Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96427

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формы проведения классных часов и классного собрания в работе воспитателя школы-интерната.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ГКОУ "Волгоградская школа-интернат "Созвездие", г. Волгоград

Цель: Совершенствование методики работы воспитателя, классного руководителя.

Задачи: 1. Выявить различия между формами проведения классного часа и классного собрания. 2. Показать различные формы.

Формы проведения классного часа и классного собрания

В школе, как правило, для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, обычно называемое классным часом. В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в третью — встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учитывают при планировании воспитательной работы.

Но необходимо исходить из конкретной ситуации. Возможны экстренные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т.д.).

Час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми.

Классное собрание проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания. Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.

В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.

Час классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, спо­собствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н.Е. Щуркова).

Просветительская функция. Заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не на­вали отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. На вопрос начинающего педагога: «О чем говорят на классных часах?» — можно ответить: «Обо всем», так как объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция. Заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает возможность знакомиться с миром, то ориенти­рующая помогает оценивать его. И эта функция — основная. Правда, она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношения к объекту мира, с которым он незнаком, как, например, нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, и т.п.

Иногда классный час может выполнить только ориентирующую функцию. Это бывает, когда обсуждается всем известное событие.

Направляющая функция классного часа помогает перево­дить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существен­но снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создается благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела.

Формирующая функция связана с реализацией 3 вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументированно отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми: наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т.д.

Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь детей и их родителей.

При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практи­ка показывает, что наиболее эффективными и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т.д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3-4 года. Живое слово учителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями школьников.

Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные детям. При анализе отрицательных примеров необходим большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от учащихся.

С подростками целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы — диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у школьников есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на уроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и результат, действенность проводимых ранее классных часов, воспитательной работы в целом.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации.

Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:

а) рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т.п.;

г) сообщения самих школьников.

Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педа­гога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразделить на 3 вида.

К первому относятся те, подготовка к которым тре­бует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников — совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микро-коллективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух со­ревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микро-коллективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:

— школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

— значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;

— актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Особо следует выделить те классные часы, когда перед учащимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микро-коллективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

- определение проблемы, выбор ситуации;

- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

- обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

- изучение ситуации;

- сбор информации;

- планирование;

- формирование микрогрупп и назначение ответственных;

- практические действия;

- определение приоритетных результатов;

- групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

- учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе.Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

5 класс

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

6 класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

7 класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

8 класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

9 класс

  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

10 класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

11 класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Наши новости:

Разместить свою публикацию