ГБОУ школа – интернат №113
г.о.Самара
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по программе VIII вида на тему "Склонение личных местоимений"
Учитель: Баранова Ариадна Гурьевна
Цели:
- Образовательные:
- Закрепить знания учащихся о личных местоимениях.
- Сформировать навыки самостоятельной работы.
- Воспитательные:
- Коррекционные:
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать фонематическое и зрительное восприятие.
- Развивать устойчивое внимание.
- Развивать навыки самостоятельной работы.
Формы организации урока:
- коллективная
- парная
- индивидуальная
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Закрепление изученного.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- Раздаточный материал (таблицы, схемы)
- Карточки с заданием.
- ТСО
- осознание обучающимися значимости приобретаемых знаний, умений и навыков, мотивация к дальнейшему изучению русского языка
Прогнозируемые результаты:
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Инструкции к заданиям | УУД | |
1. | Организационный момент | Приветствует обучаючащихся. Раздаёт тетради. | Взаимное приветствие | ||
Прозвенел звонок веселый, Он позвал нас на урок. Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок. | |||||
Обращается к ребятам. Прежде, чем начать работу, мы должны настроиться. Закрыли глаза, руки лежат свободно. Повторяйте за мной: | Повторяют за учителем |
| Коммуникативные | ||
2. | Актуализация знаний. Фронтальная работа. | Актуализирует внимание. -Какую тему мы изучаем? | отвечают на вопросы | Вместо имени предмета Говорим мы слово : ЭТО, ТО, ОНИ, ОНО, ОНА- Всем известные слова. Это без сомнения… | Регулятивные |
Опрашивает фронтально. -Какую часть речи мы называем местоимением? -Что мы называем личными местоимениями? -Какую роль играют в нашей речи местоимения? | Дают определение местоимения. Отвечают на вопросы | Познавательные коммуникативные | |||
Девочка встала и с вышивкой подошла к маме , она была очень красивая. Пётр и Андрей долго думали над задачей, наконец, он решил её. На небе были видны солнце и одинокое облако, но вскоре оно исчезло. | На доске | ||||
Актуализирует знания. -Какие ошибки допущены в этих предложениях? Как исправить? -Когда можно употребить местоимение? -На какие группы делятся личные местоимения? - Какое местоимение вы употребляете, говоря о себе? -Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение можно использовать? -Если необходимо обратиться к собеседнику? -Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? -А если это группа лиц? | Указывают на ошибки, исправляют их. Анализируют мыслительную деятельность, отвечают на поставленные вопросы | Логические, познавательные | |||
Физминутка | Упр. для глаз | 1-2м | |||
-Правильно ли употреблены местоимения в этих предложениях? Как надо исправить? -Что мы сейчас сделали? (Изменили местоимения по падежам). -Что значит «местоимения изменяются по падежам?» Как мы это называем? -Верно. Что значит просклонять местоимения? -Итак, запишите тему нашего урока: «Склонение личных местоимений» -Какие задачи мы поставим перед собой? | Изменяют местоимения по падежам. Анализируют свои ответы Записывают тему. Отвечают на вопрос | На доске Приплыла к он рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Перед она усердные слуги, она бьёт , они за чупрун таскает. Как смеешь ты, мужик, спорить со я, дворянской столбовою | Коммуникативные, регулятивные | ||
Шарады | Работает с разгадыванием шарад. -А сейчас у нас шарады. -Какие 2 местоимения мешают на дорогах? -Сколько личных местоимений в слове семья? -Первый слог – личное местоимение. Второй- звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. -Первый слог- личное местоимение. Второй вы найдёте в словах: сварщик, пильщик, там это уже второй слог. -Первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – столик школьный твой. | Отгадывают шарады | Познавательные | ||
