Проект «Иркутск. Прошлое и настоящее»
Я знаю, есть места получше. Где лучше лес, где моря гладь,
Где климат мягче, воздух чище. И где такая благодать!
Но я люблю природу нашу. Какая есть, пусть знает свет.
Что лучше места, где родился, для человека в мире нет.
Тема нашего проекта: «Наш Иркутск, в прошлом и настоящем».
Актуальность выбора темы обусловлена в первую очередь: юбилейным годом, городу Иркутску исполняется 355 лет, во-вторых, на уроках от учителя, дома от родителей мы много слышим об истории нашего города. Очень захотелось узнать больше информации о своей малой Родине, а именно об истории возникновения города Иркутска, о прошлом и настоящим родного города.
Цель проекта: выявить, когда и почему образовался город Иркутск; что было раньше на том месте, где сейчас красивые улицы, проспекты и дома.
Задачи проекта:
1. Собрать материал по теме «Наш Иркутск, в прошлом и настоящем».
2. Изучить историю родного города.
3.Провести внеклассное мероприятие для учащихся нашего класса, с целью их ознакомления и расширения знаний о нашем городе.
Методы исследования.
1. Наглядные (научная литература, фотодокументы).
2. Словесные (беседы с представителями старшего поколения).
3. Практические (самостоятельная работа по плану).
План работы:
1 этап: подготовительный
1. Анкетирование в 3 «Б» классе, которое выявило низкий уровень знаний об истории родного города.
2. Формирование группы учеников, интересующихся данной темой.
3.Подбор материалов к проекту.
2 этап: рабочий
1. Сбор информации по темам:
«Основатели Иркутска, появление первого острога» - Екатерина, Кирилл;
«Почему Иркутск, стал городом? Торговые связи» - Вероника;
«Улицы прошлого и настоящего» - Юлия
«Памятники в городе Иркутске» -Илья
2. Создание макета первого острога Иркутска - Роман
3. Рисунки к 355–летию города Иркутска- учащиеся класса
3 этап: заключительный
1. Выступление на классном часе с презентацией по теме «Наш Иркутск, в прошлом и настоящем».
2. Выставке рисунков « 355 лет городу Иркутску».
3. Участие в конкурсе проектных работ среди учащихся 9 школы.
1 слайд (2 картинки) Иркутск – один из самых удивительных городов. Это старинный Сибирский город, основанный в 1661 году. Возникновению Иркутска предшествовало строительство малого зимовья. Его основал енисейский казак Яков Похабов еще в 1652 г на острове Дьячий, расположенном против устья реки Иркут, впадающей в Ангару. Место оказалось неудачным, т.к. постоянно заливалось водой.
Местом для нового острога стал высокий берег Ангары, незатопляемый в половодье. Его строительством руководил Яков Иванович Похабов, который традиционно считается основателем Иркутска. Заложен острог был в 1661г.
Мне тоже понравилась эта идея, и решил сделать макет нашего сегодняшнего острога. Площадь укрепления была всего 19 на 17 метров. В нем находились необходимые помещения: амбар, оружейные и боевые хранилища. И жили всего 20 казаков.
2 слайд (2 картинки) Сначала острог назывался Яндашским, по имени местного князька Яндаша Дороги, но уже с 1662г. он стал именоваться Иркутским, т.к. находится недалеко от устья Иркута.
Так началась история нашего города. Острог постепенно рос и укреплялся. 1682году он становится центром воеводства. А в 1686г. получил статус города.
3 слайд (2 картинки) Выгодное географическое положение на перекрестке водных путей, сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовало быстрому развитию сельского хозяйства, промышленных предприятий, росту численности населения, а так же установлению связей между Монголией, Китаем и Забайкальем.
4 слайд (1 картинка) Торговля начала свое развитие буквально с первых лет жизни Иркутска. Ведь уже для строительства и обеспечения его жизнедеятельности нужно было многое. Хлеб, к примеру. Сразу же начали распахивать поля под зерновые. А значит, нужна стала и мельница. Её поставил на речке Кае Карп Герасимов. Мельница под Кайской горой.
5 слайд (1 картинка) Иркутск, становится своеобразной базой товаров, которые везут на север и восток. В городе появляются первые купцы, не скупящиеся на пожертвования в пользу развития города. В Иркутске развиваются ремесла, появляются каменщики, мебельщики, мастера золотых и серебряных дел, шорники (специалист по конной упряжке), кузнецы. Появляется торговая площадь и хлебный базар.
6 слайд (1 картинка) Сами иркутяне ездили с товарами на самую богатую Нижегородскую ярмарку и вообще в Европейскую Россию, чаще всего с золотом, чаем и пушниной. В Иркутске ежегодно проходила лесная ярмарка.
