Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ детский сад № 29 "У Лукоморья", город Саяногорск

Цель: воспитание любви дошкольников к своей Родине, своему народу, формирование интереса к ее истории и культуре посредством ознакомления их с объектами культурно-исторического наследия

Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием объектов культурно-исторического наследия России. Дать представление об уникальности культуры нашего региона, города. 2. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. 3. Заинтересовать детей и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фото-выставок, изготовлению коллекций исторических предметов.

Марадудина Ольга Владимировна

Воспитатель д/с № 29 г. Саяногорск

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами культурно-исторического наследия

Патриотизм не может быть сформирован без чувства любви к Родине. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре страны, в которой он живет, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности [2, с. 15]. Одним из составляющих элементов народной культуры являются объекты культурно-исторического наследия. Ознакомление с объектами культурно-исторического наследия может являться фактором, формирующим патриотизм у детей старшего дошкольного возраста.

Историко-культурным наследием являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию [3].

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в реальной жизни дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русской культуры, истории. В современных ДОУ недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье [1, с. 31]. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных ценностей, воспитать осознанные патриотические чувства, нам необходимо было разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий.

Целью моей работы являлось воспитание любви дошкольников к своей Родине, своему народу, формирование интереса к ее истории и культуре посредством ознакомления их с объектами культурно-исторического наследия. Для достижения поставленной цели сформулирован ряд следующих задач:

1. Познакомить детей с разнообразием объектов культурно-исторического наследия России. Дать представление об уникальности культуры нашего региона, города.

2. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

3. Заинтересовать детей и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фото-выставок, изготовлению коллекций исторических предметов.

Методы, которые стали наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения материала: эвристический (частично поисковый) метод, метод моделирования, игровой метод, метод практических действий, наглядный.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имело создание в группе предметно-развивающей среды. Предметную среду мы наполнили такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народа, населяющих наш регион, проникался сознанием важности и необходимости трудных условий для процветания родного города, страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки памятников истории и культуры родного края. Пазлы, домино в групповых комнатах содержали краеведческий музейно-исторический материал. Книги с иллюстрациями о достопримечательностях России, фотоальбомы культурно-исторических памятников Республики Хакасия и города Саяногорска находились в доступном месте для ребенка и знакомили детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями культуры жителей. Карта Республики Хакасия, глобусы, позволяли детям путешествовать не только по детскому саду, но и по бескрайним просторам нашей великой Родины, определяя вместе с воспитателем местонахождение объекта культурно-исторического наследия.

В течение года мы проводили беседы о музеях, зачем они нужны, что в них хранится, кто туда ходит и зачем, тем самым вызывали интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе.

Одной из наиболее оптимальных форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность воспитанникам знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях [4, с. 127]. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. В связи с этим родителям были даны задания в рекомендательной форме по привлечению детей к такой общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, и т. д. После каждой экскурсионной прогулки ребенку предлагалось принести в детский сад фотографию, картину или иной наглядный материал для своих сверстников, продемонстрировать его как результат исследовательской работы в области изучения культурно-исторического наследия нашего региона, и подготовить рассказ-выступление для детей о результатах своей экскурсии, о том, что нового он узнал. Наглядный материал пополнял копилку культурно-исторического мини-музея нашей группы.

Таким образом, в нашей группе накапливался исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который мы используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.

Наблюдая за детьми, мы старались обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др. В подобных совместных с взрослыми делах дети расширяли свой активный и пассивный словарь, усваивали новые знания, приобретали новые впечатления, развивали наблюдательность, любознательность.

В ходе работы в данном направлении нами были организованы следующие мероприятия: конкурс рисунков «Мой город», «Я горжусь…», «Герб семьи», выставка фотографий по темам «Саяногорск - мой любимый город», «Гордость Хакасии», смотр снимков в виде презентации достопримечательностей Хакасии. Периодически воспитателями проводились рассказы с иллюстрациями о памятниках российской культуры. Воспитатели обращали внимание детей на архитектурные стили, декоративную роспись, прикладное искусство и т.п.

С родителями проводились беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма у дошкольников посредством изучения объектов культурно-исторического наследия», были даны консультации и рекомендации о приобщении детей к историческим ценностям нашей родины.

В результате нашей работы дети получили первичные представления о российской и хакаской культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского и хакасского народа. Дети также получили представление об уникальности истории нашего края. У детей в процессе работы улучшилось внимание, усидчивость, расширился словарный запас, повысился интерес как к достопримечательностям и памятникам культуры Хакасии, так и к русской народной культуре в целом.

Таким образом, одним из элементов в воспитании патриотизма детей старшего дошкольного возраста должно быть формирование представления о культурно-исторических объектах нашей страны и нашего региона, любви и уважения к историческим памятникам архитектуры и искусства, чувства гордости за уникальные творения, которые представляют особую ценность для всего человечества. Необходимо также вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М.: ЦГЛ, 2005. С. 205.

2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // Программа СПб: АКЦИДЕНТ. 1997. С. 300.

3. Объекты культурного наследия. Памятники истории и культуры РФ // ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. 2008—2011. URL: http://kulturnoe-nasledie.ru/ (дата обращения 02.10.2014)

4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Л. А. Кондрыкинская. М.: Сфера, 2003. 192 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию