Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Эффективные методы по формированию патриотических качеств у дошкольников"

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ ДСКВ № 40 "Солнышко", Кемеровская область,город Юрга

Цель: Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма. Авторы раскрывают систему мероприятий по данной проблеме, уделяя большое внимание воспитанию у детей интереса к истории нашей страны, города. В разработке представлена система работы и комплекс мероприятий с учетом взаимодействия с родителями, раскрыты этапы достижения основной цели: формирование и развитие личности ребенка, обладающий качествами гражданина – патриота своего города, своей Родины, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. Рекомендовано для работы педагогов детских садов и родителей детей дошкольного возраста.

Задачи: Формирование чувств гражданственности и патриотизма.

Эффективные методы по формированию патриотических качеств у дошкольников

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию дошкольников

Автор-составитель:

Вахрамеева О.Ю.

воспитатель

Юрга

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма. Авторы раскрывают систему мероприятий по данной проблеме, уделяя большое внимание воспитанию у детей интереса к истории нашей страны, города.

В разработке представлена система работы и комплекс мероприятий с учетом взаимодействия с родителями, раскрыты этапы достижения основной цели: формирование и развитие личности ребенка, обладающий качествами гражданина – патриота своего города, своей Родины, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. Рекомендовано для работы педагогов детских садов и родителей детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА I Концептуальные подходы к созданию работы………………8

ГЛАВА II

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

2.1 Начало начал………………………………...…………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………………… 33

Введение

«Лучшее средство привить детям

любовь к Отечеству состоит в том,

чтобы эта любовь была у отцов.

наши дети-это наша старость.

Правильное воспитание-это наша счастливая

старость, плохое воспитание-это наше

будущее горе, это наши слёзы, это наша вина

перед другими людьми, перед всей страной»

(А.С.Макаренко)

Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребёнка. Это Я. А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, А.П. Петровский и др. Они все указывают на то, что детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели формируют такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, уважение к ветеранам войны, пожилым людям. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам- воспитываем в детях патриотизм.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Город-частица Родины. У детей с ранних лет формируется первое представление об окружающем мире. Происходит это, прежде всего, через ознакомление с ближайшим окружением, потом с традициями «своей» социальной среды и т.п. Очень важно в этот момент привить ребенку чувство любви и привязанности ко всему, что его окружает. С самого рождения, будь то листок, травинка, маленькая деревушка, где живет бабушка, его квартира, город, где живет его семья или большая Родина - это все то, что его окружает с самого рождения, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней предлагается учитывать “опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства”. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на наш взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.

С середины 1980-х и до конца 1990-х годов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме, — это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.

И как бы ни менялось общество, одной из важных проблем стоит воспитание у будущего подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее.

Мы живем сейчас в сложное время, когда различные отклонения в образе личной жизни, социальной, культурной идут не в лучшем направлении. Индустрия негативизма и разрушительности царит везде, а в ряде случаев становится нормой жизни. Утеряны приоритеты, понижено чувство ответственности, чувство долга в общественной и личной жизни. Нет приоритетных ценностей, нет гордости за свое отечество. В связи с этим идея общественного и социального воспитания нашего будущего растущего поколения нашла свое отражение в ряде нормативно – правовых документах – это «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», в Законе «об образовании». Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов».

Всем известно, что дошкольный возраст как фундамент общего развития и стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому необходимо сохранить все человеческое в наших детях, научить любить и бережно относится ко всему окружающему, заложить основы будущих патриотов, гражданственности, что сделает их достойными членами нашего общества. Очень важно научить детей любить свое отечество, пробудить в них желание узнать больше о традициях и культурных ценностях, научить ценить и бережно относится ко всему окружающему миру, природе, людям, к Родине. Воспитывать стремление творить добро, красоту вокруг себя. И конечно любить свой дом, семью, край, свою землю и приумножать ее красоту и богатство. И тогда они будут осознано любить свою Родину, у них появится свои ценности, приоритеты, будут уважать себя и других и, в конце концов, станут патриотами своего отечества. И наша цель, педагогов дошкольных учреждений, помочь им в становлении данных ценностей, приоритетов

Глава 1.Концептуальные подходы к созданию работы.

Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. ­Государство, не ставящее целью ­воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания, на мой взгляд, заключена именно в том, что это понятие требует очередного переосмысления. И оно началось. Но нам еще не совсем ясно, чем российский патриотизм отличается от советского, только ли территорией своего распространения.
В Российской педагогической энциклопедии (М., 1999. Т.2. С.109) патриотизм трактуется как (от греч. patris — Родина, Отечество) “социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма., выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.
В настоящее время есть программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры, например “Знакомство детей с русским народным творчеством” (авторы-составители Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.), к традиционной отечественной культуре — “Наследие” М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой и к истории страны — “История и культура России – дошкольнику” Г.Н. Данилиной. Не оставлены без внимания вопросы патриотического воспитания и в программе С.А. Козловой “Я – Человек”. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности “С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений” (сост. Л.А. Кондрыкинская. М.)

Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Государство как всегда проявляет заботу о том, чтобы молодое поколение вступило в жизнь, прежде всего здоровым, всесторонне образованным, духовно богатым, готовым продолжать дальнейшее развитие и процветание России. Чтобы молодое, подрастающее поколение сформировалось, как поколение пламенных патриотов своей Отчизны.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Воспитание в детях чувства патриотизма, по утверждению педагогов и психологов, сложный и длительный период, требующий не малых затрат и усилий, убежденности и вдохновения от самого педагога. Это весьма кропотливая работа, должна быть целенаправленной, планомерной, системной и систематической и проводимой в различных видах деятельности. Естественно все развивающиеся чувства детей, привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, к детскому саду в который он ходит, ко всем людям, которые его окружают в этот момент.

Очень важно вести целенаправленную работу с детьми детского сада по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма с обязательным взаимодействием с семьей.

Мы глубоко убеждены: мы должны знать, что никакие знания не дадут желаемого эффекта, если мы не будем любить свою страну, свой родной город, свой народ. Это подтверждают слова К.Д.Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания». Очень важно быть примером для детского подражания, учитывая особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств) т.е. важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Исходя из наблюдений, знаю, что детям будет интересна информация, если ее суметь преподнести доступно, понятно, интересно и эмоционально. Мы все хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, Родину. И нужно показать все это им с привлекательной стороны, тем более что нам есть, чем гордится. К.Д.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Исходя из этого, основной целью своей работы мы поставили: формирование и развитие личности ребенка, обладающего качествами гражданина – патриота своего города, своей Родины, сохранение памяти о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны для последующих поколений, воспитание уважения и благодарности к ветеранам.

Для осуществления поставленной цели наметили следующие задачи:

-Создание системы гражданско-патриотического воспитания

-Обеспечение условий для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиск форм и методов формирования гражданственности и патриотизма, приемлемых для детей дошкольного возраста

-Ознакомление дошкольников с родным городом, страной

-Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей

-Социализация воспитанников

-Воспитание любви к близким людям, родному краю, к городу, к Родине

-Формирование у детей основ уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям

Глава 2. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

2.1. Начало начал.

Любовь к родному краю родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

Д.С. Лихачев.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Патриотическое воспитание старших дошкольников, на мой взгляд, должно решать более широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, своему городу. Именно в этом направлении мы и начали свою работу.

Педагог должен постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, кто защищал её в годы войны. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, страны. Работа по патриотическому воспитанию детей носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на наш взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Считаю, что в противном случае знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать воспитанию у дошкольников нравственнo-патриотических ориентаций, развитию этических представлений. Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения, воспитания любви к родному краю через:

- формирование любви к родному городу, краю;

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире Кузбасса);

- развитие интереса к истории родного края;

- воспитание чувства уважения к труженикам родного города, ветеранам войны.

1.1. Содержание для включения в Программу ДОУ.

Природа, животный мир Кузбасса, города Юрги

Культура и быт народов Кузбасса (быт, национальные праздники, игры);

История родного города

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

- «Познание» (природа региона, растительный и животный мир, культура, быт, история родного города) ;

- «Чтение художественной литературы» (произведения о родном крае);

- «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного русского творчества);

- «Физическая культура» (игры бабушек и дедушек).

Для эффективной реализации направленности регионального компонента необходим ряд педагогические условий:

ØСоздание культурно-развивающей среды, патриотических уголков в ДОУ ;

В детском саду функционирует мини- музей «Мгновения войны», открытый к 75-летию Победы. Основной целью музея является воспитание уважения к ветеранам войны, формирования представлений о подвиге русского народа. Подбором вещного ряда занимались все педагоги и родители, до сих пор музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных семей. Также в ДОУ существуют патриотические уголки , небольшие русские горницы в группах с домашней утварью, иллюстрациями. В познавательно-речевых зонах достаточно краеведческого материала, включающего в свой экспозиционный ряд полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону. Есть книги о нашем крае, подборки стихов и песен. Педагогами изготовлены игры, пособия о Кузбассе, его жителях, географических особенностях. Прошли конкурсы, посвященные родному городу, краю: Месячник педагогического мастерства «О тебе, моя Юрга, выставка фотографий и рисунков, конкурс «70 елочек родному Кузбассу», «Радуга нашего края» и др.

ØПодготовка педагогического коллектива к реализации направленности регионального компонента дошкольного образования

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.

ØОрганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Краеведческий музей приглашает нас на различные тематические выставки и экскурсионно-развлекательные программы («Чудесный лоскуток», «История родного края » и др.). Прошли познавательные беседы и занятия с детьми старшего дошкольного возраста в городской библиотеке. Были организованы встречи с ветеранами войны, прошли масштабные праздники. Педагоги и воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в городских и региональных конкурсах и акциях, организованных эколого-биологическим центром . Педагоги ДОУ знакомят воспитанников сада с культурой и историей Кузбасса при помощи игровых программ, основанных на русских играх и песнях.

ØИнтеграция регионального компонента в непосредственную образовательную деятельность

Большое место в приобщении к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Активно традиции сибиряков, история родного города изучаются во время празднования Дней рождения города, Кузбасса, его традиционными праздниками. Во время музыкально-поэтических вечеров воспитанники знакомятся с интересными людьми, которые рассказывают о своих достижениях и заслугах перед малой Родиной . Есть и программа «Родник» по воспитанию у дошкольников любви и интереса к родному городу, краю. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Поэтому он широко используется на музыкальных занятиях в ДОУ.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, история родного города, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому. Все это учит воспринимать всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-этическом плане. Для достижения этой цели в ДОУ реализуются региональные программы и технологии. Педагогами ДОУ разработаны и составлены модели комплексно-тематического планирования по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Программа ДОУ «Родник» предусматривает систематизацию материала, развивающего познавательную и деятельную активность к прошлому и настоящему нашего края; формирует представления о семье, доме, улице, экологической культуре; воспитывает чувство гордости за своих земляков-тружеников, известных людей, за все, что происходит в Кузбассе, сопричастности к этому. Все это способствует развитию патриотических чувств к родному городу, краю, Отечеству.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Возникла необходимость пополнить методический кабинет пособиями, сборниками познавательного характера. Главная цель этого жанра методических пособий – преподнести детям необходимые сведенья, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы. В связи с этим с 2010 года были разработаны такие сборники, пособия, как «О тебе, моя Юрга!», «67 мгновений войны», «Дети и война», «С чего начинается Родина», «О тебе, Кузбасс родной» и др.

Региональный компонент дошкольного образования также реализуется при помощи обучения детей элементам народных промыслов – вышивка, работа с берестой, русские узоры бисером и др.

Перспективы дальнейшей работы мы видим в дальнейшей разработке разделов программы по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию дошкольников, корректировке диагностических методик изучения культурной направленности личности дошкольников, нравственности, в исследовании культурной компетентности дошкольников, в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента.

Свою работу по патриотическому воспитанию дошкольников мы начали с подбора литературы.

Это помогло нам в дальнейшем при составлении плана работы по патриотическому воспитанию. Провели анкетирование родителей и детей своей группы, выяснив их отношение к данной теме их знания. Проанализировав анкеты, отметили, что родители не равнодушны к воспитанию детей в духе патриотизма, а даже наоборот, хотят принять активное участие в деле патриотического воспитания. Поэтому мы провели ряд консультаций для родителей на тему: «Патриотическое воспитание в семье», «Первые ступеньки нравственности», «Наше отношение к ветеранам войны» и затем приступили к созданию с помощью родителей познавательной среды в группе, которая способствовала бы:

  • развитию и воспитанию чувства любви и привязанности к семье, Родине, своему городу;
  • формированию нравственных качеств по отношению к ветеранам, близким людям
  • развитию интереса к истории своей страны

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материала;
  • совместная работа детского сада и семьи

В своей работе используем следующие методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии,
- рассказы и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
- беседы о войне и защитниках Родины
- рассматривание и обсуждение иллюстраций, плакатов о войне , детских произведений;
- разучивание песен и стихов о родине, о войне, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно оказывать помощь

- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая дошкольникам о подвигах воинов, устраивая тематические праздники и утренники.

В группе оформили уголок патриотического воспитания, куда поместили соответствующую детскую литературу, наглядные материалы (альбомы, буклеты). Оформили стенд юного патриота, где разместили Российскую символику: флаг, герб, гимн, гербы г. Юрги, г. Кемерово

Создали уголок для познавательной деятельности: детская литература. Разработали и провели ряд занятий, досугов, праздников, куда были приглашены родители.

Такой подход помогает нам более осознанно довести до сознания детей взаимосвязь их жизни с социальной жизнью города. Они получают больше знаний о родном городе, начинают любить его, гордится им.

2. 2. Основной этап работы.

«Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся , поклонимся друзья…»

Всё дальше и дальше от нас уходит победный май 1945 года, всё меньше и меньше остаётся с нами тех, кто встретил Победу на фронте. Накануне Великой Победы мы вспоминаем о людях, которые, сражаясь с врагом, не думали о героизме, они просто свято, незыблемо верили, что советский народ непобедим…И потому победили.

