Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС ОО
Урок… Как много с этим словом связано у каждого человека! Далеко не все помнят свой первый урок. Но свой первый урок помнит каждый учитель. Они были разными, эти уроки: один молодой специалист заходил в учительскую улыбаясь, а другой – рыдая на плече у коллеги нечленораздельно выдавливал: «Я больше туда (имея ввиду класс) не пойду!»
И всё-таки шёл. И преодолевал трудности. И учился контролировать класс. И давал уроки, как этого требовала методика преподавания.
В то (казалось бы, недавнее) время традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
- организационный момент;
- повторение и проверка домашнего задания;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного на уроке;
- объяснение домашнего задания;
- оценивание учеников.
Прошли десятилетия – изменилось общество, изменились дети, изменился урок, и требования к нему.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач урока на современном этапе является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы раздела; и в конечном итоге, - постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном мире: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии:
языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи),
личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций.
Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
- отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
- быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния,
- рефлексия содержания учебного материала,
- рефлексия результатов учебной деятельности.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на доске или большом листе группой или всем классом можно нарисовать в зависимости от времени года дерево (например, ёлку) и цветным мелом, отвечающим настроению, украсить её игрушками (в течение 1 минуты). Так как чёрного мела, обозначающего совсем плохое настроение, в нашем распоряжении нет, мы применяем пустой шарик, нераскрашенный.
Часто (в рамках современных изобретений) используем просто магниты. Это действует и в старших классах. Они охотно включаются в эту игру.
Я применяю прием «цветной разрядки»: на разделенном пополам листке черновика дети карандашами или фломастерами в начале урока зачерчивают одну сторону, в конце урока – другую.
Это позволяет сравнить настроение каждого на начало и в конце.
И проанализировать не только как изменилось настроение, но и на каком этапе урока это произошло.
А затем – с чем это изменение связано.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения
Мне было легче всего …
Мне лучше всего запомнилось…
Я столкнулся с проблемой …
Мне было трудно выполнить …
Я на уроке понял, что …
Прием тезиса, подбора афоризма, прием «Акрослово», «Дерево целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта; и достаточно известный прием пятистишия (синквейн), который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Например, подводя итог в изучении творчества Марины Цветаевой, было предложено описать при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.
Вот, что у них получилось:
М - манящая
О – огненно-купольная, отвергнутая Петром
С – святая
К – колокольная
В – возвеличенная, вольная
А – алтарная.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности.
При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Нижние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Верхние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Вот пример применения приёма Фишбоун на уроке литературы 5 класса при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
- Голова — легко ли совершить подвиг.
- Верхние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
- Нижние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину.
- Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», прием «Дерево успеха», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Прием «Эссе» сложен, но и интересен, и эффективен. Рекомендую применять его в классах постарше.
Несколько рекомендаций:
Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.
Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут.
В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному опыту.
Модель написания эссе.
- Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
- Работа над черновиком.
- Правка. Может осуществляться в паре.
- Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
- Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
- Обсуждаемая тема (проблема).
- Собственная позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
- Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
- Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
- Регулярная возможность писать.
- Выбор интересной темы для письма.
- Наличие образцов.
- Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
- Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
- Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока.
Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Рефлексивная мишень» или «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам и небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I. Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Прямоугольник – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Приёмы рефлексии разнообразны и многогранны. Огромный простор для фантазий творческого учителя и его учеников. А главное, великолепный результат их совместной деятельности.
Подводя итог выше изложенному, отмечу, что рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
установить затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Ковтун И.Н.,
учитель русского языка
и литературы.