Работа с текстом | Предлагает работать с текстом по группам с разными заданиями. Ученикам выдаётся текст. 1-ая группа получает задание: найти в тексте местоимения и определить их падеж, лицо, число; найти 1-2 слова с безударной гласной в корне, проверить. -2 –я группа получает более лёгкий текст с пропущенными местоимениями. Задание: вставить пропущенные местоимения. Вот пошёл …к синему морю, Видит – море слегка разыгралось. Стал … кликать золотую рыбку. Приплыла к … рыбка, спросила: «Чего … надобно, старче?» … с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила … моя старуха, Не даёт старику … покою: Надобно … новое корыто; Наше-то совсем раскололось». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет … новое корыто». (А.С.Пушкин) Слова для справок: он, нему, ей, тебе, вам, меня, мне. | Работают в парах с текстом. Выполняют задания | Текст. Родничок. Из-под каменистого берега бьёт родничок. Его открыли охотники. Они вырыли лунку, обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк. Теперь черпают воду из лунки, как из колодца. Я бывал на Кавказе и видел в горах родники. Их находят по росяной влажности на скалах. Скалу прорубают и выводят родник наружу. Из камней у тропы выкладывают колодец. Путник может утолить жажду. Родник в горах называют именем человека, открывшего его. (по И.Васильеву) | Коммуникативные | |
3. | Закрепление изученного ТСО | Обращает внимание ребят на экран. На экране информация. -Ребята, посмотрите на экран. | Смотрят на экран, читают информацию | Местоимения Я, ТЫ не имеют формы множественного числа. Местоимение МЫ обозначает не множество Я, а местоимение ВЫ – это не множество ТЫ, т.е. нельзя сказать, что МЫ - это много Я, поскольку МЫ – это Я и ещё кто-то. Это группа лиц, куда входят Я и ТЫ. Итак, местоимения обозначают группу лиц. | Познавательные |
Напоминает обучающимся перед началом работы,что местоимения и 1-го , 2-го, и 3-го лица склоняются. А местоимения 3-го лица, кроме того, изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Обращает внимание на то, что всё слово: и.п.-Я, р.п.-МЕНЯ. | . Заполняют таблицы «Склонение местоимений» | ||||
После заполнения таблицы ученикам на экран проецируется заполненная таблица. | проверяют свою работу по таблице. | ||||
Подводит итог работе. -Поднимите руки, кто заполнил таблицу без ошибок? -Какие грамматические признаки местоимения отражены в этой таблице? -Чем отличаются местоимения 1-го и 2-го лица от местоимений 3-го лица? | Поднимают руки Отвечают на вопросы | ||||
ТСО | Обращает внимание на схему. Итак, как изменяются местоимения? -Чтобы определить лицо и число местоимений, в какую форму мы должны поставить местоимение? Смотрим схему грамматических признаков местоимений на экране. Проверяем, правильно вы определили падеж, число, лицо. | Отвечают на вопросы Проверяют правильность выполненной работы | Схема грамматических признаков местоимений | Логические | |
-Далее читаем вопросы на экране. | Читают информацию на экране Отвечают на вопросы | Какие местоимения не изменяются по родам и числам? -Как они изменяются? -Как изменяются местоимения 3-го лица? -Что общего у местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица? -Чем отличаются местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица? | Логические | ||
Кроссворд | Кроссворд -1 –дательный падеж местоимения ТЫ -2-родительный падеж местоимения ОН; -3- именительный падеж 3 лица, ед.ч., муж.р.; -4- дательный падеж местоимения МЫ; -5-дательный падеж местоимения Я; -6-родительный падеж местоимения ОН; -7-именительный падеж местоимения 3 лица мн.ч. | Заполняют кроссворд | Познавательные | ||
4. | Подведение итогов. Рефлексия. | Подводит итог урока. -Итак, чему мы научились на уроке? -Какие грамматические признаки местоимения вы узнали? | Подводят итог | Коммуникативные | |
-Поднимите руку те, кому было легко работать на уроке? Легко находил местоимения, определял их падеж? -Вы сегодня хорошо работали. Молодцы! -На ваших столах лежат жетончики с восклицательным и вопросительным знаками. Если вам всё понятно по теме и понравился урок, поднимите с «!». А если у вас остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то поднимите жетон с «?». | Поднимают руки | ||||
Выставляются оценки за урок | |||||
5. | Домашнее задание | -1 группа выполнит упр.144. Записать связный текст; устранить нарушения, объяснить правописание местоимений. -2 группа: упр. 145. Списать, найти и подчеркнуть местоимения | 1 |