Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Личностно-педагогическая направленность как фактор готовности к профессиональной деятельности молодого специалиста

Дата публикации:

Автор:
учитель географии , МОУ "Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского", г.Саратов

Цель: Сегодня успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является личностные свойства молодого специалиста, которые можно расценивать как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Задачи: Обзор литературы по интересующей теме показал, что в современном обществе произошли коренные изменения к требованиям подготовки специалистов высшими и средне-специальными учебными учреждениями в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма. Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг: личности, общества, государства, производства. Следует отметить, что новое качество подготовки специалистов так же требует иных критериев его оценки. Между тем практика показывает, что основным критерием качества подготовки по-прежнему выступают ЗУНы. Считается, что если выпускник ВУЗа продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти.

Личностно-педагогическая направленность как фактор готовности

к профессиональной деятельности молодого специалиста

Гусева И.Н.

Учитель географии МОУ «Русская православная классическая гимназия

имени преподобного Сергия Радонежского»

Не секрет, что сегодня успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является личностные свойства молодого специалиста, которые можно расценивать как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Обзор литературы по интересующей теме показал, что в современном обществе произошли коренные изменения к требованиям подготовки специалистов высшими и средне-специальными учебными учреждениями в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма.

Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг: личности, общества, государства, производства.

Следует отметить, что новое качество подготовки специалистов так же требует иных критериев его оценки. Между тем практика показывает, что основным критерием качества подготовки по-прежнему выступают ЗУНы. Считается, что если выпускник ВУЗа продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в профессиональном отношении лишь на 15% обусловливается знаниями своей профессии, а на 85% – умением обращаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, «преподносить» себя в обществе, т.е. с личными качествами и способностями.

Тем не менее, реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д. Учебная деятельность – лишь одна из них, знания и умения, как отмечает член-корреспондент РАО Г.И.Ибрагимов, – лишь мизерная часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста. Следует отметить, что в условиях становления новой образовательной модели происходит развитие педагогических функций учителя, связанных с овладением им инновационными видами деятельности, что актуализирует проблему подготовки молодого педагога к работе в школе на всех ступенях обучения.

Стратегия современного педагогического образования состоит в формировании личности учителя, способного ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стра­тегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, об­ладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профес­сиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.

Еще в начале нашего века П.Ф.Каптеров подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения».

Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности: способность делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на учащихся; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

В свою очередь, формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Она характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация, т.е. избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса (конформная, эгоцентрическая, гуманистическая, центрация на интересах, требованиях администрации, центрация на интересах родителей, методическая, или познавательная). Как правило, каждый педагог испытывает различные виды центрации в зависимости от окружающей социальной среды. В этом случае его главная психо-эмоциональная задача заключается в умении быть пластичным и своевременно сконцентрироваться на том или ином виде центрации.

Таким образом, можно отметить, что готовность к профессиональной деятельности молодого педагога характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные отношения.

Приложение

«Улыбайтесь, господа!»

(Барон Мюнхаузен)

Соответственно, у каждого педагога возникает вопрос: «А какие МОИ личностные качества станут вектором к успешной профессиональной деятельности?»

Пользуясь предоставленной возможностью, спешу поделиться с вами СВОИМ секретом. Добиваться определённых результатов в педагогической практике мне помогает… ортобиотика. Я уверенна, что эту форму здоровьесберегающих технологий использует каждый педагог, но о её теоретической составляющей мало кто знает.

Ортобиотика (греч., от orthos – правильный, прямой, и bion – жить). Искусство вести правильную жизнь.

Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика – новая наука о рациональном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы. Рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тесты выживаемости, универсальные средства самосбережения, технологию сдерживания угасания жизни и семью как цитадель ортобиоза.

Из восьми названных устоев жизни долгожителей только последний связан с материальным фактором. Все остальные – психологического и нравственного характера. Другими словами, если рассматривать наше здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.

Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»! Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

- личная организованность в соблюдении ортобиоза;

- рациональное распределение рабочего времени;

- рациональное оборудование рабочего места;

- профессиональное выполнение своих функций.

Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на «свежую голову».

Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Давным-давно английский мыслитель Джон Леббок в книге «Успехи и радости жизни» писал, что истинная слава нации состоит не столько в обширности её владений, плодородии почвы или красоты её природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения. Не правда ли, метко сказано! При всех наших успехах в научно-техническом развитии, в накоплении огромного информационного банка мы ещё не достигли истинных цивилизационных успехов. Ибо их мера – продолжительность человеческой жизни, масштабность овладения технологиями самосбережения здоровья, оптимизм гражданского самочувствия.

Итак, ортобиотика – это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологической основой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, в тесном соприкосновении с ней находится имиджелогия.

Любопытное наблюдение: основные составляющие ортобиотики являются своеобразным отражением ключевых компетенций педагога!!! Вывод напрашивается сам!

В ортобиотике осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка ее успешного построения, поэтому преподаватель должен уметь радоваться: общаться с природой, чаще слушать классическую музыку, соблюдать гигиену труда и отдыха.

В произведении А.И.Солженицына два героя спорят о том, что такое счастье. Один из них сказал так: «Счастье – это «со-часье», то есть сей миг, сей час». Вспомните себя, когда вы счастливы, когда у вас всё удачно складывается в жизни, когда вам весь мир хочется заключить в свои объятья… Именно в этот момент вы способны творить, ставить цели, идти вперёд. Именно в этот момент проявляются ваши основные личностные качества, которые в дальнейшем помогают вам добиваться поставленных целей. Значит, хорошее настроение – вот он, тот самый вектор, указывающий нам правильное направление! Но главное, в любой ситуации мы сами себе должны создавать ситуацию успеха! И помните: «Что бы ни случилось, делай вид, что именно этого ты и хотел»!

Наши новости:

Разместить свою публикацию