Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Использование технологий индивидуализации и дифференциации обучения как фактор повышения качества образования учащихся с ОВЗ»

Дата публикации:

Автор:
учитель-дефектолог, учитель, КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №2", Алтайский край, г. Барнаула

Цель: Цель: все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Задачи: задачи: 1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебной программе, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей). 2. Развивать логическое мышление, процесс словообразования, обогащать словарный запас, при опоре на зону ближайшего развития. 3. Формировать учебно - познавательную мотивацию. 4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.

«Использование технологий индивидуализации и дифференциации обучения как фактор повышения качества образования учащихся с ОВЗ»

В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи, а тем более среди учащихся коррекционной школы, наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача повышения интереса к учению как основе развития всесторонней личности.

Особую актуальность на данном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференциации, индивидуализированной педагогической помощи школьникам.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения детей; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.

Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения;

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
1.быть единой для всех групп учащихся;
2.показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
3.наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
4.представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебной программе, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей).
2. Развивать логическое мышление, процесс словообразования, обогащать словарный запас, при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно - познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД).

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.

Технология УД – это одно из направлений реформирования школы:

- признание права ученика на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения;

- обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня;

- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

- формирование положительной мотивации школьников (все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения);

- применение технологии УД как здоровье сберегающей технологии обучения.

При обучении учащихся специальной (коррекционной) школой VIII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение. Если в основу обучения положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.

На уроках в специальной школе применяются следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:

- групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);

- индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).

Дидактический материал разрабатывается по типологическим группам учащихся:

- группа 1 (учащиеся с отличным уровнем знаний и умений);

- группа 2 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);

- группа 3 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);

- группа 4 (учащиеся ,не достигшие минимального уровня);

Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:

- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

индивидуальных особенностей детей;

- особенностей общеобразовательного учреждения.

Виды материалов:

- тесты;

- карточки для самостоятельной работы.

Варианты дифференциации, применяемые на уроках :

- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);

- объединение учащихся в пары;

- индивидуальное обучение.

Использование уровневой дифференциации на уроках позволяет достичь следующих результатов:

- работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе;

- индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на обобщающих уроках. Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, а в конце - определить уровень усвоения материала на уроке. Способом контроля в условиях дифференцированного образования могут быть тесты с выбором ответов или карточки с заполнением пропусков.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Важна проблема дифференцированного контроля знаний – желательно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой- отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН, при этом оценка должна быть "справедливой" в глазах ребенка.

Психические функции

Характер нарушений

Рекомендации приёмов работы

Эмоционально-волевая сфера

Заторможенность контакта вследствие эмоционально-волевой неустойчивости

Соблюдение охранительного режима (смена видов деятельности), информирование отрицательных поступков и переключение на другой вид деятельности, спокойный, ровный тон, дозирование учебной нагрузки для предупреждения нервного срыва (домашние задания), обучение нормам поведения, положительная оценка успехов ребёнка, включение ребёнка в значимую для него деятельность, регулирование поведения ребёнка через медикаментозное лечение, при возможности дополнительного отдыха обучающихся, воспитанников

Способность к волевому усилию

Снижение волевой

активности

В каждой деятельности необходима постановка доступных целей, выполнение задания по частям и по алгоритмам, обучение приемам самоконтроля и планирования деятельности, дозировка учебной нагрузки.

Внимание

Снижение всех видов внимания

Дозировка объёма, темпа нагрузки, предъявление инструкции доступной по объёму (1-2 действия) выполнение задания по частям и по алгоритму, исключение лишней наглядности не относящейся к теме, четкое проговаривание цели задания, темп, дозировка целей каждого этапа.

Механическая память

Снижение способности запоминания вследствие повышенной истощаемости

Использование приёмов зрительной опоры, дозировка объёма и темпа заученного материала, оценивание ответов детей в связи с дефектом.

Логическая память

Снижение способности запоминания вследствие логического мышления

Опора на алгоритмы. Выделение логического звена и вывода в тексте. Опора на громкое проговаривание. Логическая отработка учебного материала. Группировка материала на основе сходных признаков.

Мышление

Снижение способности к аналитической деятельности

Обучение приемам умственной работы: сравнение признаков группировки материала, логический анализ. Дозировка учебной нагрузки, поэтапное формирование умственных действий с опорой на алгоритм, опора на сохранные анализаторы.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

1. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

2. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

3. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагогом и учениками.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида способствует повышению качества образования, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усиливается положительная мотивация к обучению, самооценка детей становится более реальной, слабые школьники достигают необходимого минимума знаний, сильные учащиеся не перестают стараться. На уроках создаётся комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

Наши новости:

Разместить свою публикацию