Цель специальной общеобразовательной школы-интерната психолого – педагогической поддержки – подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.
(методическое объединение учителей старших классов)
Формирование правовых знаний на уроках обществознания
(слайд №1)
Составитель: Пенкина Светлана Михайловна,
учитель
Уроки обществознания ведутся в 8 – 9 классах (1 час в неделю) и носят они характер морально-этический и политико-правовой пропедевтики.
Само слово «формирование» - это придание определённой формы, (составление и образование), это процесс действия по значению глагола
(слайд №2) Изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
(слайд №3), Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у учащихся представления о праве, скорректировать и дополнить обсуждаемый вопрос. Активизировать речевую деятельность и внимание учащихся.
(слайд №4) К основным задачам формирования правовых знаний относятся:
-Знакомить с правовым и политическим устройством
- Формировать основу правового и политического сознания личности
-Воспитывать умения пользоваться своими правами
И на основе выполнения этих задач – учить приёмам безопасного и ответственного поведения.
Использование на уроке только беседы – это скучно и не интересно. Сам урок – является основной формой правового обучения. Поэтому необходимо разнообразить формы урока – это практикумы, решение правовых ситуаций.
И обязательно (слайд №5) Соблюдение дидактических принципов урока.
-Научность – метод изложения нового, объяснение, демонстрация наглядности
-Систематичность и последовательность – метод упражнения, повторения
-Доступность – практическое повторение
При соблюдении основных принципов просматриваются и
(слайд №6) Основные формы работы, применяемые на уроке:
Диалог – цель общения – уточнить мысль, выработать согласованную позицию. « В мире мудрых мыслей»:
- «Алкоголь – поставщик людей для тюрем» (Бодрираллар Анри):
-«Лень – это мать, У неё сын – воровство и дочь – голод» (В Гюго);
- «Не сознаваться в своих проступках – значит увеличивать их»
(Л. Толстой);
- «У добрых супругов – две души, но единая воля» (пословица).
Диспут – цель – расширение представлений о явлении, уточнение взглядов и позиций (слайд №7)
- Разбор жизненных ситуаций, чтение из рубрики «Прочти и подумай», например: «Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают….» (из обращения воспитанника ВТК Георгия к своим сверстникам, 15 лет, осужден на 3 года)
- «От павлина к свинье»
«Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи». (Абу-ль-Фарадж)
Практикум – комплекс тренингов по развитию практических умений и навыков.
-«Познай людей и самого себя»
Для достижения материального успеха в жизни человеку нужно обладать различными качествами. Расположите перечисленные здесь качества в последовательности их значимости:
Умение нравиться начальству; способность к работе;
Хорошее образование, жадность,
Умение приспосабливаться, ум,
Хитрость, трудолюбие,
Совесть, честность и воля.
-Познакомьтесь с действиями одного человека, которые он совершил в течение короткого времени:
А)принял непосредственное участие в потасовке, происшедшей в государственном учреждении (толкал и бил священника и таскал за волосы женщину – коллегу)
Б) Во время телевизионной передачи выплеснул стакан с соком в лицо собеседнику, который приводил обидные для него факты;
В) Обозвав грубыми словами, затолкал в автомобиль женщину-корреспондента и некоторое время продержал её в машине.
Вопросы: являются ли данные деяния правонарушениями? Привлечён ли данный человек к ответственности, к какой? По закону ли это?
Использование таких технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок различных событий и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению меж предметных связей, а также и воспитательным целям.
Тестирование (слайд №8)
Цель тестирования – определение качества знаний, умений ориентации учащихся в различных правовых явлениях.
Задачи тестирования: это перечень вопросов и ответов, когда при верном выборе правильного ответа выясняется уровень освоения всего программного материала.
- выяснить, насколько способны обучающиеся применять полученные знания при работе с нормативно-правовыми актами;
- проверить умение учащихся анализировать заданные жизненные ситуации на их соответствие нормам права;
- определить навыки обучающихся по распознаванию случаев нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности.
(слайд №9)Учитывая, что курс обществознания в школе НЕ обеспечен учебной книгой, при изучении отдельных тем нравственно-правового характера всегда включаю в урок материал для чтения и обсуждения различной литературы, периодической печати. Которые отражают проблемы современной жизни. Поиск и обсуждение материала ведут сами ученики. Например: найти статью, где встречаются слова о социальном праве, о праве на образование, о совершённом преступлении и
Особый интерес у учащихся вызывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (кинофильмы криминального содержания, хроника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). У учащихся имеются представления по вопросам уголовно-административного права: правила поведения в общественных местах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции полиции. И большинство учащихся непримиримо относятся к нарушителям закона, но и среди самих подростков есть такие нарушители. (пример по теме «власть» - что такое власть?)
(слайд №10) неделя знаний о жизни в обществе
Ученики школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков. И это они выполняют, но пока под контролем учителей
Целенаправленное формирование правовой культуры школьника – необходимое условие его личной безопасности, и ученик должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь пользоваться ими в любой жизненной ситуации, где это необходимо.
Наша задача сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у молодого поколения. Именно такие мероприятия способствуют этому воспитанию.
(слайд «11) Право живет в действии, в практике его применения.
Но проблема заключается в том, что сама практика традиционного школьного обучения права, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой (юридических) терминов и статей законов, не берется. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует комплексному подходу. Одной из приоритетных задач – создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности не только на уроках обществознания.
(слайд №12) Что такое «право»? – Совокупность правил поведения. И права у всех есть «У меня работать и вести урок по теме, у вас учиться – и соблюдать правила поведения» - так я говорю на уроках А что обозначает слово «правонарушение»? (состоит из двух корней, нарушение прав других людей)
(слайд №13) - Для более полного усвоения терминологии и определения действий – ведутся записи в тетради. Что обозначает каждая буква в слове.
- П о р я д о ч н о с т ь
- С п р а в е д л и в о с т ь
- Р а з у м н о с т ь
- В о с п и т а н н о с т ь
О б я з а н н о с т ь
(слайд №14) – спасибо за внимание.
Применение ролевой игры на уроках обществознания
Тема: » Трудовые права несовершеннолетних».
Цель: Формирование практических действий в решении трудовых прав
Задачи: Закрепить теоретические знания, полученные на уроке, на практике.
Коррекция социальной адаптации.
Воспитание ответственности в заключении трудового договора
Оборудования: слова: работодатель, работник
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Постановка темы и целей.
3.Новый материал.
План проведения:
- трудовой договор.
-заявления на работу.
-рабочее время несовершеннолетних.
- права несовершеннолетних
4.Закрепление.
Игра: « Работник и работодатель».
Каждый из действующих лиц должен обыграть свою роль и ответить на свой вопрос. Остальные обучающиеся должны дать оценку знаний.
Работодатель:
- Познакомить с рабочим временем несовершеннолетних.
-Работник:
- Написать заявления на работу.
Итог урока. Оценки.
Литература:
2.Боголюбов Л.Н., Введение в обществознание: Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2002.
3. Девяткова Т.А., Девятков А.С., Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10- 12 классов в коррекционных учреждениях VIIIвида. – М., ВЛАДОС, 2006 г.
4. Соколов Я.В., Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – Москва НВЦ «Гражданин», 1998.
5. Соколов Я.В., Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей. – Москва НВЦ «Гражданин», 1998.