Социальное развитие в детском саду осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Методы социального воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда воспитатель предусматривает одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчетом на осознание ребенком исходных социальных норм.
Таким образом, нравственное воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Эмоционально-чувственные проявления к окружающему миру позволяют ему благополучно адаптироваться в разнообразии социальных отношений. Воспитание и развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка способствует накоплению позитивного опыта в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми. В связи с появившейся проблемой нравственной опустошенности, проявлением детской жестокости и агрессии, возникла необходимость помочь детям разобраться в сложном мире социальных отношений, научить согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения.
Социальное развитие в детском саду осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Методы социального воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда воспитатель предусматривает одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчетом на осознание ребенком исходных социальных норм.
Работа над темой продолжалась в течение 5 лет и была условно разделена на несколько этапов. На первом этапе мной была изучена психолого - педагогическая литература, ряд программ и методических разработок, а также опыт работы воспитателей других регионов страны.
Ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нормами и правилами, принятыми в обществе, только тогда, когда у него выработается к ним соответствующее эмоциональное отношение. Поэтому основная цель этой работы - развитие у детей эмпатии, т.е. вчувствование в эмоциональное состояние другого человека. На пути достижения цели решался ряд важных задач:
- раскрытие сущности полярных понятий - "добро" и "зло" и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ.
- учить конструктивным способам управления собственным поведением.
Второй этап работы по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали младшую группу детского сада. Проведя наблюдение за поведением и общением детей, я обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Прежде всего, необходимо было создать в группе развивающую среду, способствующую положительному эмоциональному настрою. Так был создан "Уголок дружбы", где ребята могли бы уединиться, поиграть, побеседовать, посмотреть книгу или просто полежать. Организован кружок " Театр пальчиков и языка" (сопряженная гимнастика). Занятия в кружке были нацелены не только на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, двигательной активности, но и игровые упражнения ("Дружные ладошки", "Круг друзей", "Клубочек ласковых имен", "Игрушки-мирилки" и др.) способствовали развитию коммуникативных навыков, формированию положительных эмоций, налаживанию взаимоотношений между взрослым и ребенком. Минутки дружбы помогают создать в группе положительный эмоциональный настрой. Они могут использоваться как ритуал при "вхождении в день", а также как элементы начала любой совместной деятельности.
Один из принципов отечественной психологии - принцип единства общения и деятельности (А.А. Леонтьев, М.И.Лисина),определяет актуальность использования игры в качестве модели различных ситуаций общения. Сюжетно-ролевая игра является основным условием возникновения и развития положительных взаимоотношений на основе положительных эмоций. Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно социальное взаимодействие определяет развитие человека. Проигрывание жизненных ситуаций побуждает ребенка анализировать действия и отношения, эмоции партнёров в процессе совместной игровой деятельности. Мной был составлен перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей младшего возраста. В нём поквартально представлена тематика игр, основные задачи, а также речевой материал, который могут использовать дети в процессе игры. Система предусматривает:
1) игры, направленные на развитие умения распознавать состояние человека по мимике;
2) обучающие сюжетно-ролевые игры, в которых ведущую роль занимает воспитатель;
3) тренинговые, в которых педагог и дети находятся в равных игровых условиях.
Анализ наблюдений позволил мне сделать вывод об эффективности реализованной системы игр:
- дети играют группами, состоящими из 3-4 человек, выражено побуждение к коллективной игре;
- сюжеты стали более разнообразные;
- действия детей соответствуют выполняемой ими игровой роли, стали более согласованными;
- возникающие конфликты, дети стараются решать с помощью слов. Уменьшилось количество взаимных обид и жалоб, по поводу вмешательства в игру. Дети принимают нового участника, определяют его роль и место в игре.
Средний дошкольный возраст - важный период в социальном развитии детей. На данном возрастном этапе активно формируются представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым. Тот моральный опыт, который дети накопят, ляжет в основу их дальнейшего социального развития.
