Соколик Оксана Игоревна
МБОУ «СШ № 43» Класс: 3
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок-исследование)
Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”
Задачи:
- Самостоятельно определять тему и цель урока.
- Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
2.Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать результаты проекта;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД :
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям, работникам школы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний;
-осуществлять поиск информации;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-выделять признаки профессий, давать краткую характеристику профессии.
Оборудование:
- Мультимедиа, Презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана–Граф, 2013.
2.«Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.
- Карточки планирования УД
- Алгоритм.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельно-сти Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения норматив-ных требований учебной деятельно-сти. | Здравствуйте, дети! У нас сегодня урок-исследование. Мы сегодня не ученики, а исследователи. А кто такие исследователи? Научиться исследовать – значит научиться самостоятельно узнавать новое. Возьмём эти слова девизом нашего урока. Нам сегодня предстоит сделать открытие. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах (все дети получают маршрутные листы). Маршрутный лист: Ф.И.___________________________________
Отлично Сомневаюсь Не получается - Итак, мой настрой. Можно просто нарисовать смайлик. - Отлично, у всех хорошее настроение. | Варианты ответов детей Исследователи-учёные, которые открывают новые знания, совершают научные открытия. Рассматривание маршрутных листов Заполнение маршрутных листов Главный в группе выявляет общий настрой на работу | Метапредметные регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; личностные: самоопределение; смыслообразование коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||
2. Этап актуализа-ции и фиксирова-ния индивидуаль-ного затруднения в пробном действии Цель подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Где работают исследователи? - Итак, в наших лабораториях проблема. Определи, какая буква пропущена и на какое правило. Л..сной, см..шной Ре..кий, гла.кий Звез..ный, грус.ный П.лёт, з..пас Мал.нький, лип..вый Ц..рк, птенц.., акац..я
Проверяем. Какая группа будет отвечать? Оцените свою деятельность в маршрутных листах. 2. Как я помню предыдущий материал? - Почему возникла трудность в последних словах? В чём особенность звука [ц]? Можете ли вы сразу ответить на вопрос: Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]? | Исследователи работают в лабораториях Работа в группах по заданию Безударная гласная в корне слова Парная согласная в корне слова Непроизносимая согласная в корне слова Правописание приставок Правописание суффиксов Разные варианты ответов детей Заполнение маршрутных листов Ответы детей, аргументирование своего ответа Заполнение маршрутного листа Слышится звук [ы], а пишется буква «и» Этот звук всегда твердый, мягким никогда не бывает Варианты ответов детей | Предметные: - определять вид орфогрммы в словах Метапредметные познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| ||||||||||
3. Поста-новка учебной задачи. Цель – организо-вать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточ-ность их знаний, умений или способнос-тей. | Какова тема нашего учебного исследования сегодня? Какая будет цель урока? | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] Научиться писать слова на данную орфограмму | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы и построение логической цепи рассуждений | ||||||||||
4. Построе-ние проекта выхода из затруднения. Цель -постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Составим план исследования: 1. Что изучаю? 2. Наблюдаю. 3. Применяю. 4. Проверяю. 5. Оцениваю. 6. Делаю вывод: где цы или ци? | - Работа в группах (выкладывание этапов работы, напечатанных на листах) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | ||||||||||
5. Самостоя-тельная работа с формули-рованием выводов по результатам исследова-ния. Цель:построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 1. Итак, что изучаю? 2. Второй этап – наблюдаю. Понаблюдай за словами. Составь схему. Карточка (в карточке маленькие схемы) Инструкция 1.Прочитай слова. 2.Какой звук слышится? В какой части слова? 3. Наблюдай за словами в столбике. 4. Сделай вывод. 5. Выбери карточку – схему. цирк синицы секция циркуль скворцы акация цифра птенцы станция
- А теперь ты можешь ответить на вопрос? - Сравним свой вывод с учебником. - Что ещё мы не учли? В исключениях есть ёще слово «цыкнул». Что обозначает это слово? - Итак, это наше открытие. Поздравляю вас!
3. Третий этап – применяю. Учись применять правило. Работа по учебнику (с. 121-122). Составим порядок рассуждения
4. Четвёртый этап – применяю. Проверим этот порядок в действии. 1 лаборатория - слово ц..фра. 5. Оцениваем ситуацию. 6. Делаем вывод. 2 лаборатория - слово скворц.. 3 лаборатория – слово акац..я 4 лаборатория – слово ц..ган 5 лаборатория – слово ц..плёнок 6 лаборатория – слово станц…я - Итак, схема – наш результат деятельности. Поздравляю всех ещё раз. Правило понятно? Оценим свою деятельность в маршрутных листах «Как я понял основное правило урока?» | Варианты ответов детей Учусь писать звук [ы] после звука [ц] Работа в группах по заданию Варианты ответов детей Слова- исключения на «цы» Варианты ответов детей Работа в группах по заданию Учащиеся вклеивают эти маленькие схемы в алгоритм Работа в группах по заданию Ответы детей Орфограмма в корне. Это не слово-исключение, пишем букву и – цифра. Проверяем – оканчивается на ция Оцениваем – это не слово-исключение. Делаем вывод - пишем букву и – станция Заполнение маршрутных листов | Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами | ||||||||||
Физминутка Цель: снять психическое напряжение у учащихся путем переключе-ния на другой вид деятельно-сти | Физминутка (в презентации) Упражнение «Циклон» - руки впереди, круговорот (воздух перемещается, изобразить руками) Упражнение «Циркач» – руки в сторону, идём по канату Упражнение «Цилиндр» - показать высокую шляпу на голове | ||||||||||||
6. Первич-ное закрепление Цель:усвое-ние учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 1.Учебник с 122 №1 Распределить слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения, в 3 – с окончанием ы. Какие слова ты не выпишешь?
Традиция и акация
2. Оценим свою деятельность в маршрутных листах: 2. Дополнительное задание. Рабочая тетрадь с. 33-34 1 уровень – упр. 3 стр.34 2 уровень – упр. 1 стр. 33 3 уровень – упр. 2 стр. 34 3.А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На работу две минуты. ТЕСТ 1. В корне слова после Ц пишется: а) буква Ы, б) буква И. 2. В окончании слова после Ц пишется: а) буква Ы, б) буква И. 3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется: а) буква Ы, б) буква И. 4. Зачеркни слово с ошибкой: циркуль, циплёнок, цирк. 5. Зачеркни лишнее слово: цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
| Работа в парах по заданию Заполнение маршрутного листа Индивидуальная работа каждого учащегося Выполнение теста каждым учеником Взаимопроверка результатов теста | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||
7. Рефлексия деятельнос-ти (итог урока) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Домашнее задание Уч.с. 121 (правило), упр. 2 (с. 122) Спасибо за помощь в открытии нового знания! | Ответы детей Заполнение маршрутного листа | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |