Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Доклад "Роль нетрадиционных уроков в развитии познавательных интересов"

Дата публикации:

Автор:
Учитель начальных классов, МКОУ "Кобяконская СОШ", Республика Саха(Якутия)

Цель: цель работы в изучении условий развития познавательного интереса у младших школьников в проведении нетрадиционных уроков.

Задачи: Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» 3. Провести анализ по развитию познавательных интересов у младших школьников.

Министерство образования РС (Я)

МКУ «Управление образования МО «Намский улус»»

МКОУ «Кобяконская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Роль нетрадиционных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников»

Разработала: Ортоюкова Лира Мироновна

учитель начальных классов

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….. 6

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе……………………..…………………………………………………………. 6

1.2 Нестандартный урок: сущность, типы, классификация…..………..……………... 7

Глава II. Практическая часть…………………………………………………………… 8

2.1 Цель, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми……………………..8

Заключение……………………………………………………………………………… 13

Использованная литература……………………………………………………………14

Приложение……………………………………………………………………………..15

Введение

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что в середине учебного года у школьников гаснет тяга к учебе.Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Роль нетрадиционных уроков в развитии познавательных интересов у младших школьников».

Объект исследования: Познавательный интерес младших школьников.

Предмет исследования: Нетрадиционные уроки в развитии познавательных интересов у младших школьников.

Отсюда цель работыв изучении условий развития познавательного интереса у младших школьников в проведении нетрадиционных уроков.

Гипотеза исследования: Познавательные интересы младших школьников будут повышаться, если проводить нестандартные уроки с применением игровых технологий.

Задачи:

1. Изучитьпсихолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»

3. Провести анализ по развитию познавательных интересов у младших школьников.

Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что разработки могут быть использованы учителями начальных классов.

Глава 1.Теоретические основы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста

1.1.Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Важнейшая область общего интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

• избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

• проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

• активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

• активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

• специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходеувлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется". Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности".

С.Л. Рубинштейн считает, что познавательный интерес выступает:

— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.

По мнению В.В. Давыдова, особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

По мнению Г.И. Щукиной, теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения[19, с.375].

По мнению Г.И. Щукинойв учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес школьника.

.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников. Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.

Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

1.2. Нестандартный урок: сущность, типы, классификация

Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

По мнению Подласого, учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании- на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал[21, с.80]

В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

По мнению Т.Г. Киселевой, роль обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это всё то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся. Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности.

Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нестандартным формам уроков, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке нестандартных форм уроков, задействуют внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки - деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-суды, уроки с групповыми формами работы и др. Эти формы как бы «подстраиваются» под уроки и требуют другой организации.Измененные формы организации обучения связаны с творческим поиском учителей. Цель таких уроков – активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников.

Каковы же основные признаки нестандартного урока:

Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.

Второй – дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Никого не интересует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание, осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).

Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.

Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.

Ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания. И это – пятый признак нестандартного урока.

На нестандартном уроке, как правило, есть возможность реализации творческих способностей как ученика, так и учителя.

Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Глава II. Практическая часть

2.1.Цель, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми

Работая с детьми, я убедилась, что в середине учебного года у школьников гаснет тяга к учебе. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Содержание, предлагаемое программой, учащимися плохо усваивается. Это происходит потому, что у них неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Чтобы заинтересовать их, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, познавательный интерес к урокам я решила использовать нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы уроков широки. Умело, поставленные вопросы к урокам заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Нетрадиционные формы уроков помогает учащимся передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Распределяя роль в нетрадиционных уроков, следует учитывать познавательный интерес учеников. Желание участвовать в уроке – мощный стимул для быстрого интереса к обучению.

Изучая педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что нетрадиционные уроки оказывают большие влияние на познавательный интерес у учащихся. Стимулирует активность на уроках. Ученик усваивает быстро темы уроков, активно участвует на уроках.

В игре на уроках у них формируется память, эмоционально насыщенная речь, интерес к уроку. Учащиеся лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В работе для повышения познавательного интереса у учащихся я решила использовать нетрадиционные уроки.

