Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96221

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием гласных о-а. Закрепление."

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя школа № 4 п. Ключи", Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи

Цель: Закрепить правила написания корней с чередованием гласных о-а.

Задачи: Закрепить умение различать корни с чередованием гласных о-а; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма.

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных о-а. Закрепление.»


Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных о-а в корне слова.

Задачи: закрепить умение различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к родному слову.

Оборудование:
раздаточный материал, изображение древа познания, проектор.

«Зри в корень!»

Козьма Прутков

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент. (5 мин.)


Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.

- Добрый день, ребята. Меня зовут Надежда Васильевна, и этот урок мы проведем вместе. Я надеюсь, что сегодня на уроке мы с вами плодотворно поработаем, а для этого очень важен эмоциональный настрой. Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном, представьте рядом близких любимых людей, приятные события. Откройте глаза, зарядились хорошим настроением? Знаете ребята, хорошее настроение можно выразить цветом. Я принесла вам в подарок дерево настроений, и сейчас я наглядно продемонстрирую вам свое настроение с помощью листика розового цвета. Вот такое у меня отменное настроение и мне очень хочется начать уже работать с вами. В конце урока вы тоже продемонстрируете мне, с каким настроением вы покинете класс с помощью разноцветных листочков.

II. Вступление в урок. Интрига.

- Ребята, прочитайте стихотворение, оно называется «Как растут слова». Женя прочти вслух выразительно это стихотворение.

(Стихотворение проецируется на экран)


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт…

(на слайде)


- Как вы думаете, о каком саде говорит поэт Евгений Измайлов? (сад слов)

- Какие деревья растут в этом саду? (деревья-слова)

-Какие плоды они приносят? (однокоренные слова)

-Найдите в этом стихотворении однокоренные слова, назовите их.

(учитель демонстрирует карточки со словами на доске)

Правильно. Докажите, что слова являются однокоренными.

(учитель переворачивает карточки).

- Прочитайте известное высказывание хором. Поднимите руки, кто уже слышал его раньше? что оно означает?

Прочитайте автора.

Новые сведения из Википедии.

Знаете, знаменитый своими высказываниями Козьма Петрович Прутков, на самом деле это вымышленный человек, «литературная маска» (демонстрируется портрет), под которой в середине 19 века выступали известные писатели и поэты. Например: Петр Ершов, написавший сказку «конек-горбунок», Алексей Толстой «Черная курица» и другие.

Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала эпиграфом к нашему уроку?

Правильно, оно напрямую связано с нашей темой урока. Чтобы сформулировать тему нашего урока, продолжим работу с однокоренными словами. Еще раз их прочитает …(имя).

Какие из них могут служить для проверки написания других однокоренных слов?

- Найдите в этом тексте одно слово, написание которого нельзя проверить путём подбора однокоренного слова? Это слово «разрастаться». Выделите в нём корень – «раст». А как же проверить его написание? Посовещайтесь в парах.

(Выслушиваются мнения детей, учитель подводит к выводу, что гласную в корнях некоторых слов нельзя проверить ударением. Для этого существуют определённые правила выбора того или иного написания.)

- Как называются гласные в таких корнях? (Чередующиеся).

-слайд 2:

Излагать, коснуться, коса, росток.

- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

-Как связано высказывание К.Пруткова с нашей темой? (чтобы правильно написать любое слово, надо уметь видеть корень, знать правило)

Значит в данном случае корень мы будем подразумевать как главную часть слова.

III. Работа по теме. Обобщение и повторение материала.

1. Работа с обобщающей таблицей. (4 мин.) (слайд 3)

- Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал.

Перед вами подсказка, своеобразный алгоритм.

– Скажите, от каких условий зависит выбор О-А в корнях с чередованием?

Работаем по рядам: 1 ряд – сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня, приведите примеры.

2 ряд - : сформулируйте правило, когда гласная зависит от согласной в корне, приведите примеры.