7 слайд (2 картинки)в 18 веке открываются первые образовательные и культурные учреждения. В 1725г. – первая в Восточной Сибири школа при Вознесенском монастыре, 1754г – навигация, школы, публичная библиотека, краеведческий музей.
8 слайд (3 картинки) Иркутские купцы осваивают золотопромышленные районы. Значит обогащают свои капиталы, становятся богатейшими купцами в Сибири. Иркутское купечество начинает играть заметную роль в развитии города. Идет интенсивное строительство города, строятся купеческие особняки, приюты, учебные заведения, благоустраиваются улицы, значит средства вкладываются в просвещение и развитие науки.
9 слайд (2 картинки) К драматическому периоду в жизни иркутска следует отнести лето 1879г., когда 22-24 июня случился пожар. Выгорела почти вся центральная часть города, было уничтожено две третьих городских построек, 75 городских кварталов. Город начал возрождаться из пожарища, приобретая новый облик – возводятся крупные каменные и деревянные дома, которые сохранились и до нашего времени.
10 слайд (1 картинка) К важным событиям конца 19 века следует отнести приход в Иркутск первого поезда по Транссибирской магистрали в 1898г.
11 слайд (2 картинки) В нашем городе, которому в этом году исполнится 355 лет, более 1000 памятников. Памятник основателям Иркутска, который сейчас переименован в памятник, Якова Похабова, стоит напротив впадения реки Иркута в Ангару. С этого места и начался наш город.
12 слайд (2 картинки)Сейчас Иркутск крупный административный, культурный, научный, промышленный центр Восточной Сибири с населением порядка 600тысяч человек.
Иркутск состоит из 4-ёх округов:
Правобережного – исторический и современный центр города. Здесь размещены почти все административные учреждения, театры, музеи, библиотеки, памятники архитектуры.
Октябрьский округ – современный Иркутск.
Свердловский округ – район энергетиков, науки и образования. На его территории находится Иркутская ГЭС, Академгородок, Студгородок.
Ленинский округ – крупный железнодорожный узел Восточно – Сибирской железной дороги.
13 слайд Давайте посмотрим на старые улицы нашего города.
14 - 17 слайд Читать со слайдов.
ОПРОСНИК
для выявления знаний по теме «Мой город»
1.Как называется город, в котором ты живёшь?
2.Как называют жителей нашего города?
3. Что означает слово «столица»? Иркутск – столица чего? Как нас можно ещё назвать?
4.Кто основал Иркутск?
5.Есть ли герб у нашего города? Что на нём изображено?
6.Какая главная площадь Иркутска?
7.Какие улицы ты знаешь?
8.В нашем городе много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их.
9.Какие реки есть в нашем городе?
10. В каких музеях нашего города ты был? А какие ещё знаешь? Что в этих музеях можно увидеть?
11. Какие храмы и соборы есть в нашем городе?
12. Ты любишь свой город? Почему?
Обработка результатов
Высокий уровень – ребёнок правильно и полно ответил на 10-12 вопросов.
Средний уровень – ребёнок правильно и полно ответил на 5-10 вопросов.
Низкий уровень – ребёнок ответил правильно на 1-4 вопросов.
ОПРОСНИК «Мой город»
1. Как называется город, в котором ты живёшь? ___________________
2. Как называют жителей нашего города?_________________________
3. Что означает слово «столица»? Иркутск – столица чего? Как нас можно ещё назвать?__________________________________________
4. Кто основал Иркутск?_____________________________________
5. Есть ли герб у нашего города? Что на нём изображено?_____________
6. Какая главная площадь Иркутска?_____________________________
7. Какие улицы ты знаешь?_______________________________________
8. В нашем городе много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их.____________________________________________
9. Какие реки есть в нашем городе?______________________________
10. В каких музеях нашего города ты был? А какие ещё знаешь? Что в этих музеях можно увидеть?_____________________________________
11. Какие храмы и соборы есть в нашем городе?_____________________
12.Ты любишь свой город? Почему?______________________________
ОПРОСНИК «Мой город»
1. Как называется город, в котором ты живёшь? ___________________
2. Как называют жителей нашего города?_________________________
3. Что означает слово «столица»? Иркутск – столица чего? Как нас можно ещё назвать?__________________________________________
4. Кто основал Иркутск?_____________________________________
5. Есть ли герб у нашего города? Что на нём изображено?_____________
6. Какая главная площадь Иркутска?_____________________________
7. Какие улицы ты знаешь?_______________________________________
8. В нашем городе много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их.____________________________________________
9. Какие реки есть в нашем городе?______________________________
10. В каких музеях нашего города ты был? А какие ещё знаешь? Что в этих музеях можно увидеть?_____________________________________
11. Какие храмы и соборы есть в нашем городе?_____________________
12.Ты любишь свой город? Почему?______________________________