может жечь его всю жизнь…
Как надо вести себя родителям с первенцем при появлении второго ребёнка в семье:
- Заранее готовить старшего ребёнка к приходу в семью младшего.
- Причём обставить это дело так, как будто бы второй ребёнок появился в доме по просьбе первого ребёнка.
- Стараться самые необходимые из изменений в жизни первого ребёнка произвести намного раньше, чем появится второй, чтоб не было бы никаких ассоциаций у первенца с тем, что в его невзгодах виноват новорожденный.
- Всё делать так, чтоб Ваш первый ребёнок даже на миг не ощутил себя ненужным и отвергнутым в семье.
- Запрятать предпочтение к новорожденному на дно своей души.
- Не восторгаться и не любоваться им в присутствии и на глазах у первого ребёнка.
- Не сравнивать детей между собой, противопоставляя их друг другу.
- Способствовать тому, чтобы первенец Вам помогал в уходе за новорожденным и даже выполнял роль «третьего» родителя.
- Не обделять вниманием ребёнка, ссылаясь на нехватку времени из-за младенца.
- Не превращать всю жизнь свою в сплошной уход за младшим в доме.
- Играть с ним во все ролевые игры, которые он стал навязывать Вам после появления в семье новорожденного, давая этим, хоть какую-то отдушину и выход его закипающим эмоциям.
- Не обижаться на ребёнка, когда он яро протестует, а попытаться сгладить острые углы протеста.
Любовь к конкретному ребёнку в семьях, где он не один, зависит полностью от Вашей мудрости и деликатности, уважаемые родители!
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Они как маленькие инопланетяне, которых нам планета «Интеллект» как чудо временами шлёт на землю. Светящиеся огоньки, похожие на светлячков. А каждый огонёк имеет свой накал!
Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком:
- Понять ребёнка и осознать его неординарность.
- Не восторгаться им сверх меры.
- Не превращать всю жизнь ребёнка в «скачки» для удовлетворения своих родительских амбиций.
- Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его всё время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
- Создать условия для «поощрения» таланта.
- Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
- Тактично, деликатно помогать ему.
- Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
- Всё делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в тоже время е выставлял сверходарённость напоказ.
- Не возвышать его остальными детьми в семье.
- Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
- Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
- Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
- Считать себя самым счастливым из родителей.
- НЕ подрезать ребёнку крылья, а отправляться с ним в «полёт».
- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребёнка.Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Когда внезапно Вы вдруг застали малыша, играющего с половыми органами, не надо падать в обморок. Необходима выдержка.
Спокойно, без эмоций, но строго объясните малышу, что это некрасиво и делать так нельзя, что он уже большой и должен играть в другие игры.
Очень часто, не сознавая, мы сами порождаем предпосылки онанизма у ребёнка в дальнейшем:
- Неправильное воспитание – когда ребёнок ощущает свою ненужность и одиночество.
- Малыш страдает, когда узнаёт, что дома ожидали рождение ребёнка другого пола.
- Зависимость ребёнка от настроения родителей и взаимоотношения в семье.
- Ваши насильственные кормления.
- Несоблюдение гигиенических норм.
- Физические наказания ( шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области малыша.
- Неправильное питание – чрезмерно сладкая и очень наваристая мясная пища
- «Подражание» старшим детям и взрослым.
- Найти причину и ликвидировать её.
- Не подвергать допросам и осмотрам.
- Не стыдить, особенно при посторонних.
- Ни в коем случае не ругать и не запугивать.
- Пытаться уделить ребёнку максимум внимания.
- Отрегулировать его питание. Не кормить насильно.
- Давать носить свободную одежду.
- В режиме дня сделать акцент на водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.
- Любить и понимать.
- Создать возможность общения со сверстниками.
Зона губ и рта рефлекторно связана с другой чувствительной зоной – генитальной.
Онанизм – это способ разрядки нервного напряжения.
КАК надо вести себя родителям с ребёнком, занимающимся онанизмом:
Не придавайте онанизму излишнего значения. Угрозы Ваши страшнее, чем онанизм. Это они, а не сама привычка способны искалечить будущее ребёнка.
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец….- это сигнал дискомфорта ребёнка, свидетельство явного неблагополучия его внутреннего мира.
Причины навязчивых привычек у ребёнка:
- Он – нежеланный и нелюбимый – и это главный пусковой механизм.
- Отсутствие ласки и теплоты при общении в семье, ссоры родителей, развод, предоставление малыша самому себе.
- Дефицит детского общения и игрушек.
- Строгость родителей, их постоянное «нельзя»
- Алкоголизм родителей- минимальная мозговая недостаточность у ребёнка.
В основном сосут пальцы ослабленные болезнями дети, с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями и невропатией.
«Сосание пальца» компенсирует недостаток внимания, уменьшает одиночество детей и неразделённость чувств.
Привычка «грызть ногти» - признак нервности и беспокойства.
КАК надо вести себя родителям с ребёнком, имеющим патологические привычки:
- Попытаться понять его, не сердиться.
- Поддержать веру в себя.
- Успокоить и объяснить, что всё это пройдёт.
- Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.
- Не ругать, не наказывать.
- Сделать жизнь приятной, а главное полюбить его.
- Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками.
- Разнообразить игрушки.
- Наладить его детские контакты.
- При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.
- Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.
Каков Ваш ребёнок от трёх до четырёх лет?
