Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96419

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Проект урока математики 1 класс УМК "Школа России"

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №15 с УИОП, Алтайский край город Заринск

Цель: Создать условия для развития у учащихся умения понимать и принимать учебную задачу; способности к целеполаганию, планированию, контролю, оценки и рефлексии собственной деятельности и одноклассников, направленных на умение выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10.

Задачи: Показать развитие УУД на разных этапах урока в условиях реализации ФГОС НОО.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов

г.Заринска Алтайского края

Проект урока

по математике

1 класс

Тема: Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10

Составитель:

Могутнова Я.Г.

учитель высшей квалификационной категории

2017

Пояснительная записка

Тема: Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

- личностные:

  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
  • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
  • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
  • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

-метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  • уважительно вести диалог с товарищами;
  • принимать участие в работе в паре с одноклассником;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • аргументированно выражать своё мнение;
  • совместно со сверстниками решать задачу работы в паре;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать и строить простые модели (в форме краткой записи) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, оформление в рамки и пр.);
  • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.).

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях).

-предметные:

Выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10 с опорой на знания нумерации и связи компонентов сложения; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10; решать задачи изученных видов; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических выражений.

Цель урока:

создать условия для развития у учащихся умения понимать и принимать учебную задачу; способности к целеполаганию, планированию, контролю, оценки и рефлексии собственной деятельности и одноклассников, направленных на умение выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10.

Форма урока: фронтальная форма познавательной деятельности; микрогрупповая форма (работа в парах).

Используемые технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии; технологии проблемно-диалогового общения; технология развивающего обучения.

Виды деятельности учащихся на уроке: учебное сотрудничество.

Ресурсы урока: рабочая программа, УМК (учебник Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика. 1 класс. 2 часть»), презентация, раздаточный материал в виде ксерокопий.

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроке: самопроверка, взаимопроверка, работа у доски.

Место урока в системе уроков по данной теме: 5 урок из 12 в разделе «Числа от 11 до 20. Нумерация». На изучение темы урока отводится 1 час.


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Запланированный результат этапа

  • Организационный момент. Психологическая минутка. Цель – активизация учащихся, создание особого настроения для эмоционального отклика. Планируемое время – 2 минуты
  • Каллиграфическая минутка. Планируемое время – 5 минут

- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

-Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать!

- Посмотрите на доску. Вы видите два солнышка – грустное и весёлое.

- У вас на партах лежат такие же солнышки.

- Кто думает, что у него всё получится на уроке, что он справится со всеми заданиями, поднимите весёлое солнышко.

- Кто думает, что на уроке он встретится с трудностями, не уверен в себе и боится двигаться вперёд - поднимите грустное.

-Я желаю вам удачи, и думаю, что у нас всё получится! (Если будут грустные – желаю, чтобы у детей в конце урока поменялось грустное настроение на весёлое).

Со звонком учащиеся проходят к своим местам, проверяют готовность, садятся.

Дети здороваются.

Поднимают свои солнышки (они такие же как на доске, только в уменьшенном виде).

Результат:

активизируется умственная деятельность учащихся; способствует психологическому настрою на урок; создаётся комфортная для обучающихся образовательная среда.

Приложение 2

- Ребята с чего начинаем урок?

- Оцените себя.

– Какие цифры использовали для записи числа 13?

– Расскажите всё, что знаете об этом числе.

– Ох уж это число 13. Вот вы, ребята, рассказали много интересного об этом числе. А многие воспринимают его как какой-то плохой знак, боятся его, особенно когда наступает Пятница 13. Допустим, в гонках «Формула-1» нет машин с номером 13. Практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд отсутствует и в самолётах. А у индейцев Майа число 13 является добрым и благоприятным. В календаре майя 13 месяцев. Также у майя был тринадцатый знак зодиака - змееносец. Число 13 обладает великой силой, и овладение ею открывает перед человеком поистине безграничные возможности. И, может быть, когда-нибудь, вы откроете в себе именно такие возможности, но пока, просто подружитесь с числом 13.

