Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме:А.И. Куприн «Барбос и Жулька» .

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МОУ Черновская СОШ, Московская область,Дмитровский район, пос.Некрасовский, мкр.Строителей,д.10

Цель: познакомиться с творчеством А.И. Куприна и его произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навык осознанного чтения; создать условия для усвоения нравственных идей ;

Задачи: способствовать обогащению словарного запаса ученика; способствовать развитию речи ребенка, развитию навыка выразительного чтения;

Класс: 4 «А»

Учебный предмет: Литературное чтение

Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька» .

Цели урока:познакомиться с творчеством А.И. Куприна и его произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навык осознанного чтения; создать условия для усвоения нравственных идей ; способствовать обогащению словарного запаса ученика; способствовать развитию речи ребенка, развитию навыка выразительного чтения;

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

( стратегии работы с текстом)

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх,

“преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.

2

Актуализация опорных знаний.

  • Работа с пословицами и поговорками.
  • Определение темы ицели урока.

-Читаютполучившиеся пословицы.

- Объясняют их смысл.

-Соедините начало и конец пословиц.

лучше большой ссоры.

Легче друга потерять,

лучше богатства.

Маленькая дружба

чем найти.

Доброе братство

- Объясните смысл пословиц.

3

Целеполагание.

-Мы будем говорить о дружбе.

- Дружба бывает между людьми, между животными, между человеком и животным.

- Познакомимся с творчеством А. Куприна и его произведением о дружбе.

- Продолжим учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов.

- Как вы думаете, почему урок я начала с этих пословиц?

- Скажите, между кем может быть дружба?

- Чтобы узнать ,с произведением какого писателя мы познакомимся сегодня, расшифруйте слово.(На карточках буквыЖ Р У Б А Д)

- Расставьте карточки , чтобы получилось слово, переверните и прочитайте новое слово. (Карточки с буквами с обеих сторон: с одной стороны ДРУЖБА, а с обратной КУПРИН)

- Сформулируйте тему и цели урока.

4

Работа по теме.

Подготовленные дети рассказывают о творчестве А. Куприна.

Работа с текстом до чтения.

- Читают, отвечают на вопросы.

- Это рассказ о собаках. Жулька маленькая озорная, но трусливая, а Барбос большой смелый .

- О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям .

Работа над иллюстрацией к тексту.

- Смотрят иллюстрацию, говорят о своих догадках и предположениях.

- Это текст о дружбе собак, Жулька заболела, а Барбосу её очень жалко. Он переживает, хочет ей помочь.

Словарная работа.

Коллективная работа

- Читают цепочкой и говорят о чём пойдёт речь в данном абзаце.

- Откройте стр. 85 , прочитайте название рассказа. (приложение 1.)

- Можем мы предположить о ком рассказ?

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

- О чём может быть это произведение?

- Есть ли иллюстрациик тексту? Подумай и скажи, что можно узнать по картинке?

- В тексте нам встретятся слова, значения которых вам , возможно, неизвестно. Давайте объясним значение этих слов. Внимание на экран.

( приложение 2)

- Подберите синоним к словам:

  • Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)
  • Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

  • Сходство (различие, разница)
  • Взволнован (спокоен)

- Я предлагаю прочитать первое предложение каждого абзаца и подумать можно по нему сказать, о чём пойдет речь в абзаце.

Стратегия просмотрового чтения.

5

Первичное чтение текста.

Слушают текст из аудиоприложения к уроку и следят по учебнику.

Высказывают свои чувства.

- Вам понравился рассказ? Какие чувства вызвал?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства?

- А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей)

- Какие чувства вы тогда испытывали?

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как?

6

Физминутка

Выполняют упражнения для глаз, дыхательные упражнения.

7

Анализ произведения.

Самостоятельная работа .

- Самостоятельно ищут ответына вопросы, коллективная проверка .

Работа в группах по карточкам.

Самопроверка .

- Проверяют, отвечают на вопросы, делают вывод.

- Формулируют вопросык тексту .

-Почему Жулька совершила такой поступок?

- Объясни какой случай произошёл во дворе?

- Назови причину Жулькиной смерти.

- Предложи как должны были поступить люди и Барбос, увидев бешенную собаку?

- Поделись какие чувства ты испытал, когда узнал , что Жулька издохла?

- Придумай что стало с Барбосом после смерти Жульки?