3 ряд – сформулируйте правило, когда гласная зависит от ударения, приведите примеры.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1) -лага-, -лож-

(прилагательное,

положить)

Искл. полог

2) -каса-, -кос-

(касательная, коснуться)

1) –раст-, -ращ-,

-рос-

(растение, выросли, выращенный)

Искл. росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль

1) –гар-, -гор- (загар, гореть)

Искл. выгарки, изгарь, пригарь

2) –клан-, -клон-

(наклониться)

Без ударения - О

4) -зор-, -зар-

(зори, заря)

Искл. зоревать

Без ударения - А

- Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования О-А в корне слова.

2. Продолжаем работу со схемой. Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите в одну из 3-х колонок таблицы, объясните орфограмму. (2 мин.) слайд 4.

- Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

- Маленький отросток (росток)

- Птичка, поющая на зорьке (зарянка)

3. Игра. Кто больше?

1 ряд- придумают и запишут слова с корнями рос-раст-ращ

2 ряд – с корнями гор-гар

3 ряд – кос-кас

(Дается 1 мин.) На проверку ( 1 мин.)

4. Физкультминутка. «грамматическая зарядка»

Приставка из слова ПРЕДУТРЕННИЙ
2-я приставка из слова ПОГОВОРИТЬ
Корень из слова СЛАГАЕМОЕ
Суффикс из слова РЕШАТЬ
2-ой суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова СОБИРАЛА

Предполагала.

-Выдели морфемы в образованном слове.

2. Математический диктант

Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Безотл…гательное дело.
  • Радостное предпол…жение.
  • Расположиться у костра.
  • Правописание прилагательных.

Вывод:

5. Закрепление правописания.

Проверь правописание слов, графически выделив орфограмму. Слайд 6.

Прилагательное Гарение Прикасновение Сложение Подростать Возлажить

6. Выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. (8 мин.)

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.

Перед вами панорама нашего любимого города, это наша родина, наши исторические корни.

Я читаю текст, вы внимательно его слушаете и вставляете пропущенные гласные Слайд 7.(Звучит красивая музыка)

Упражнение №5. Вставь пропущенные гласные в корне

Над Элистой разг_ралась утренняя з_ря. Первые лучи, ярко блистая, прик_снулись к вершине Золотой Обители. Белый туман ещё клубился в зар_слях кустарника, когда подр_стающие тополя покл_нились солнцу. Красная башня Пагоды Семи дней, торжественно распол_жившаяся в самом центре прекрасной степной столицы, заг_релась тёплым светом. Город, оз_рённый солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.

- О чем этот текст? (О красоте города )

7. (5 мин.) Лингвистический эксперимент.

-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)

Выразительно его прочитайте. Слайд 8.

Наслаждаешься просторами земли калмыцкой и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)

Наслаждаешься просторами земли калмыцкой и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

7. Творческая работа. (5 мин.)

-Перед вами Центральный хурул, это самое уникальное, величественное место, сердце, душа, корень нашего города.

Составьте отдельные предложения или связный текст (3-5 предложений) по фотографии, включая слова с чередующимися гласными о-а в корне.

IV. Домашнее задание ( 1 мин.)

На выбор:

1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

2. Придумать рифмовки по данной орфограмме.

(Лучшие работы будут напечатаны в газете вашей школы.

8. самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями на выбор. ( от5 до 7 минут). Результат модульной работы на сигнальных карточках. Проверка

9. Рефлексия тест «Пятерочка». Оцените свои знания, обведя все буквы а. У кого получилась цифра 5, значит знания отличные

  • . Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;
  • Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;
  • Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;
  • Пол..жительный, выр..сли, к..сание;
  • Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить;

V. Итог урока. Рефлексия.(2 мин.)

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Кроме оценивания своих знаний мне важно ваше настроение. Перед вами древо настроения, выберите листок с цветом, соответствующим вашему настроению.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

Наши новости:

Разместить свою публикацию