Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96222

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка урока обществознания 9 класс по теме "Местное самоуправление"

Дата публикации:

Автор:
учитель общественных дисциплин, МБОУ Лакомобудская ООШ, с.Лакомая Буда Климовского района Брянской области

Цель: образовательные: - познакомить учащихся с основными принципами организации и функционирования местного самоуправления в РФ; -сформировать понимание огромной роли местного самоуправления в становлении и развитии гражданского общества и правового государства в РФ; развивающие: -развивать у учащихся умение работать с текстом Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами, применять правовые нормы на практике воспитательные: -формировать активную гражданскую позицию; - воспитывать инициативность, тактичность, толерантность, объективность, ответственность.

Задачи: Возможная личностно значимая проблема: понять, что местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость (граждане перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя).


Тема урока: «Местное самоуправление»

Цели урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с основными принципами организации и функционирования местного самоуправления в РФ;

-сформировать понимание огромной роли местного самоуправления в становлении и развитии гражданского общества и правового государства в РФ;

развивающие:

-развивать у учащихся умение работать с текстом Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами, применять правовые нормы на практике,умение определять учебные задачи, анализировать, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, умение работать с письменными и устными источниками информации, взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога, навыки самоконтроля;

-формировать у учащихся умения и навыки социологического исследования (видеть и формулировать проблему, планировать ее исследование, разрабатывать социометрические тесты, проводить интервьюирование, подводить итоги социологического исследования);

воспитательные:

-формировать активную гражданскую позицию;

- воспитывать инициативность, тактичность, толерантность, объективность, ответственность.

Возможная личностно значимая проблема: понять, что местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость (граждане перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя).

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической деятельности и социологического исследования.

Основные понятия: местное самоуправление, муниципальный, муниципальное образование, сельское поселение, вопросы местного значения, органы местного самоуправления.

Основные источники и средства обучения:

Учебник: А.И. Кравченко. Обществознание 9 кл. М.,2016 г.

Основные нормативные документы:

Конституция РФ;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Закон Брянской области от 09.03.2005г. «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципального образования Брянской области»;

Устав Лакомобудского сельского поселения.

Компьютер. Компьютерные презентации.

Раздаточные материалы:

Тексты Конституции РФ, толковый словарь, материалы с выдержками из основных нормативных документов, рабочие листы социологического исследования для групп, рабочие листы с тестовыми заданиями

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

I. Вводное слово учителя

II. Актуальность изучаемой темы

III. Формирование новых понятий

IV.Самоуправление в России (история образования и развития).

V. Правовая основа местного самоуправления в сельском поселении.

VI. Лакомобудское сельское поселение.

VII. Решение вопросов местного значения в Лакомобудском сельском поселении

VIII.Беседа с гостем урока- Главой сельской администрации.

IX.Домашнее задание

X. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Тестирование.

- Определение темы, задач урока.

-Знакомство с планом урока.

-Проблемное задание

-Работа с толковым словарем, Конституцией РФ,

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

-Актуализация исторических знаний школьников, беседа с учащимися.

-Практическая работа с нормативными документами.

Компьютерная презентация и сообщение учащихся.

Презентации групп учащихся результатов социологических исследований.

Мини пресс-конференция

Написать эссе. Темы по выбору

Беседа по проблемному заданию.

Задание: закончи предложение.

I. Вводное слово учителя.

II.1.Мотивация. Учитель предлагает учащимся решить тестовые задания(Слайд№1)

Кто должен решать вопросы местного значения (уборка мусора, чистка колодцев, организация выпаса скота?)

а) представитель Президента в Центральном федеральном округе

б) губернатор Брянской области

в) ОВД Климовского района

г) население села Лакомая Буда

Кто должен организовывать население села Лакомая Буда для решения вопросов местного значения?

а) представитель Президента в Центральном федеральном округе

б) губернатор Брянской области

в) райвоенкомат

г) органы местного самоуправления

II.2. Учащиеся определяют тему и задачи урока, знакомятся с планом урока (слайд №2).Возможные ответы учащихся: Что такое самоуправление? Как организовывается местное самоуправление? Какие вопросы решает местное самоуправление? На основе каких законов работает местное самоуправление?

Учитель обобщает сказанное учащимися о задачах урока и ставит перед ними проблему, которую они должны решить к концу урока (Слайд №3):

«Согласны ли вы с точкой зрения, что путь к правовому государству и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление. Ответ необходимо аргументировать».

Далее учитель знакомит учащихся с планом урока (слайд №4) и словами Президента РФ В.В.Путина, которые являются своеобразным эпиграфом к уроку: «Местный уровень власти- это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для граждан проблем, и именно здесь мы обязаны наиболее эффективно реализовать конституционный принцип народовластия…» (слайд №5)

III. Работа над определением понятий.

Учащиеся делятся на 2 группы.

Первая группа (1 уровень) определяет понятие «муниципальный», работая с толковым словарем

Вторая группа (2 уровень) определяет понятие «местное самоуправление».

