Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96411

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Пойми меня.

Дата публикации:

Автор:
педагог-психолог, МАДОУ Детский сад №9, г.Учалы Республика Башкортостан

Цель: Формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности.

Задачи: • Сформировать представления детей об отличительных признаках в поведе¬нии мальчиков и девочек. • Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типа поведения. • Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения. • Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (сме¬лость, решительность, сила, выносливость, вера и т.д.) и девочек (чувствственность, доброта, нежность, сострадание и др.)

ПРОГРАММА «МЫ - МАЛЬЧИКИ, МЫ - ДЕВОЧКИ» (для дошкольников)

Цель:
Формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности.
Задачи:

  • Сформировать представления детей об отличительных признаках в поведе­нии мальчиков и девочек.
  • Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типа поведения.
  • 3.Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.
  • 4.Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (сме­лость, решительность, сила, выносливость, вера и т.д.) и девочек (чувствственность, доброта, нежность, сострадание и др.)
  • Раздел «Поведение мальчиков»
  • Содержание этических бесед с мальчиками строится вокруг следующих тем:
  • Каким должен быть мальчик?
  • Чем мальчик отличается от девочки?
  • Что должен уметь мальчик (мужчина)?
  • Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?
  • Почему нужно защищать слабых?
  • Что нужно делать, чтобы стать сильным?
  • Можно ли доказать правоту не «кулаками»?
  • Почему мальчик должен быть храбрым?
  • Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?
  • Как нужно относиться к мамам, мальчикам, девочкам?
  • Какую помощь ты можешь оказать им?
  • Можно ли обижать девочек?
  • Как сделать девочки приятное?
  • Как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравиться девочке?
  • Какие девочки тебе нравятся?
  • Хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?
  • Чем ты похож на своего папу?
  • Как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?
  • Каким должен быть папа, чтобы его любили дети?
  • Содержание бесед с девочками строится вокруг следующим тем:
  • Тема 1. «Девочки - будущие женщины»:
  • Какой должна быть девочка?
  • Чем девочка отличается от мальчика?
  • Какие девочки (женщины) тебе нравятся?
  • Что должна уметь девочка (женщина)?
  • Что как девочка ты делаешь в семье?
  • Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу, вышивать, наводить порядок в доме и т.д.?
  • Что значит заботиться о ком-либо?
  • Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького братишки или сестренки, бабушки или дедушки?
  • Какую помощь девочка может оказать мальчику?
  • О каких маленьких хозяюшках мы узнали из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли вас они?
  • Хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?
  • Чем ты похожа на свою маму?
  • Нужно ли маме и папе беречь друг друга?
  • Что должны делать мама и папа, чтобы не было ссор в семье?
  • Когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?
  • Можно ли сравнивать маленькую девочку с цветочком? Чем они похожи?
  • Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?
  • Как девочка должна вести себя, чтобы понравиться мальчику?
  • Нравятся ли вам капризные девочки?
  • Алеша и Дима не поделили машину.
  • Перед входом в детский сад большая лужа. Маша никак не может
    ее перейти. Мимо проходит Боря.
  • Мама просит Свету убрать игрушки за собой.
  • уступаешь ей место;
  • продолжаешь сидеть и смотреть в окно;
  • взбираешься на руки к маме.
  • смело проходишь мимо нее;
  • возвращаешься домой за мамой;
  • начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал собаку.
  • продолжаешь играть с ребятами;
  • предложишь воспитателю свою воспитателю;
  • предлагаешь кому-то из ребят помочь.
  • Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты:
  • проходишь мимо;
  • зовешь старшего брата или маму;
  • сам заступаешься за девочку.
  • За обедом Даша нечаянно проливает на себя компот. Ты:
  • делаешь вид, что не замечаешь;
  • бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с неприятностью;
  • зовешь няню;
  • У Леночки день рождения. Ты:
  • даришь ей свой рисунок;
  • говоришь приятные слова («Какая ты красивая», «Какое замеча­тельное у тебя платье»);
  • оставляешь девочку без внимания.
  • Модель ситуации для девочек:
  • 1.Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуты пуго­вицы на пальто. Ты:
  • помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;
  • жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;
  • не замечаешь непорядок в одежде Алеши.
  • 2.Мамаприболела. Ты:
  • продолжишь играть, как ни в чем не бывало;
  • станешь капризничать.
  • 3.Мальчики дерутся. Ты:
  • пожалуешься воспитателю; |
  • не заметишь драки;
  • поможешь им помириться.
    4.При возвращении с прогулки воспитательница попросила собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина оказалась тяжелойТы:
  • постараешься донести корзину вместе с воспитателем;
  • вежливо попросишь мальчика тебе помочь;
  • откажешься нести корзину.
  • 5. Девочки играют в мячик у Тани не получается поймать мяч.
    Подружки громко смеются. Таня расстроена. Ты:
  • смеешься вместе со всеми;
  • успокаиваешь и учишь девочку, как правильно играть;
  • не обращаешь внимания.