Свою работу мы организовали и посвятили тем героям Великой Отечественной войны, которые особенно близки и дороги нам, - это наши родственники. У русского народа есть меткая пословица: « Не стоит село без праведника» Такими святыми праведниками, прошедшими через ад войны и победившими фашизм, являются для нас наши отцы и матери, деды и бабушки… Для нашего народа та Великая Отечественная была войной нравственной, справедливой. Они сражались за нашу землю, за право жить на этой земле. Хотелось бы воздать им должное, сохранить светлую память о героях. В данном направлении огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек-участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы стараемся привить детям такие важные понятия как «уважение к ветеранам», «любовь к Отечеству»

Мы считаем, что основным условием патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. И в первую очередь мы стараемся сделать всё для формирования позитивного отношения у детей к ветеранам ВОВ и тыла чувства уважения и гордости за них. С этой целью проходят познавательные беседы, рассказы, просмотр картин и фильмов.

Создали в ДОУ Книгу Памяти «Они сражались за Родину» В ней собран документальный материал о родственниках нашей большой семьи: детей, педагогов, членов всего коллектива. Из этой книги можно узнать, где воевали, за что получили свои награды наши близкие

Создали в группе мини-музей, в котором собрали доступный для детей материал о войне, её участниках. Здесь и литература, фотографии, вещи и предметы, напоминающие нам о тех годах

В этом музее проходят занятия, беседы с детьми о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, её защитниках. Дети узнают о наших земляках-героях. Постепенно наш музей пополняется плакатами, альбомами, рисунками.

Организовали посещение семей ветеранов, приглашали их в детский сад. Дети преподнесли им подарки, с удовольствием читали стихи, пели песни, пили чай и слушали рассказы пожилых людей и трудностях военного времени.

Пожилые люди лишний раз вспоминают своё детство, чувствуя заботу о себе, забывают об одиночестве .Дети окружены вниманием бабушек и дедушек. Проведение таких мероприятий в детском саду добавляют радости в монотонной жизни ветеранов. Совместно проведённое время обеспечивает более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, психологический комфорт. Вместе с детьми посетили музей, провели урок памяти у мемориала «Четыре года шла война»

Во все занятия, игры с детьми своей группы стараемся внести нотку патриотизма, используя музыку, художественное слово. Оформили альбом «Юрга в годы войны», «Памяти героев посвящается». Собрали коллекцию иллюстраций и плакатов на военную тематику, альбомы «Дети и война», «Герои-земляки» , «Страницы истории нашего города»

Материал посвящён подвигу советского народа и отражает все этапы Великой Отечественной войны. В него включены сценарии литературно-музыкальных композиций, тематического вечера «Войной испепелённые года», материалы к проведению тематического вечера «День Победы» и др.Собран материал по теме «Край родной, опалённый войной» Посвящён он истории нашего города в годы войны, становлению машзавода, рассказывает о наших земляках- героях войны и тружениках тыла.

Во всех разделах были использованы материалы как центральной библиотеки, так и библиотек-филиалов. Для более полного раскрытия темы использовали книги В. Горбатова, Я. Атучина «Юрга», Н.В.Галкина»История Юрги», две юбилейных книги о нашем городе. Собраны диски песен военных лет, отрывки из кинофильмов и иллюстративный материал о Великой Отечественной войне. С помощью Юргинского телевидения записан фильм о Юрге в прошлом и настоящем

Впечатления о знаниях о войне отражены в рисунках на тему «Война глазами детей». Всё это обогащает детскую душу, обостряет чувства, создаёт определённый эмоциональный фон.

Проводя все мероприятия в нашей группе по патриотическому воспитанию, мы стараемся чтобы дети не просто были наблюдателями, а полноправными их участниками. Провели совместные коллективные мероприятия : коллаж «Салют Победы», «Праздничная открытка», «Подарок ветерану» и др

Руками детей созданы поделки для ветеранов, детские рисунки на тему «Что такое война?»

Совместно с родителями провели фотовыставку «Прогулка по родному городу»

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители должны на ярких, доступных примерах жизни демонстрировать ребёнку, что наши ветераны своим подвигом дали нам возможность жить и радоваться .Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

В детском саду проходят такие мероприятия как : утренник «Защитники Отечества» «День Победы», игры-эстафеты «партизаны», «крепость», «А ну-ка , мальчики!»

Организовали и провели такие занятия с детьми старшего возраста: « И помнит мир спасённый», «Улицы родного города», «Как начиналась Юрга». Проводятся совместные мероприятия «День Победы», «День защиты детей», «День пожилого человека» Знакомим дошкольников с символами государства.

Не менее важным услови

Наши новости:

Разместить свою публикацию