Задание: 1. Напишите 2-3 понятия по ассоциации.

2.Взаимоконтроль

3.Дайте свое определение понятию «местное самоуправление».

4. Учитель предлагает посмотреть, как трактуются эти понятия в Конституции РФ и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и сравнить со своим определением. Анализируя документы, учащиеся делают выводы и дают оценку своей работе с понятиями.

После отчета групп работа со всем классом по заданию: сравните понятия «муниципальный» и «местное самоуправление». Учащиеся сами делают вывод.

Работая со 2 статьей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уч-ся определяют понятия «муниципальное образование, сельское поселение, вопросы местного значения, органы местного самоуправления». (Приложение №1)

IV.Самоуправление в России (история образования и развития).

Актуализация исторических знаний школьников, беседа с учащимися по вопросам:

1) Когда зародилось самоуправление в России?

2) Какие изменения в местном самоуправлении произошли в результате реформы Ивана Грозного?

3) Что нового появилось в самоуправлении в результате реформы Екатерины II?

4)Какие принципиальные основы земского самоуправления были заложены земской реформой 1864 г.?

Учитель подводит итог и говорит о том, что идея земств возродилась в 90-е годы XX в. Далее он рассказывает об организации местного самоуправления на территории Брянской области в 2005-2006 г.г.(слайд №6)

V. Правовая основа местного самоуправления в сельском поселении.

Этот вопрос изучается в ходе групповой практической работы учащихся с нормативными документами (приложение №2).

Задание для I группы: Изучите с.130.2 и с. 131 Конституции РФ и выясните, как гражданами России осуществляется местное самоуправление.

Задание для II группы: Изучите с. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и выясните, что составляет правовую основу местного самоуправления в сельском поселении.

Задание для III группы: Изучите с. 6 Устава Лакомобудского сельского поселения и определите основные направления деятельности местного самоуправления.

Отчет групп о проделанной работе. Учитель обобщает ответы ребят и вместе с ними делает вывод.

VI. Лакомобудское сельское поселение. Компьютерная презентация учащихся. Школьники, создавшие презентацию, знакомят класс с территорией поселения, структурой и полномочиями органов местного самоуправления. При подготовке компьютерной презентации и сообщения учащиеся использовали Устав Лакомобудского поселения и результаты интервьюирования.

VII. Решение вопросов местного значения в Лакомобудском сельском поселении. Презентации групп учащихся результатов социологических исследований.

Презентация I группы.

I группа применяла в своем исследовании метод социометрии. Они проводили опрос учащихся и их родителей о наиболее значимых проблемах своего села (приложение№3) и сделали следующие выводы: больше всего жителей села волнует развал колхоза, отсутствие работы, огромное количество мусорных свалок вокруг села, демографическая ситуация (за 2016 г.родилось 3 ребенка, умерло 20 человек), сокращение учащихся в школе, экономическое положение семьи, ремонт дорог и водопровода.

На основании этих данных группа внесла предложения:

1) обратиться к Главе администрации с просьбой организовать регулярный вывоз мусора в специально отведенные места, организовать субботники по уборке мусорных свалок и благоустройству кладбища;

2) органам ученического самоуправления распространить листовки среди жителей села с призывом принять активное участие в субботнике;

3) преподавателям и учащимся школы принять активное участие в работах по благоустройству села;

4) обратиться к Главе администрации с предложением применять штрафные санкции к нерадивым жителям села;

5) передать результаты социологического опроса и предложения Главе администрации.

Презентация II группы.

II группа получила задание провести анализ материалов районной газеты «Авангард» за последний месяц и выяснить наиболее важные проблемы местного значения в масштабах Климовского района. (Приложение №3) Исследовав публикации газет, участники группы по частоте повторяемости газетных статей выявили, что самыми значимыми проблемами в районе являются:

1) развитие сельскохозяйственного производства. Несмотря на то, что в каждой статье пишут о достижениях, сводные таблицы показывают маленькие объемы и низкие темпы сельскохозяйственного производства;

2) пьянство и самогоноварение;

3) мусорные свалки;

4) радиационное загрязнение вследствие взрыва на ЧАЭС.

5) воспитание молодежи

Группа сделала вывод: и в Лакомобудском сельском поселении, и в целом по району одни и те же проблемы. Органами местного самоуправления проводится определенная работа по их решению.

Презентация III группы.

III группа проводила социологическое исследование в форме интервьюирования с целью выяснения функций Совета народных депутатов и его роли в решении проблем Лакомобудского сельского поселения. Главе сельского поселения были заданы следующие вопросы:

1) Как организована работа Совета народных депутатов?

2) Каковы полномочия Совета народных депутатов?

3) Какие наиболее важные вопросы решались Советом народных депутатов?