Содержание программы

Дать представление мальчикам о том, что в будущем они станут мужчи­нами, обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения. Таким образом, проявляют свои лучшие мужские качества -силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя.

Мальчики учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их пап и других мужчин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, про­блемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения мальчиков в экстремальных условиях - страха, пожара, нападения, споров и т.п.

Раздел «Поведение девочек»

Девочкам дать представление о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков. Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские качества - заботливость, внимание, терпение, нежность и др. Находясь в природном окружении, девочки, как и мальчики, берут на себя обязанности сохранять природу и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою гордость, достоинство, игривость, доброту и др.

Девочки устанавливают общность и отличие своих действий и действий, характерных для их мам и других женщин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, уход за домом, за детьми, создание красоты вокруг, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Воспитатель формирует опыт поведения девочек в экстре­мальных ситуациях - рассердилась, не поделилась и т.д.

Раздел «Мальчики и девочки вместе»

У мальчиков формируется представление и опыт общения в среде маль­чиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек - они демонстрируют силу, ловкость, ум, достоинство и др., а перед девочками -внимание к ним, уважение, желание оказать помощь, ум и др. через предло­жения вместе играть, рисовать, смотреть книги, слушать музыку и др.

У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, про­читанных книгах, музыке, животных, игрушках, а в обществе мальчиков -они делятся с ними впечатлениями о том, что красивого, доброго или безобразного, злого они увидели вокруг. Воспитатель формирует жизненные ситуациии в различных видах деятельности, опыт взаимодействия посредством предметов (игрушки, цветы, книги и др.). Педагог демонстрирует и развивает у детей способность отбирать наиболее точные и правильные действия во взаимоотношениях в ситуациях независимо от пола - уступать, понимать друг друга, быть благодарным за уступку, уметь слушать друг друга, попе­ременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остается за девочкой.

Для реализации содержания программы могут быть использованы сле­дующие литературные произведения: русские народные сказки «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка-Хаврошечка», сказки русских писателей: «Аленький цветочек» С.А. Аксакова, «Айболит» К. Чуковского, сказки Г.Х. Андерсена, «Все хорошо, что хорошо кончается», Б.Гримм «Ганс и Грета», А.Барто «Младший брат», Е.Благиной «Научу братца одеваться», С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и др.

Специально организованными видами деятельности выступили: эстети­ческие беседы, проблемные ситуации. Беседы осуществляются отдельно с мальчиками и девочками.

Тема 1. «Мальчики - будущие мужчины»:

Тема 2. «Мальчики - защитники слабых (девочек, женщин, стариков)»:

Тема 3. «Мальчики - маленькие рыцари»:

Тема 4. «Мальчики - будущие отцы»:

Тема 2. «Девочки - маленькие хозяюшки»:

Тема 3. «Девочки — будущие мамы»:

Тема 4. «Девочки - маленькие принцессы»:

В процессе беседы используются методы сравнения, суть которых заключается в сравнении поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации и с аналогичными ситуациями, в которые попадают герои литературных произведений (девочки и мальчики). Дети анализируют, какие действия, неверно совершенные, привели их к этой ситуации, какие действия они нашли, чтобы разрешить ее и выйти из нее.

Метод проблемных ситуаций, суть которого заключается в описании педагогом тех проблемных ситуаций, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например.

Воспитатель обращается к детям: «Сегодня после завтрака все пошли играть, а Леночка осталась помогать Зое Алексеевне вытирать крошки со столов. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любит трудиться? С кем можно сравнить Леночку - с Крошечкой-Хаврошечкой или Ленивицей?».

