Муниципальное образовательное учреждение
Новоульяновская средняя школа № 1
Ульяновская область город Новоульяновск
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 1 ________/Созонова Е.Е. / « 30 » августа 2017г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 893 от «31» августа 2017 г. Директор МОУ СШ № 1 ___________/Новикова О.В./ |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление общеинтеллектуальное
(спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное)
Вид деятельности расчетно-конструкторское бюро
(название внеурочной деятельности)
Уровень обучения (класс) начальное общее, 4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 ч
Учитель Горбунова Т.Н., высшая квалификационная категория
( ФИО, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
________/________________ /
Протокол № 1
от « 29 » августа 2017г
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана для учащихся 4 класса МОУ Новоульяновской СШ № 1 в соответствии с требованиями
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года N 1643 О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Устава МОУ Новоульяновская СШ № 1
Программа УМК «Перспективная начальная школа», программа факультатива «Математика в практических заданиях» (автор Захарова О.А.) основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа», программы факультатива «Математика в практических заданиях» (автор Захарова О.А.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа курса «Расчетно - конструкторское бюро» рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Основная цель программы:
- создание благоприятных условий дляповышения уровня математического развития учащихся посредством решения практических и проектных задач.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
- формировать навыки проектной деятельности учащихся;
- развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»
Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели деятельности после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Оценивать предъявленное готовое решение
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».
Числа и величины (7 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел. Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин.
Арифметические действия (5ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (10ч)
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение цены, количества, стоимости ;определение объёма работы, производительности и времени работы.
Моделирование условия задач.
Пространственные отношения (3ч)
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объём геометрической фигуры. Единицы объёма (кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними.Фиксирование результатов наблюдений в речи, с помощью таблиц, формул, графиков.
Геометрические фигуры и величины (3ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Работа с данными (3ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Планирование действий ( понятие «алгоритм»).
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»
№ п/п | Тема блока, раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Путь «Из варягв греки» | 2 |
3 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
4 | Славянские цифры | 2 |
5 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
6 | Лесные богатства России | 2 |
7 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
8 | Земли, не освоенные человеком | 2 |
9 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
10 | Дневник путешествия по Черноморскому побережью | 2 |
11 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
12 | Сколько соли в соленой воде? | 2 |
13 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
14 | Быстро ли растет человек? | 2 |
15 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
16 | Волосы. | 2 |
17 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
18 | Скорость, с которой течет кровь | 2 |
19 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
20 | Производительность сердца | 2 |
21 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
22 | Сколько стоят деньги. | 2 |
23 | Отчет в расчетно-конструкторское бюро | 1 |
Итого | 34 |