В современной педагогике очень много говорят о самовоспитании ребенка. Но как реально осуществить стимуляцию этого процесса, если у дошкольника и самооценка ещё завышена и самоконтроль развит недостаточно. Я попыталась это сделать, используя потенциал сказки, близкой ребёнку и по мировосприятию и по мироощущению. В сказке ребёнок чувствует себя хозяином, творцом. Это его мир, где стираются границы невозможного и одновременно усиливается ответственность за содеянное - ведь здесь идет реальная борьба со злом, и её исход зависит от действий ребенка. Реализовать поставленные задачи мне помогло использование таких методических приёмов, как: анализ сказки с точки зрения персонажей; проигрывание этюдов, передающих различные черты характера героев; проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?"), развивающие и словесные игры, элементы психогимнастики, игровые упражнения, обучающие ребёнка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.
Тщательно подхожу к подбору сказок. Они должны быть доступны по содержанию, с ярко выраженной социальной нормой ("Заюшкина избушка", "Два жадных медвежонка"). В сказках необходимо наличие диалогической речи, чтобы у детей была возможность обыграть сюжет ("Теремок", "Три поросёнка", "Рукавичка"). Предпочтение отдается сказкам, персонажами которых являются животные. Народная мудрость наделяет этих персонажей проблемами, которые близки человеку. Такая "переходная ступенька" помогает ребенку легче понять чувства другого.
После знакомства со сказкой следует её драматизация. Дети встают на место героя, по - своему проживают события, происходящие с ним, соединяя свою личность с личностью персонажа. Необходимой подготовкой к драматизации является проигрывание этюдов, где нужно передать эмоциональное состояние персонажа.
Согласно всем этим критериям, я разработала тематический план по формированию эмоционально - чувственного отношения к социальным нормам для детей среднего дошкольного возраста. План включает пять тем, с помощью которых решаются следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
- формирование умения распознавать эмоции других людей по различным признакам;
- развитие чувства сопереживания, сочувствия, стремление оказать помощь;
Содержание работы включает в себя цикл занятий на нравственные темы, дидактические и подвижные игры, игры - драматизации по сказкам, социоигры и психологические этюды( см. приложение). С целью формирования первичных понятий о моральных качествах мы с ребятами " вырастили" так называемое "дерево Добра". На его ветвях распускаются символические листья и цветы, и чем их больше, тем значит больше совершено ребятами добрых дел и поступков.
Для определения у младших дошкольников эмоционального отношения к социальным нормам я использовала диагностическую методику "Сюжетные картинки" (модифицированный вариант Р.Р.Калининой.) Мониторинг показал, что после проведённой работы 68% детей не только правильно раскладывали картинки, но и обосновывали свои действия. 32% опрошенных могли правильно назвать чувства людей и объяснить их причину.
Первая школа воспитания растущего человека - семья. Она - целый мир для ребёнка. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально - нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально - нравственного развития ребёнка. Поэтому нужно помочь понять родителям, что развитие чувств детей не должно идти стихийным путем.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и практических пособий для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребёнка, не знают чем могут ему помочь. В нашей группе, я считаю, сложились доверительно - деловые отношения с родителями. Молодые мамы интересуются не только тем, что нового ребёнок узнал на занятиях, но и его взаимоотношениями с другими детьми. А я, в свою очередь, всегда стараюсь оказать психолого - педагогическую помощь: провожу консультации, беседы, совместно с ребятами устраиваем выставки рисунков на темы " Я и моя семья", "Портрет моей мамы (папы)", "Мы с бабушкой моей лучшие друзья". На родительских собраниях проводим тренинги типа "Мы - вместе", " Я - взрослый, ты - ребёнок", " Уронило солнце лучик золотой". Они помогают объединить детей и родителей, приобщить к совместному творчеству, развить положительные эмоции.
Выводы.
Результаты работы по эмоционально - личностному развитию детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к успешному и радостному труду. Работать над развитием эмоций и личности нужно не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности, в обычном общении с детьми. В целом работа по данной теме дала положительные результаты:
1) У детей расширилось представление об основных эмоциях, их делении на положительные и отрицательные;
2) Сформировалось умение распознавать эмоциональное состояние других людей по различным признакам (мимика, интонация, голос, жестикуляция);
3) Формируется умение проявлять эмоции и чувства различными социально - приемлемыми способами (умение договариваться, уступать, отвлечься на другое дело).
Перспектива на будущее.
Эмоционально - личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно - образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции - функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу - лучшей адаптации в школе.