Методические рекомендации по проведению интегрированного урока внеклассного чтения и ОБЖ.
Тема:
Б. С. Житков «Пожар». Главный способ защиты от пожара - самому не стать его причиной.
Цели:
- развивать устную связную речь, логическое мышление детей, проверить знания детей по правилам пожарной безопасности;
- прививать навыки осторожного обращения с огнём.
- продолжить знакомство с творчеством Б. С. Житкова;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать навык беглого выразительного чтения;
- закреплять умения правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- на основе знакомства с профессией пожарного вести работу по профориентации, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии;
- убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
- воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.
- Формирование УУД:
- Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи
Задачи:
Оборудование:
- портрет Б. С. Житкова;
- иллюстрации с изображением пожаров, пожарных автомобилей, пожарных;
- таблички-памятки;
- рисунок солнышка у каждого ребёнка.
- ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Самоопределение темы и цели урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Работа по теме урока.
- Беседа.
Дорогие ребята! Сегодня на уроке я хочу рассказать вам одну поучительную историю. А вот о чем в ней пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:
- С языком - а не лает,
- Кто опасен всей округе Знойным днем, в шальную вьюгу?
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый? (Пожар)
-Так о чем же мы поведем разговор на сегодняшнем уроке?
(дети высказывают свое мнение)
-А что мы называем пожаром?
(Учащиеся объясняют, что пожаром мы называем неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека).
-Каковы же причины возникновения пожара?
(Выслушиваются ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Пожар». А вот кто написал его, вы узнаете, прочитав только русские буквы.
RЖDFИSTVLKJWOWZB
-Знакомо ли вам имя автора? (показ портрета)
-Какие произведения этого автора вы читали?
-Какие родственные слова можно подобрать к слову пожар?
- Первичное восприятие.
- Проверка восприятия.
- . Повторное чтение. Подготовка к словарной работе.
- Анализ содержания текста по вопросам.
- Выборочное чтение.
- Словесное иллюстрирование. Какие иллюстрации вы бы изобразили к данному произведению? (выслушивается мнение детей)
- Обобщение по данному рассказу. Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ? Каково ваше отношение к героям рассказа?
Чтение рассказа учащимися «цепочкой» по абзацам.
-О чем этот рассказ?
-Что стало причиной пожара?
-Какие непонятные слова встретились вам?
-Объясните значение слов :стеречь, порох, керосин, насильно, «помчались во весь дух».
-Почему Петя остался один?
-Чем он решил заняться в свободное время?
-Почему он убежал из дома?
-Кто вызвал пожарных?
-Почему мама считала, что Петя сгорел в огне?
-Почему Петя боялся подойти к маме?
-Прочитайте, как Петя испытывал самодельную пушку.
-Проследите за действиями мальчика после пожара.
-Перечитайте те строки, где рассказывается о действиях пожарных. - Как вели себя пожарные? Какие это были люди?
-К слову смелые подберите синонимы (отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные).
-Ежегодно в мире происходит около 5 млн пожаров.
-Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.
- Каждый 3 погибший в огне - ребенок.
- Еще раз вспомните, что стало причиной пожара в данном рассказе. - Какое правило нарушил Петя?
- Какие еще причины возникновения пожара вам известны? (нарушение правил электробезопасности, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей и т.д.).
- Каковы должны быть ваши действия при пожаре? (Выслушивается мнение детей)
Ученик:
Знать обязан каждый гражданин -
Телефон пожарных «01»
Если что-то загорелось, на себя возьмите смелость:
Срочно 01 звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит, давно ли, где,
Несколько минут промчится-
К вам пожарная примчится
И поможет вам в беде.
(Демонстрируются внешний вид пожарной машины, пожарника и таблички-памятки).
Из истории возникновения пожарной охраны.
(Сообщение, заранее подготовленное обучающимися).
А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в 15 веке во время царствования Василия Темного. Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом труб, бань без крайней надобности. Нарушение указа каралось смертной казнью. Иван Грозный в 16 веке повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. В 17 веке Петр 1 приказал тушить пожары силами стрельцов. В 19 веке Александр 1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. 17 апреля 1918 года был подписан декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны. (показ таблички).
Учитель: Когда случается пожар - это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.
- Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным).
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. (Показ фото о соревнованиях пожарных).
Эти люди ежедневно совершают подвиги, не жалея своей жизни. Работа пожарного трудна и опасна. За месяц в Единую службу спасения 01 поступает более 5 тысяч звонков. Из них около 300 ложные. Кто-то пошутил. Такие действия недопустимы. Это бесполезные затраты бензина, изнашивание пожарной техники. Но самое страшное - это то, что в это время кто - то может действительно оказаться в беде. Будьте благоразумны. Не набирайте телефон службы спасения без надобности.
6. Закрепление.
Ребята, я надеюсь, что вы все запомнили, как нужно вести себя, чтобы не возник пожар.
Давайте проверим это, ответив на вопросы викторины:
- Как называется профессия людей, борющихся с огнём?
- Почему пожарных вызывают по телефону «01»?
- Почему пожарная машина красная?
- Как одеваются пожарные?
-Чем опасны пожары?
- Почему в старые времена пожар мог уничтожить весь город?
- Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Отчего бывают пожары?
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
7. Рефлексия, итог урока.
Подведите, дети, итог:
Что вам дал безопасности урок?
Как пожара избежать?
Можно ли с огнём играть?
- Что вам запомнилось?- Что больше всего понравилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Нарисуйте соответствующую улыбку у солнышка.
Теперь я спокойна. Вы знаете, что с огнём шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.
Спасибо за внимание, урок окончен.
Источники информации:
• С. В. Виноградова «Юные друзья пожарных»;
• Б.С. Житков «Пожар»;
• Т. Максимова «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• О. В. Павлова «Пожарная безопасность в начальной школе»;
• О. Полякова «Я - пожарный».