- Разгар кризиса трёхлеток – и день, и ночь твердит: «Я сам! Я сам!» - а это значит то, что он осознаёт себя уже как личность.
- Его эмоции ярки, но неустойчивы. Когда он радуется, то обычно с головы до пят, когда печалится, то..безутешно.
- В этом возрасте – страх перед сказочным персонажем, затем усиливается страх темноты и появляется страх одиночества, чуть позже – замкнутого пространства. Все эти страхи объединяются в триаду страхов, обуревающих малыша, обычно когда ему необходимо лечь в постель.
- Малыш боится боли, уколов, крови, визитов к доктору.
- Обычно в этом возрасте ребёнок начинает стыдиться нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть, а значит и сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие, как зависть, агрессивность и конфликтность.
- Ребёнок уже усваивает свою половую принадлежность, после трёх лет – период романтической любви к своим родителям.
- К мнению своих ровесников дети не прислушиваются, они играют рядом, но не вместе.
- Играет в сюжетно-ролевые игры.
- Подсчитано, что частота общения детей этого возраста с родителями и со сверстниками примерно одинакова.
- У малыша с трёх лет развивается образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект.
- Ребёнок способен постичь смысл лишь конкретного понятия, абстрактное заучивается им автоматически, как стих.
- Активный словарь малыша растёт буквально по часам и достигает более 1500 слов. Как правило, все предложения он произносит в настоящем времени.
- Период «Открытого мышления» - мыслит вслух
- До четырёх лет ребёнку всё равно, какую он руку использует.
- Он одевается и раздевается самостоятельно, но не умеет зашнуровывать ботинки.
- В три года рисует человека – символ «головонога», в четыре – человека с шестью частями тела.
- Он помогает взрослым в поддержании порядка.
Малыш обычно подражает сильному, не понимая то, что сильный не всегда самый достойный.
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Каков Ваш ребёнок от четырёх до пяти лет?
- От четырёх лет до пяти малыш напоминает «Вечный двигатель», его почти не отличить от гипердинамичного ребёнка. Сидит лишь тогда, когда что-то делает. Всё остальное время – «Суета сует», он может двигаться 24 часа в сутки.
- В этом возрасте малыш продолжает самоутверждаться и приписывает себе качества и свойства, которыми ещё не обладает. Он твердит всё время, что он самый сильный, самый ловкий, самый, самый.
- Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и продуманных истерик.
- Может проявиться его первая влюблённость.
- В пять лет у малышей пик страхов перед сказочными персонажами, темноты. Малыш боится нападения, воров. Но больше всего его мучит страх наказания родителей за шалости.
- К пяти годам он словно снимает с себя розовые очки и уже не упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность и ложь – всё это подтверждает то, что ребёнок на качественно-новом уровне развития.
- Ребёнок уже может скрывать обиду и даже сдерживает слёзы или страх.
- Уже в четыре года он может обходиться без сверстников.
- Вся жизнь малыша теперь в игре.
Игра напоминает школу жизни.
- К пяти годам он знает себе цену – в игре формируется самооценка..
- Уже в четыре года воспринимают себя отдельно от родителей.
- В 4,5 года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребёнка. Малыш умнеет прямо на глазах.
- Словарь к пяти годам превышает 2000 слов, в нём появляются абстрактные понятия, малыш пытается постичь смысл счастья, справедливости, нежности .
- В речи ребёнка появляются и сложноподчинённые предложения, используют союзы и предлоги.
- Применяет будущее время, использует прошедшее.
- Значительно совершенствуется его образное мышление.
- В пять лет ребёнок знает своё имя, фамилию, свой возраст, адрес, и даже объяснить, как лучше к нему добраться.
- Малыш уже способен быть сознательно дисциплинированным и концентрировать своё внимание при выполнении задания, не отвлекаясь.
- Знает буквы, цифры, фигуры, хорошо ориентируется в пространстве.
- В пять лет уже заложен фундамент интеллекта.
Педагог-психолог Лазарева О.Р.
Каков Ваш ребёнок от пяти до шести лет?
- К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству, которая в расцвете.
- В пять лет так развиты фантазия и вымысел, что ему позавидовал бы даже Андерсен. Малыш как будто парит над землёй.
- Только после 5,5 лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей способность к творчеству заметно угасает. От Вас зависит, чтобы этого не случилось.
- Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.
- К шести годам Ваш ребёнок обычно уже имеет собственное представление о красоте.
- В шесть лет ребёнку уже надо рассказать в доступной ему форме, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему.
- Малыш осваивает алфавит и учится чтению по слогам, считает до сотни, складывает и вычитает в пределах десяти.
- К концу шестого года словарный запас составляет 4000 слов, ребёнок бегло излагает свои мысли.
- Может найти ошибки речи у других, чуть позже – у себя.
- Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям.
- Малыш прекрасно знает, что такое правда, и в то же время рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других.
- И всё таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за всё и жаждет искренней любви.
- К шести годам ребёнка привлекает живопись.
- Выплёскивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять.
- Труднее всего спрятать страх, который является во сне в виде тревожных сновидений и беспокоит малыша. Ребёнок к 6 годам делает открытие, что он может умереть от болезней, от несчастных случаев, стихийных бедствий. Малыш пугается воров, убийц и похитителей, его волнует смерть чужих людей, он до безумия боится любых операций.
- К шести годам малыш уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах.
- Обычно в этом возрасте уже видны перновоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительны.
Педагог-психолог Лазарева О.Р.