Родной язык
Изучение предметной области "Родной язык" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык» должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание учебного предмета
Изучение предметной области "Русский язык" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
При составлении рабочих программ следует учесть:
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Речь. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты. Диалоги разного характера.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы урока | Содержание урока |
Раздел 1 «Введение. Что такое слово» (3ч.) | |||
1 | Вводный урок. Что такое слово? Для чего служат слова? | Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации. | |
2 | Р/р. Сочиняем сказку. Подготовка к написанию сказки. | Знакомство с этимологическим словарем. Создание словесного описания. | |
3 | Р/р. Написание сказки. | Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. | |
Раздел 2: «Что такое словесность» (8ч.) | |||
4 | Р/р. Анализ написанной сказки. Что такое словесность. Формы словесности. | Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности | |
5 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине Васнецова «Кощей Бессмертный» | Создание словесного описания. Применение знаний в практике правописания | |
6 | Р/р. Написание сочинения по картине Васнецова «Кощей Бессмертный» | Написание сочинений | |
7 | Анализ сочинений. Разговорный и литературный язык. Разговорный язык. Диалог. Просторечие. | Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Уместное употребление просторечия. Применение знаний в практике правописания | |
8 | Р/р. Подготовка к написанию письма к другу. Написание письма к другу. | Написание письма. | |
9 | Анализ написанных писем. Литературный язык. Нормы литературного языка. | Анализ текста (письма) | |
10 | Язык художественной словесности. (Л.Толстой «Золотой ключик», Майков «Осенние листья») | Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. | |
11 | Р/р. Работа над созданием собственного текста на предложенную тему (на основе иллюстративного, художественного материала по родной (русской) культуре) | Создание собственного рассуждения. | |
Раздел 3: «Лексическое богатство русского языка» (7ч.) | |||
12 | Урок-мастерская Презентация «Мой язык – моя культура» | Создание презентации. | |
13 | Слова однозначные и многозначные. Слова-термины. Лексические и грамматические омонимы. | Нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, многозначных слов. | |
14 | Р/р. Подготовка к написанию сказки о словах. | Создание собственного рассуждения | |
15 | Написание сказки о словах. | Написание сказки | |
16 | Анализ написанных сказок. Лексические и текстовые синонимы | Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. | |
17 | Что такое переносное значение слова. Переносное значение слова в художественном тексте. | Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значения слова. | |
18 | Урок-викторина «Загадки родного языка» | Роль языка в жизни человека и обществ |