Поставила цель:

Формирование условий развития познавательного интереса у младших школьников в проведении нетрадиционных уроков.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес у младших школьников.
  • Обогащать лексический запас.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.
  • Формировать устойчивый интерес к нетрадиционным урокам.

Принципы:

  • Систематичности и последовательности(материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
  • Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей).
  • Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ученика, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, рассматривание иллюстраций).

Методы и приемы:

Одной из главных задач является правильного выбора методов и приемов обучения.

  • Наглядный метод -используется вариативная методика применения наглядного материала. Наглядность является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и познавательного интереса.
  • Основным и самым важным видом деятельности, присущим учащимся, является игра, поэтому игровой метод в развитии познавательного интереса занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие и другие.

В соответствии с их возрастными возможностями я старалась сама подобрать материал к уроку, в который входят нетрадиционные формы.

В ходе работы над темой осуществила:

  • разработала технологическую карту нетрадиционных уроков по предметам;
  • создала картотеку настольно-дидактических игр;
  • подобрала комплексы гимнастик для пальчиков и глаз ;
  • подобрала видеоматериалы к урокам;
  • изготовила атрибуты к разным урокам.

Сперва провела анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (см.Прил.1).

Цель анкеты: определить уровень школьной мотивации у младших школьников.

Критерии оценки анкеты Н. Лускановой.

Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу:

• ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

•нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

•ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Табл. 2.1.1

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 балловвысокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 балловположительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Предъявление анкеты.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод. У большинства детей преобладает средняя школьная мотивация. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя. Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также предполагаются множество готовых уроков.

На основе результатов анкеты, для повышения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста была разработана и проведенанетрадиционные уроки по предметам.

Цель уроков – повысить уровень интереса к урокамчерез проведение нетрадиционных уроков развития познавательного интереса младших школьников.

Для развития познавательных интересов у учеников был проведен нестандартный урок с применением игровых технологий. Урок проведен с учетом того, что очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтомуважно адаптироваться и изменять подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.

Окружающий мир (см.Прил.3)

Урок 1. Нестандартный урок с применением игровых технологий

Глава I. Планета Земля

Тема: Тела и вещества

Цели:

1. Ознакомиться с понятием «тело».

2. Научиться находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми.

Оборудование: рисунки с изображением аквариума, растения в горшке, женщины с ребёнком, таблички с понятиями: тело, вещество, предметы; плакат «Тела и вещества» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для3-го класса».

При планировании урока продолжительностью 40-45 минут, были соблюдены следующие условия.

1. Игры не должна быть сложными для понимания ее хода учениками.

2. Оборудование для игры должно легко трансформироваться.

3.Игры не должны морально устаревать.

4.Игры должны быть массовыми, охватывающей всех учеников.

5.Игры должны быть динамичными для поддержания интереса к ней.

Для урока были использованы следующие модели:

Модель №1«Эстафета»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт указку следующему и при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Модель№2 « Четвёртый лишний»:

На игровом поле помещается 4 разных понятия, но связанные одной темой, но одно из них лишнее и не имеет ничего общего с остальными. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее. Учащиеся определяют лишнее понятие, и называют или указывают на него.

Модель №3: «Бой, последний герой»:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит», выбывает из игры, пока не останется один.

Модель №4: «Правильно отбери»:

Ребята получили открытки, рисунки и т.д. (с представителями растительного и животного мира). Необходимо было правильно разобрать их по местам обитания.

По итогам проведенной работы можно сделать следующий вывод: ученикам урок, в игровой форме понравился, ученики с радостью подключились к викторинам и заданиям. В начале урока наиболее активно отвечали на вопросы более активные ученики, но вскоре, ввиду специфики игровой модели, которая позволяет взаимодействовать всех учеников, остальные менее активные ученики тоже подключились к игре. И в дальнейшем наравне с остальными участвовали в учебном процессе.

Таким образом, урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока.

Заключение

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подход

Наши новости:

Разместить свою публикацию