- Замените число 13 суммой разрядных слагаемых.

- Предлагаю заменить суммой разрядных слагаемых следующие числа (записывает: 15; 12)

- Открываем тетради, с каллиграфической минутки.

(Прописывают число 13)

Оценивают себя на полях шкалой «П» (правильность написания): низкий уровень, средний, высокий.

- 1, 3

- Число 13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 – двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3 единицы.

Записывают на доске: 13 = 10 + 3

Так же поступают и с этими числами:

15 = … + …

12 = … + …

3. Актуализация знаний и определение темы и цели урока. Цель – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к изучению новой темы; смотивировать учащихся на постановку цели собственной учебной деятельности. Планируемое время – 7 минут

Устный счёт.

–Что записано на доске? (примеры напечатаны на карточках)

6+3

9-4

2+4

8-5

4+5

6-3

13-10

13-3

- На какие 2 группы можно распределить эти примеры?

- Как называют числа при сложении? При вычитании?

- Распределите их на доске.

- Найдите значение выражений, используя названия чисел.

- Так, кто понял, какова тема сегодняшнего урока? (Прикрепляю карточки с этими примерами на доску в тему урока в солнышко: Приложение 1)

- А какую цель вы поставите перед собой?

- Примерные ответы: примеры; числовые выражения; суммы и разности.

- Примеры на сложение и на вычитание.

Называют компоненты действий сложения и вычитания.

Распределяют:

6+3

9-4

2+4

8-5

4+5

6-3

13-10

13-3

Выходят к доске и записывают результат вычислений. При выполнении задания возникает проблема: ещё не умеем вычислять

13 – 10; 13 – 3!!!

- Вычитание вида 13 – 10; 13 – 3.

- Сегодня я буду учиться решать примеры вида 13 – 10 и 13 – 3.

.

Учитель по необходимости конкретизирует тему, цель.

Предложения детей фиксируются на доске.

Физминутка

Прежде, чем продолжить путь к нашей цели, немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Дом».

.

Один у доски показывает.

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял,(Ставим «ушки на макушку»)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Цель:

Учить беречь сохранять своё здоровье.

4. Реализация плана по достижению поставленных целей. Цель – познакомить с приёмом вычитания вида 17-7, 17-10 с опорой на знания нумерации и связи компонентов сложения. Планируемое время – 8 минут.

- Ну, что же, так как же вычесть из 13 десять? И из 13 – три?

- Ребята, мне хочется, чтобы это открытие вы попробовали сделать сами. Одному трудно? Как можно поработать?

- У вас на партах лежат листочки (альбомный лист). Попытайтесь вместе решить эти примеры, записывая их фломастерами, чтобы лучше было видно.

- Могу дать подсказку: вспомните, что все темы, как бусинки, идут друг за дружкой. Вспомните тему: «Связь между первым слагаемым, вторым слагаемым и суммой». Если не поймут, ещё направить их – «Где-то на доске есть небольшая подсказка». (А там уже записано 13 = 10 + 3; смотреть каллиграфическую минутку).

Пока дети работают, я записываю примеры

13 – 10 и 13 – 3 на доску.

Прохожу смотрю. Кто догадается, вызываю к доске для объяснения.

- В паре.

Работают в паре. Пытаются изобразить в схеме, как вычитали.

Образец рассуждения 1:

Если из суммы 13 вычесть первое слагаемое 10, получится второе слагаемое 3. И наоборот.

Образец рассуждения 2:

13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10.

13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3.

Несколько пар вслух проговаривают своё правило. (Была ситуация: один мальчик сказал, что он будет десятки (10), а девочка –это единицы (3) и они показали на своих пальцах, что будет, если вычесть 10, а потом – вычесть три)

Учитель создаёт условия для учебного диалога.

Работа в паре позволяет каждому ученику быть успешным на уроке. Результат достигается быстро и в комфортных условиях путём сотрудничества.

Цель: Создать ситуацию: «Я не знаю, как из 13 вычесть 10 и 3, но попытаюсь в совместной работе это узнать».

Приём моделирования. Постоянная фиксация вновь приобретённых знаний различными знаками, символами помогает детям лучше понять и принять новую информацию.

При такой организации данного этапа появляется возможность для развития коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

5. Применение новых знаний. Цель – научиться применять полученные знания. Планируемое время – 10 минут

а) Первичное закрепление. Обратимся к учебнику. Стр.52 №1

- Ребята, а теперь откроем учебник и посмотрим, а как предложили вам решать такие примеры авторы учебника.

- Выполним №1 коллективно с комментированием у доски. Пользуйтесь тем способом, который вы лучше поняли.

б) Стр. 52 №2 (1)

- Оцените свою работу над задачей смайликом на полях (Понял ли я как решать задачи данного вида?)

в) Проверь себя: стр.52 внизу страницы три примера.

- Самостоятельно выполните номер внизу страницы.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените работу своего соседа или шкалой, или смайликом: как пожелаете.

- В учебнике на с.52 такие же способы.

Работают у доски по одному с комментированием.

Музыкальная физминутка

Один – у доски работает по алгоритму с задачей.

Красных – 6 п.

Жёлтых – 2 п. ? п.

6 + 2 = 8 (п.)

Ответ: 8 помидоров.

Самостоятельная работа.

Проверяют по ключу на слайде: примеры появляются по одному.

Цель данного этапа: проверить понимание темы и актуализация новых знаний.

Таким образом, вновь используется потенциал урока для развития регулятивных универсальных учебных действий; вместе с тем развиваются коммуникативные, познавательные и личностные умения.

6. Итог урока. Рефлексия. Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Планируемое время –5 минут

- Ребята, обратимся к нашей лесенке познания:

- Какую цель ставили перед собой на сегодняшний урок?

- Как вы считаете, вы её достигли?

- Встаём на первую ступеньку: Какой вопрос можно задать?

- Встаём на вторую ступеньку: А здесь какой вопрос задаём?

- И как же?

- Встаём на третью ступеньку: Нужно ли мне ещё потренироваться?

- Ребята, помните про наши солнышки? У кого было грустное солнышко? Справился ли ты с заданиями? Достиг цели урока? Настроение улучшилось?

- Спасибо, ребята, за кропотливую работу на уроке.

Спасибо за старание.

Ведь главное – желание.

А навыки и знания

С годами к вам придут!

Домашнего задания на этом уроке нет, так как он последний (четвёртый) на данной неделе.

Приложение 1.

- Что мне помогло достичь моей цели?

- Как я стремился к цели?

- Работал в учебнике; работал в паре; работал в тетради. (Все карточки прикрепляют дети на доску сами)

Учащиеся высказывают своё мнение.

Кто желает, высказывается.

Благодарят друг друга и учителя за урок.

Данные вопросы задаются с целью самооценки своей деятельности на уроке.

Цель: Формировать осознанное отношение к своим действиям: «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?»

Постоянное обращение к плану, предполагает постоянный контроль со стороны учащихся за его выполнением.

Таким образом, подобная организация этапа позволяет индивидуализировать образовательный процесс, способствует развитию личностных, регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Приложения смотреть ниже


Приложение 1.

На доске – план изучения темы. Над вопросом «КАК?» карточки для планирования видов работы на уроке (сверху вниз): работа в паре; работа у доски; работа в учебнике; самостоятельная работа в тетрадях. Карточка «Тр.» - это тренировка (домик – надо потренироваться дома). Слева карточки для определения знаний, которые нам помогли добиться цели (сверху вниз): связь между компонентами сложения; разрядный состав числа; обычный состав числа.

Приложение 2.

Каждое солнышко размером А4.

Наши новости:

Разместить свою публикацию