Участники исследования рассказали, что работа Совета народных депутатов определяется Регламентом. Основные вопросы рассматриваются на сессиях. Лакомобудский Совет народных депутатов принял Устав Лакомобудского поселения, утверждает местный бюджет, принимает план развития сельского поселения и утверждает отчет о его исполнении, утверждает структуру сельской администрации по представлению Главы сельской администрации, формирует избирательные комиссии, принимает решение о привлечении жителей сельского поселения к социально значимым для сельского поселения работам. Одним из важных вопросов является противопожарная безопасность. В этом году в селе сгорело 2 дома, поэтому была создана добровольная дружина, которая проводит работу с населением по противопожарной безопасности. Также рассматривались вопросы благоустройства села.

VIII.Беседа с гостем урока - Главой сельской администрации.

Беседа проходила в форме мини пресс-конференции. Сначала Глава рассказал о решении наиболее важных проблем сельского поселения, а затем ребята задавали вопросы. Пресс-конференция освещалась в школьной газете.

IX.Домашнее задание (слайд №7)

Написать эссе. Темы по выбору: «Мое село - моя забота», «Моя улица», «Если бы я был Главой администрации Лакомобудского поселения…».

X. Подведение итогов урока.

1) Беседа по проблемному заданию, поставленному в начале урока;

2) решение тестовых заданий

3)Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями урока.

Рефлексия.

Закончи предложения (слайд№8)

1.Я против…

2. Я хочу…

3. Моя позиция по рассмотренной проблеме заключается в том, что…

4. После сегодняшнего урока я точно знаю…

Приложение №1

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Основные термины и понятия.

1.Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение - один или несколько объединенных населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения;

вопросы местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Приложение №2

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Глава 1. Общие положения

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления.

1.Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Устав Лакомобудского сельского поселения

Статья 6. Вопросы местного значения сельского поселения.

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения…

2) установление… местных налогов

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4)организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения…

5)содержание автомобильных дорог и мостов, за исключением автомобильных дорог и мостов федерального и регионального значения;

6)обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями…

7) …организация транспортного обслуживания населения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

10) …обеспечение жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания;

12) создание условий для организации досуга;

13) охрана объектов культурного наследия;

14) обеспечение условий для развития физкультуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха;

16) оказание содействия в установлении опеки и попечительства;

17)формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19)организация благоустройства и озеленения территории;

20) утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки;

21)организация освещения улиц;

22)организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Приложение №3

Результаты социологического исследования 1 группы (в опросе участвовали 24 учащихся 9-11кл. и 40 родителей)

Вопрос социометрического теста:

Какая наиболее значимая, на ваш взгляд, проблема Лакомобудского поселения?

Таблица 1

Проблема

Количество выборов

учащиеся

родители

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Развал колхоза

Отсутствие работы

Поездки мужчин на заработки в Москву

Низкая рождаемость

Сокращение учащихся в школе

Огромное количество мусорных свалок вокруг села

Неблагоустроенное кладбище

Ремонт дорог

Ремонт водопровода

Освещение улиц

Организация досуга

Пьянство и самогоноварение

19

23

11

12

23

23

19

15

17

9

3

-

40

22

20

31

40

38

18

16

35

11

1

20

Результаты социологического исследования 2 группы

(результаты анализа материалов газеты «Авангард» за апрель 2007г.)

Таблица 2

Проблема

Количество статей

1. Пьянство и самогоноварение

2. Развитие сельскохозяйственного производства

3. Мусорные свалки

4. Радиационное загрязнение вследствие взрыва на ЧАЭС

5. Воспитание молодежи

6. Ремонт дорог

7. Ремонт водопровода

5

20

6

4

10

2

3

Диаграмма

Приложение №4

ТЕСТ «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

  • Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют
  • Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют
  • Одна из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления
  • К органам местного самоуправления относят
  • Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
  • Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
  • Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
  • предоставление политического убежища на подконтрольной территории
  • самостоятельное решение вопросов своей территории
  • управление объектами федеральной собственности
  • сбор федеральных налогов и их перечисление в бюджет
  • принятие и реализацию внешнеполитических решений
  • обеспечение потребностей населения данной территории в различных услугах
  • управление объектами федеральной собственности
  • сбор федеральных налогов и их перечисление в бюджет
  • создание фермерских хозяйств
  • голосование на выборах в парламент
  • обращение к губернатору для разрешения спорного вопроса
  • выступление на публичных слушаниях о месте строительства новой школы
  • местную администрацию
  • городское поселение
  • сельское поселение
  • городской округ

А. Органы местного самоуправления устанавливают таможенные пошлины и сборы.

Б. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления регулируют деятельность судебной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. В деятельности органов местного самоуправления проявляются элементы как представительной, так и непосредственной демократии.

Б. Органы местного самоуправления обеспечивают развитие управляемой территории в интересах жителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Один из видов муниципальных образований, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, – сельское поселение.

Б. Одна из функций местного самоуправления – обеспечение участия населения в решении местных дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Наши новости:

Разместить свою публикацию