Формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализуя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, учитель создает на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя. Интеграция современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения, сделать его более интересным и эффективным.
Вместе с тем существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию невозможно без формирования у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Всё что изучают дети должно быть зримо, интересно, и связано с окружающим миром. Работая с детьми, мы строим своё обучение на интересах и потребностях школьников, учитывая психологические особенности каждого ребёнка. Дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действий и движений.
Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания. К ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Выделяются следующие признаки познавательного интереса у учащихся: активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по заинтересовавшей теме; сохранение интереса в свободное от занятий время и т.д..
Развивать познавательные способности обучающихся, значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны научиться не только решать задачи, у них нужно развивать желание решать эти задачи. Мотивы учения являются предпосылкой развития познавательной деятельности. Мотивы побуждают ученика к приобретению знаний, могут быть различными: хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, принести больше пользы Родине. Однако самым действенным мотивом является интерес к предмету, который для них более значим. Интерес — реальный мотив учения, поэтому основной задачей учителя является воспитание интереса учащихся.
Учитель должен помочь ребёнку осознать необходимость изучения иностранных языков, развивать интерес и поддерживать его разными способами, при этом все обучающиеся должны быть вовлечены в активную деятельность, способствовать созданию ситуации успеха (похвала, выражение благодарности). Для этого используются на уроках всевозможные средства для формирования познавательных мотивов: методы личностно-ориентированного и развивающего обучения, разные формы самостоятельной работы на уроке, игровые приёмы, мультимедийные средства, проектные технологии, ролевые игры, система перевоплощения при усвоении и закреплении лексики, элементы сурдоперевода (язык-тело движений), дополнительная информация по изучаемому материалу.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на уроках английского языка являются обучающие игры. Игра – уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.
Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значений. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. Ведь чем увлечённее вы будете играть, тем лучше. В играх побеждают все, даже проигравшие.
В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка. Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно. Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается как актуальная.
В педагогике в настоящее время существует большое разнообразие классификаций дидактических игр. Более полную и соответствующую специфике изучения иностранного языка классификацию игр дает Л.С. Сластенина: фонетические, грамматические, лексические, ролевые, деловые.
На младшем, среднем этапе можно использовать следующие фонетические и лексические игры.
Угадай звук? (игра – загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречаются один и то же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку.
Например: mother, father, daughter, teacher или fat, map, cap, sat, dad.
Правда – ложь (игра на внимательность)
А) Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.
В) учитель показывает карточки звуков и называет их, а ученики должны поднять руку, если обнаружат ошибку, исправить её, назвав правильно.
Лексические игры
Игра на местоимения
«Я» на букву I похожа.
Чем?»- вы спросите. Ну что же,
Знайте, милые друзья,
I в английском значит «Я»
Света, Дима, Саша и Антон
Играть любят в бадминтон.
Всю компанию друзей
Называем просто: They.
Теперь ты сможешь собрать букет из личных местоимений?
Впиши местоимения в сердцевину цветов.
Сканворд по теме «Хеллоуин».
Поиграйте в “ФомуСомневающегося.”
Образец: Mike has got a sister. – Has Mike got a sister?
1. Bob has got a motorbike.
2. Our uncle has got a big dog.
3. I have got a toy kitten.
4. We have got many pets.
5. You have got a little brother.
6. Jane and Pam have got English friends.
7. My brother has got a monkey.
Если расположить буквы любого слова в алфавитном порядке, оно покажется вам довольно странным, даже если это слово вам очень хорошо знакомо. Можно организовать игру: «Ошибка наборщика»
- ABELT (You eat at it)
- ACHIR (You sit on it)
- EFIR (You make it when you in camp and you cold)
- ALMP (You switch it on when it is dark)
- CEHLOST (You put it on when you go to the street)
- ABHT (Do you like it hot or cold?)
- CEHIKNT (A room where you cook dinner)
- ADEGNK (A place where flowers and vegetables grow)
ANSWER: 1. table; 2. chair; 3. fire; 4. lamp; 5. clothes; 6. bath; 7. kitchen; 8. garden;
Игра « Рецепт блюда». Составьте рецепт по картинкам.
Dranicky | Нуждаться – to need Зелень – greens По – вкусу – on taste Оливковое масло - vegetable oil |
Натрите картофель | Натирать картофель - To rub potatoes |
Добавьте яйца, зелень, соль. Все перемешайте. | Добавлять – to add Перемешивать – to mix |
Выложите картофель в кипящее масло | Класть – to put кипящее масло – Boiling oil |
Обжарьте с двух сторон | Обжаривать – to fry с двух сторон - From two parties |
Кушайте со сметаной | Сметана – sour cream |
Let’s play a game “A boaster”.
