Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96199

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Организация работы школьников над исследовательским проектом по географии в свете требований ФГОС

Дата публикации:

Автор:
учитель географии и биологии, МБОУ лицей с.Хлевное Липецкой области, Липецкая область

Цель: выявить особенности организации работы школьников над исследовательским проектом по географии в свете требований ФГОС

Задачи: выявить как работать над исследовательским проектом, выбрать тему, собирать материал, анализировать, обрабатывать данные

В соответствии с ФГОС перед учителем географии стоит задача не только формировать предметные знания обучающихся, но и обеспечить формирование способностей к саморазвитию, личностному самоопределению. В рамках современного образования активно развивается такое направление работы, как исследовательская деятельность. Исследовательский проект - одно из важных средств формирования мировоззрения школьников.

На уроках окружающего мира в начальных классах ученики начинают познавать и открывать природу. В 5 классе согласно ФГОС вводятся один час биологии и географии вместо природоведения. Очень важно, чтобы уроки не были скучными и не сводились к пересказу материала учебника. Поэтому следует создавать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению.

Приоритетным направлением в деятельности учителя становится воспитание творческой инициативы учащихся. Для этого на уроках следует использовать такие методы, как наблюдение и исследование. Учитель и ученик совместно совершают маленькие открытия (технология сотворчества), что формирует у учащихся вдумчивое и осмысленное отношение к проводимым экспериментам. Ребята сами начинают высказывать массу гипотез, предлагать разные варианты объяснения увиденного. Главное выслушать, вместе проанализировать, не подавить инициативу и любознательность. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, должен объяснить причинность, сущность происходящего и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. К такого рода поиску ребят надо подготовить. И поможет в этом организация работы над исследовательским проектом.

Знакомство ребят с проектной деятельностью начинается с практического изучения природы и окружающего мира в летнем оздоровительном лагере «Теремок». Появляется интерес к предмету, т.к. учащиеся не стеснены рамками урока, не нужны отчеты, можно задать любой вопрос и получить на него квалифицированный ответ.

В среднем звене сильные учащиеся часто показывают высокие теоретические знания, но испытывают затруднения при выполнении практических заданий.
Очень важно на уроках географии уделять больше внимания практическим работам. Без накопления определенных знаний и навыков по методике проведения работ, умений подмечать, анализировать ничего не получится. Это даёт возможность не только повысить качество знаний, интерес к изучению предмета, но и развивать индивидуальные способности, навыки самостоятельного выполнения исследований.

Использование метода исследовательской деятельности на уроках позволяет создать условия для творческой деятельности ученика. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета.
Исследование на уроке требует много времени, поэтому многие работы следует выполнять во внеурочное время.

Внеурочная деятельность, подготовка к очным и дистанционным олимпиадам дает возможность заняться исследованиями, проектами, получить дополнительные знания по предмету.

Очень важно, чтобы учащиеся перед собой всегда видели карту. Ребята с удовольствием загадывают географические объекты и просят друг друга их найти. Это крайне важно в изучении предмета, а также развивает память.

Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы. Здесь открываются возможности для организации исследовательской деятельности, инициативы и наблюдательности, формируются навыки самостоятельной работы. Посредством экскурсионной деятельности учащиеся знакомятся с обитателями природных объектов, совершенствуют навыки наблюдения за природой, географическими объектами, знакомятся с тем, как нужно правильно собирать материал, обрабатывать, систематизировать, оттачивают исследовательские навыки. Знания, полученные таким способом, оказываются очень прочными, надолго укладываются в детскую память.

Для проведения исследования целесообразно разрабатывать инструктивные карточки, в которых приводится методика исследования природного объекта.

Как работать над исследовательским проектом?

Тема выбирается задолго до оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для местности, в которой он проживает. Это определяет продолжение исследования данной темы, а также включение ребят в активную просветительскую работу. Результативностью данной работы могут служить беседы с населением, анкетирование, заметки в газету. Сами ученики редко выбирают тему исследования, ее рекомендует учитель. Глядя на заинтересованную работу товарища, многим захочется попробовать себя в исследовании.

