Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96424

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование наглядного представления и расширение понятий о величинах «Сантиметр, дециметр, метр»

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 578 Приморского района г. Санкт-Петербурга, 197371 Санкт-Петербург, Комендантский проспект, д. 23, к.2, кв.5

Цель: 1. Познакомить учащихся с новыми единицами длины см, дм, м; 2. Дать представление новых единиц измерения на практике.

Задачи: воспитательные: - воспитывать умение общаться, - воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой, желание учиться и делать открытия; обучающие: - дать первоначальное представление о единицах длины, - формировать умение различать величины и единицы измерения величин, формировать умение пользоваться линейкой; развивающие: - развивать логическое мышление, воображение, умение делать выводы и рассуждать.

Учитель нач. кл.: Скрипникова Любовь Алексеевна

Формирование наглядного представления и расширение понятий о величинах «Сантиметр, дециметр, метр»

Основным понятием начального курса математики является понятие величины, усвоение особенностей которого достигается выполнением разнообразных практических заданий.

В 1-3 классах изучаются такие величины, как длина, площадь, масса, и другие единицы измерения.

При формировании представления об этих величинах учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. В процессе практического выполнения заданий учащиеся подводятся к самостоятельному выводу о необходимости введения и использования единиц измерения.

Обучение измерению величин осуществляется по следующей схеме:

Введение единицы измерения:

  • знакомство с измерительными приборами
  • установление соотношений между единицами измерения
  • действия с величинами.

Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей. Как только изучается какая – то фигура, вслед изучаются единицы измерения, связанные с этой фигурой.

В результате обучения измерению величин к концу обучения в начальной школе ученики должны знать таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения единиц и уметь применять эти знания в практике измерений и при решении задач.

При изучении темы «Сантиметр», учитель предлагает сравнивать два куска ленты, показывает как это сделать, накладывая один кусок на другой так, чтобы совпали один из концов первой и один из концов второй лент.

Преподаватель должен подвести итог работы, объяснив детям, что легко узнать, какая лента больше, а какая меньше только тогда, когда мы можем наложить их друг на друга.

Также, можно поставить проблемный вопрос: как сравнить отрезки, если они начерчены на доске или на бумаге так, что концы их не находятся на одном уровне ( когда наблюдение не даст ответа на вопрос)?

Дети, вероятно, предложат свой способ: верёвочкой или иной. Оттолкнувшись, от этого, учитель говорит о том, что не всегда удобно пользоваться такими приёмами.

Пример: На доске начерчен отрезок. Трое детей по очереди измеряют его полосками разной длины. Коля – красной полоской, Миша – зеленой и Дима – белой. В результате измерения Коля получил 6, Миша 3, Дима 1. Кто из них оказался прав? Учащиеся заметили, что каждый мальчик был бы прав, если бы указал в ответе единицу измерения: 6 кр., 3 зел., 1 бел.

Эту же работу можно провести по индивидуальным карточкам, на которых начерчен один и тот же отрезок. Например, отрезок 6 см.

Учитель просит учащихся измерить его. Одни учащиеся измеряют данный отрезок одной клеточкой, другие двумя, а третьи за единицу измерения выбрали 6 клеток. Результат измерения получился разный.

После проведения такого рода практических работ у ребят возникает проблема, как же договориться, как измерять длины, чтобы при измерении равных отрезков у всех были одинаковые результаты? Делается вывод, что необходима единая единица длины. Такой единицей измерения является сантиметр, его модель.

Для формирования наглядного представления сантиметра важно, чтобы дети

нашли полоску длиной 1 см в учебнике и на линейке расстояние, равное сантиметру.

Для мотивации и активизации познавательной активности учащихся, можно включить различные упражнения в составлении отрезков, используя модель сантиметра. Объяснить, как сокращённо записывается слово «сантиметр», и прочитать записи данные в учебнике ( 1 см, 4 см). Вводится понятие: линейка, с помощью которой учащиеся учатся не только измерять отрезки, но и использовать её как вычислительный прибор. Также, ставится вопрос: Каким инструментом мы пользовались при измерении отрезков?

Этот приём работы является подготовкой к изучению координатной прямой в 6-7 классах.

Тема «Дециметр» вводится аналогично теме « Сантиметр».

В данном случае применяется полоска длиной 10 см, выполняются практические работы по тексту учебника: отмерь 3 дм тесьмы, измерь ширину и длину стола, ширину и длину тетради и т.п.

После введения терминов « десятки, единицы» учащиеся учатся выполнять измерения в смешанных единицах и переводить их в единицы одного измерения.

При знакомстве с темой «Метр» учащиеся работают с моделью метр. Изучают его деления, устанавливают соотношения между единицами измерения: см, дм и м.

При обобщении данных тем нужно провести аналогию: мм-единицы, см- десятки, дм-сотни, м- тысячи.

При изучении темы «Длина отрезка», осваивая понятие длины отрезка, учащиеся используют такие приёмы, как сравнение «на глаз», затем наложение и на следующем этапе вводятся различные мерки.

Данный материал осваивается детьми осознанно, так как они уже имеют определённые представления о длине: короче, длиннее, дальше, ближе и т.п. Далее, эти представления у них уточняются. Постепенно вводится сравнение предметов по длине: «Какая полоска длиннее? Короче?», те сравнение длин на глаз и подсчетом числа мерок как единицы измерения.

При изучении каждой единицы измерения нужно использовать систему упражнений, которая определяется свойствами численных значений длин отрезка в теоретических основах математики:

  • 1)Найдите длину отрезка АВ ( по рисунку)
  • 2)Постройте отрезок длиной 4 см.
  • 3)Найдите длину отрезка СД, если он равен отрезку АВ, объяснить решение.
  • 4)Если отрезок АВ увеличить в 5 раз, то каким станет его длина?

Сумма, разность отрезков, умножение и деление длины отрезка на число, не предусмотрены программой. Тем не менее, они нужны при решении задач, когда краткую запись изображают отрезками. Их выполнение в устной форме доступно школьнику и не приводит к его перегрузке.

Изучение данных тем позволяет тесно связать преподавание математики с жизнью. Учащиеся приобретают практические умения и навыки измерения, необходимые в повседневной жизни. Учатся правильно пользоваться измерительными инструментами – линейкой (устанавливать линейку, вести отсчет единиц измерения от нулевого деления линейки, а также от любого другого деления).

Наши новости:

Разместить свою публикацию