Игра называется «Хвастунишка».
Ваша задача: сказать чего у вас много
Например: I have many cakes.
Сюжетно-ролевые игры
Ролевые игры с включенными в них «ситуациями вживания» необходимо использовать в процессе обучения школьников среднего звена. Для большей приближенности к реальным условиям при проигрывании таких ситуаций, как заказ и выбор блюд в ресторане, покупка новогодних подарков, школьник чувствует себя реальным участником этого или иного процесса.
Так, при работе над лексикой по теме «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить.
Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно:
P1: Good morning!
P2: Good morning!
P1: Have you a red blouse?
P2: Yes, I have. Here it is.
P1: Thank you very much.
P2: Not at all.
P1: Have you a warm scarf?
P2: Sorry, but I haven’t.
P1: Good-bye.
P2: Good-bye.
Развитию навыка употребления в речи грамматических структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор по телефону».
Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием:
- Позвони по телефону и пригласи подругу к себе в гости. Обязательно узнай, что она в данный момент делает;
- Тебя приглашают в гости. Можешь согласиться или отказаться. Если не можешь прийти, обоснуй свой отказ.
- Ты - мама. Звонит телефон, ты поднимаешь трубку. Просят позвать к телефону твою дочь. Вот один из вариантов диалога, которые составили учащиеся:
M: Yes?
K: Good afternoon.
M: Good afternoon.
K: Is Olga at home?
M: Yes, she is. Who is speaking?
K: This is Kate, Olga’s friend. May I speak to her?
M: Yes, you may.
O: Yes?
K: How are you, Olga?
O: I am well, Thank you. And how are you?
K: I am well too. And what are you doing?
O: I am doing my homework. And what are you doing?
K: I am watching TV. By the way, what is our homework?
O: Exercise 4.
K: Thank you. Good-bye.
O: Bye-bye.
Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен.
Ролевая игра «Друзья» ( Friends)
Задание первому партнеру: вы - барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь.
Задание второму партнеру: вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.
Упражнения в имитации:
- I am interested in history.
- I am interested in history too.
- I’d like to go to the Trafalgar Square.
- And I’d like to go to the Westminster Abbey.
- Упражнения в подстановке. Ролевая игра « Первый визит в Лондон»
- Упражнение « побуждение- согласие» Ролевая игра « Приглашение на экскурсию»
Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?
Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.
Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию.
Задание второму партнеру: Примите приглашение вашего друга.
-Would you like to go on an excursion about Kyiv?
- Oh, good idea. I don’t mind (With pleasure).
Ролевая игра « У кассы» (At the booking- office)
Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.
Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера есть ли билеты.
Опора в виде подстановочной таблицы для первого собеседника:
Excuse me, can I have… Сan yougive me… | a ticket tickets | for | the morning passenger train the evening fast train the morning flight the evening flight the morning bus | to | Moscow Omsk Odessa Minsk |
Опора в виде подстановочной таблицы для второго собеседника:
Just a minute…
Here is a ticket…
Here are tickets…
Oh , it’s a pity. But there are no tickets for train…
Ролевая игра «You should go to the doctor (Тебе следует пойти к врачу)» Ситуация общения, предлагаемая в игре очень реальна и близка любому из учащихся, потому что интересоваться здоровьем друг друга, рассказывать о своем состоянии и обращаться к врачу за помощью приходилось, наверняка, каждому из нас.
Игровая ситуация: Imaging you’ve got a cold/a stomachache/a headache.
- Decide who will be doctors: a pediatrician and a surgeon. Decide who will be on the reception. Make three pairs of friends.
- You have got a cold/a stomachache/a headache and don’t look well. Your friend asks you about your health.
- Tell him about your problem.
- Your friend advises you to consult the doctor.
- You go to the hospital and describe your condition on the reception.
- The nurse on the reception tells you what doctor you should go to.
- The doctor asks about your health and gives some pieces of advice.
Игра в форме викторины «English –speaking countries”
Цель игры
-развитие познавательного интереса;
-привитие интереса к иностранному языку;
-расширение кругозора.
Задачи:
организовать игру в форме викторины;
развивать социокультурные компетенции;
развивать память, внимание посредством визуальных образов;
практиковать в устной речи;
Нельзя не согласиться с утверждением А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Невозможно переоценить также воспитательное значение игры, поскольку от сюжетно-ролевых игр в школе дети перейдут к социальным ролям в реальной, повседневной жизни.