Во время бесед педагогу необходимо «нацеливать» ребят: говорить, о чем пойдет речь в их исследовании, и, если появляется интерес, дальше работа идет активно, главное, чтобы был результат деятельности.

Тема исследовательской работыдолжна отражать характерные черты проблемы, которую выбрал школьник. Тема может быть «экспериментальной» или «теоретической».

Направление исследования экспериментальной темы предполагает проведение собственных наблюдений, экспериментов с последующим анализом.

Теоретическая тема предусматривает изучение, обобщение и анализ сведений, содержащихся в разных источниках информации. Выполняя исследование, ученики соблюдают все требования к содержанию проекта. По желанию ученик представляет презентацию своей работы. Для стимула и поощрения можно оценивать исследовательскую работу и презентацию отдельно.

Проблемаисследованиядолжна быть выполнима для возраста школьника и его возможностей. Если в работе учеников среднего звена чувствуется помощь родителей, то это разрешается т.к. ребенок и их смог увлечь изучаемой проблемой.

Планирование работы над проектом и реализация темы.

Чтобы правильно поставить цель, необходимо ответить на вопрос: «Зачем я провожу исследование?». Это теоретический вопрос изучения предмета, интерес, который получилось развить у учеников на экскурсии, практическом занятии в беседе. Задачи исследования конкретизируют цель.

Любое исследование природных объектов имеет определенные методики. Нужно подобрать ту, которая соответствует возможностям учеников, содержит теоретические основы и поможет достичь цели исследования.

Сбор и обработка информации теоретической темы предусматривают работу с научно популярной литературой. А чтобы определить верность или ложность того или иного суждения, необходимо поставить перед собой следующие вопросы:

- Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

- Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

- Подтверждается ли теоретическое положение практическим материалом?

Необходимо научить школьников работать с научно-популярной литературой т.к. это основа научного исследования. Необходимо последовательно читать материал, досконально изучить все термины и понятия, чтобы убедиться в верности суждения, необходимо научиться самостоятельно, сопоставлять понятия и явления. Прочитать этот материал хотя бы в двух источниках, чтобы сопоставить и записать свое суждение.

Назовем методы, которые применяют ученики в проводимых исследованиях: интервьюирование, описание, наблюдение, мониторинг, анализ и др.. Учитель должен помнить правило: работать с учениками вместе, рука об руку. Только заинтересованный педагог может повести за собой.

Наиболее важный этап работы - самостоятельное исследование, т.к. школьник в ходе самостоятельно проведенных практических экспериментов максимально подходит к решению проблемы, которую он определил. В практике хорошо реализуется групповая форма работы. Дети сами выбирают наиболее интересующий участок исследования, а затем все сводится в единое целое.

Анализ результатов исследования - заключительная часть проекта. В ней школьник должен изложить свои выводы по проблеме, опираясь на собственные результаты исследований и данные, взятые из литературных источников. Этот этап, в начальной стадии разработки очень часто вызывает затруднения и тут необходимы объяснения руководителя: когда исследователь понимает, что от него требуется, сразу все становится на свои места.

Презентация результатов исследования.

Результаты исследовательской работы должны быть представлены на научной конференции в виде презентации или отчета, где школьник получает оценку работы, учится выступать перед аудиторией. Выступления на публике — это незабываемое чувство, выражение собственного я.

В обязательном порядке каждая работа неоднократно проверяется, указываются неточности, корректируется материал. Педагогу необходимо оказать помощь в оформлении исследовательской работы, уточнении цели и проведении анализа. Текст тщательно проверяется, пишется рецензия и обсуждается с учеником для подготовки к публичному выступлению. Руководитель – первый помощник юного исследователя в составлении текста доклада и компьютерной презентации. Для подтверждения мотивации учащегося каждая работа по достоинству оценивается. И ученик снова включается в работу, выбирая другую тему т.к. ему уже понятно, как работать, что требуется и ясен результат.

Правильно организованная исследовательская деятельность всегда результативна.

Исследовательская деятельность, которой занимаются школьники, пригодится им в будущей жизни, потому что она развивает умение чётко излагать мысли и факты, а также аргументировано отстаивать свою точку зрения. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях, бесспорно то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты.

Наши новости:

Разместить свою публикацию