«Оля строила из кубиков домик. Подбежал Андрюша, толкнул постройку, и строение рассыпалось. Никто не заметил, как девочка огорчилась. И только Саша подошел к Оле, заботливо собрал кубики и, положив руку на плечо девочке, успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм «Ганс и Грета». Ганс также заботился о своей сестренке, уговаривал ее не волноваться, когда было страшно, самостоятельно, по-мужски находил выход из трудного положения. На кого из героев сказок был похож Андрюша? Как в этой ситуации вели бы себя Карабас-Барабас, Буратино, Айболит?».

«Сегодня на прогулке мы убирали листья с площадки. Сережа поднял очень красивый кленовый листочек и подарил его Наташе. Наташа заулыба­лась, но ничего не сказала. Дарит ли папа в вашей семье маме цветы, подарки? Как мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка, принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»?».

«Вчера детям делали уколы. Ирочка вела себя стойко, сдержано, не подавала виду, что ей больно, чтобы не расстраивать мед. сестру и воспита­тельницу. Катюша, наоборот, кричала, плакала, даже обидела мед. сестру Елену Николаевну. Вспомните, ребята, сказку «Морозко». Как отвечала пад­черица на вопрос старика Мороза: «Тепло ли тебе; девица? Тепло ли тебе красная?» Она отвечала вежливо и ласково, была сдержанной и скромной. А как нагрубила старику мачехина дочка? На кого вчера были похожи Ирочка и Катюша?».

Метод прогнозирования ситуации заключается в том, что детям предла­гаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия, которые позволили бы ребенку не «войти» в ситуации, принять правильное решение. В использовании метода проблемной ситуации педагог предваряет его установкой: «Прежде чем что-то делать, остановись, подумай: ты кто, мальчик или девочка? Как необходимо повести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей, не испортилось настроение, если будешь что-то совершать».

Примеры ситуаций:

а) Что может произойти, если никто не захочет уступить?

б) Как решить конфликт по-мужски?

а) Что произойдет, если Боря поможет Маше?

б) Что случиться, если Боря не обратит на Машу внимания?

а) Что будет, если Света выполнит мамину просьбу?

б) К чему приведет отказ Светы?

В ходе специально организованных видов деятельности широко приме­няется художественная литература, имитационные игры «Рассердившийся мальчик», «Обиженная девочка», «Случай на улице», «Мамы нет дома», «Остался один», «Очень весело», «Страшилки» и т.п., элементы театральной педагогики — проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с другими детьми, игры «Женская и мужская пластика», сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели» и др., игровые методы, созданные P.M. Чумичевой игра-состязание «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»; игра «Предмет - человек» (в нашем варианте «Предмет - мужчина, предмет - женщина»). Педагог предлагает рассмотреть какой-либо предмет, представить, каким бы он был, если бы был женщиной (мужчиной); «Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине - льве и т.д.; символическая игра «Кто живет в твоем сердце».

Метод моделирования жизненно значимой ситуации. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку можно будет выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников.

Модель ситуации для мальчиков:

Ты едешь е трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты:

Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты:

Ты занят интересной игрой. В группу входит воспитатель
руках у нее альбомы для рисования и цветные карандаши . Ты:

будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло на постели и т.п.)

Детям предлагается моделировать ситуацию не только словесно, но и с помощью графических средств или демонстрационного материала, где ребенок должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с другими, вступившими с ним в ситуацию.

Предметно-развивающая среда выступает условием для проявления полоролевого поведения ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.

При построении ПРС нами учитываются принцип, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Пет­ровский), принцип свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самостоятельно определить его отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению, гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (P.M. Чумичева).

Элементами ПРС выступают: атрибуты мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажки кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и т.д.); куклы - мальчики, куклы - девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла - мать, кукла - хозяйка, кукла - леди, кукла - мастер и т.д.); схемы -действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей муж­ского и женского пола; уголок красоты, позволяющий ребенку самостоя­тельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Атрибуты светского этикета - «театр», «званный обед», «концерт», «незнакомые люди», «Прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т.п., обеспечивающие возможность ребенку само­стоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п.

В среде помещаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п. Дети отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.

Утверждаю:
заведующий МАДОУ
Детский сад №12
Шарафутдинова А.И
«__»________2013г

Программа
гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Мы - мальчики,
мы - девочки»

Наши новости:

Разместить свою публикацию