Готовность учителя к инновационной деятельности как фактор модернизации образования.
Данилюк Л. Г.
педагог дополнительного образования
Центра научно-технического творчества
« Информатика плюс», г.Сургут
Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств в учебно-воспитательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности (в концептуальном видении развития педагогических процессов, в самоопределении и самореализации как субъекта преобразований педагогической действительности). Все это усложняет процесс их адаптации и профессионального роста в условиях новой образовательной ситуации. В таких условиях возрастает значение формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы.В научных трудах в последние годы исследовались отдельные аспекты формирования готовности педагога к инновационной деятельности (В.А. Адольф, JI.C. Гавриленко, Л.П. Княженко, С.А. Лисицын, Т.С. Перекрестова, Л.С. Подымова и др.)
Особое значение в практике преподавания и воспитания представляют работы по проблемам организации инновационной деятельности педагогов в условиях образовательного учреждения (H.H. Букина, C.B. Кузьмин, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян), включения подготовки учителя к инновационной деятельности в систему методической работы школы (И.В. Никишина, Т.П. Паршина, М.М. Поташник, А.П. Ситник, О.Г. Хомерики и др.). Несмотря на многообразие направлений теоретических исследований, проблема научно-методического обоснования процесса формирования готовности учителей к инновационной деятельности в условиях методической работы школы остается недостаточно разработанной. В первую очередь, это касается регионов Севера. Мы убеждены, что эффективное формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы возможно при создании следующих педагогических условий:
- усовершенствовании организационной структуры методической службы с учетом особенностей инновационного развития школы;
- разработке модели формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы;
- адаптации и внедрении технологии формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы, соответствующей принципам компетентностного и контекстного подходов;
- мониторинга готовности учителя к инновационной деятельности.
Организационная структура методической службы школы в условиях инновационного развития включает помимо традиционных стабильно действующих подструктур (административно-методический совет, методические объединения) временные объединения учителей (творческие и проблемные группы, педагогические лаборатории), которые обеспечивают реализацию научно-методического сопровождения и поддержки инновационной деятельности учителя. Модель формирования готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы в школе включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, направленные на формирование положительной мотивации учителя к нововведениям; обновление психолого-педагогических знаний о сущности педагогических инноваций и использование их как средства развития учебно-воспитательного процесса.
Готовность учителя к инновационной деятельности определяется как интегративная характеристика, включающая осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогической инноватики, определение оптимальных способов инновационной педагогической деятельности, оценку собственных возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности.
Значимую роль в подготовке учителя к инновационной деятельности в условиях школы, функционирующей в экспериментальном режиме, играет научно-методическая служба школы, работа которой организуется на основе системного, компетентностного и контекстного подходов, исходя из понимания основных профессиональных задач учителя при осуществлении инновационной деятельности. В связи с этим современный учитель должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности учащихся, к осуществлению комплексных преобразований системы образования, к преодолению противоречий ее развития, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения и социокультурной сферы на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате, к профессионально-педагогической рефлексии.
В современной школе существенно изменяются и усложняются функции методической службы. Одним из основных направлений методической службы школы становятся инициирование и методическое сопровождение инновационной деятельности учителей, создание внутри школьной системы повышения профессиональной компетентности.Нами готовность учителя к инновационной деятельности определяется как интегративная характеристика, включающая осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогической инноватики, определение оптимальных способов инновационной педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности через следующие задачи:
- осознание учителем современных прогрессивных тенденций в российском образовательном пространстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности;
- формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности инновационной деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях;
- создание модели вероятностного профессионального поведения, определение оптимальных способов педагогической деятельности, развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании в этом направлении;
- оценка учителем своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, связанными с введением педагогических инноваций, и необходимостью достижения высоких результатов профессиональной деятельности, формирование ответственности учителя за результативность своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.Н. Деятельность и психология личности / К.Н. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Алферова, Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: дис. . канд. пед. наук / Г.А. Алферова. — Волгоград, 1998.-224 с.
3. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев. — М.: Знание, 1972. З2.с.
4. Галкина, Т.И. Инновационные школы. Конкурсный отбор / Т.И. Галкина, В.В. Котельникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 34 с.