Ответьте на вопросы, подтвердите предложениями из текста.

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак?

- Насколько похожи или непохожи Барбос и Жулька?

- Что их делает такими?

- Что сравнивается? Какие характеристики используются для сравнения?

- Что же общего у них было?

(приложение 2.)

1 группа опишет внешность Барбоса и Жульки. Зачеркните слова, которые не подходят.

2 группа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о характере Жульки и характере Барбоса.

3 группа ответит на вопрос «В каких отношениях были Барбос и Жулька?».

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Какой вывод можем сделать, глядя на характеристику? (Собаки были разными и по внешности и по характеру)

- Какие отношения могли сложиться у таких разных по внешности и характеру собак?

- Сформулируйте вопросык тексту так, чтобы передать напряжённый момент текста и развязку.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Стратегия

«Сравнения и сопоставления»

Стратегия послетекстовой деятельности «Вопрос-ответ», использование приёма «Кубик Блума»

8

Итоги урока. Рефлексия.

Анализируют собственную деятельность.

- Автор показал настоящую дружбу между собаками и их способность к самопожертвованию во имя любви и дружбы. Мы увидели, что в поведении собак, в их чувствах есть много что человеческого.

- «Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого .

Самооценка.

Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

- Кто может ответить на этот вопрос?

Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей. Автор показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали?

Сегодня я узнал(а) ….

- Для меня было интересным …

- Мне на уроке понравилось …

-Оцените свою работу на уроке.

9

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Приложение 1.

А.И. Куприн.

Барбос и Жулька.

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репяхами", осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток", а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.

Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть. Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: "Кушайте, кушайте, пожалуйста... Я уже совершенно сыта..." Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда.

Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой. Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

Летом к нему относились снисходительно, и он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва, уткнув морду между вытянутыми передними лапами. Однако он не спал: это замечалось по его бровям, все время не перестававшим двигаться. Барбос ждал... Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню. В течение нескольких минут среди густого столба коричневой пыли барахтались, сплетаясь клубком, два собачьих тела. Наконец Барбос одерживал победу. В то время когда враг обращался в бегство, поджимая хвост между ногами, визжа и трусливо оглядываясь назад. Барбос с гордым видом возвращался на свой пост на подоконник. Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.

Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.

Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей и на животных. Люди попрятались за двери и боязливо выглядывали из-за них, Все кричали, распоряжались, давали бестолковые советы и подзадоривали друг друга. Бешеная собака тем временем уже успела искусать двух свиней и разорвать нескольких уток.

Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись... Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу.

Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов. Вероятно, собака не успела ее даже укусить. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... С ней случилось что-то странное, необъяснимое. Если бы собаки обладали способностью сходить с ума, я сказал бы, что она помешалась. В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу; то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени.

На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли. Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. По приказанию отца, ее отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть. (Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. Но все животные, чувствуя приближение этого омерзительного акта, ищут уединения.)

Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…

Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.

- Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, - пристали мы к отцу.

И мы были правы. Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову - ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное. Даже прислуга, глазевшая на эту сцену, казалась тронутой.

Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла...

Приложение 2.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники – государственные служащие.

Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф – блестящий успех.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Репяхами репейник.

Искони – издавна.

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий

Приложение 3.

КАРТОЧКА: Опишите внешность Барбоса и Жульки. Зачеркните слова, которые не подходят.

БарбосЖулька

- невелик ростом, приземист- маленькая

- широкогруд- уши с причудливыми фестонами

- длинная чуть вьющаяся шерсть- тонконогая

- шерсть с колючими «репяхами» - белый пудель

- гладкая шерсть- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинам

- уши со следами «боевых схваток»

КАРТОЧКА: Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о характере Жульки и характере Барбоса.

Жулька: деликатная,застенчивая,жадная, ласковая, драчливая, скромная, доверчивая, трусливая.

Барбос: верный,независимый, разбойничья натура, вежливый, неаккуратный, тонкий слух, буйный нрав, искренний.

КАРТОЧКА: Найдите и исправьте в тексте ошибки и прочитайте исправленный текст, ответьте на вопрос «В каких отношениях были Барбос и Жулька?»

ТЕКСТ: Между ним и Жулькой царствовало недоверие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька одобряла своего друга за буйный нрав и прекрасные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили подраться на дворе.

Наши новости:

Разместить свою публикацию