Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Управление качеством образования на уроках истории

Дата публикации:

Автор:
учитель истории, МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н., город Ульяновск

Цель: В учебно-методическом комплексе ученика содержатся методиче-ские рекомендации по управлению образовательным процессом на уроках истории, определены система, место, формы, направления, содержание деятельности ученика и учителя. Основное внимание уделено планированию, контролю, регулированию, коррекции учебного материала; специальные рекомендации, вопросы для самоконтроля список дополнительной литературы помогут учащимся при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи: «Учебно-методический комплекс ученика по истории России 20 века для 11 класса», 2011 год. Задача УМК ученика – подготовить его ко всему тому, что будет происходить на уроке не только предстоящем, но и на всех последующих, так как ученик будет знать траекторию изучения темы и сам распределять свои силы и время и определять, на каком уровне он должен быть готов к каждому уроку. То есть в силу вступают субъект-субъектные отношения как основа сотрудничества ученика и учителя. Задача УМК ученика – подготовить его ко всему тому, что будет происходить на уроке не только предстоящем, но и на всех последующих, так как ученик будет знать траекторию изучения темы и сам распределять свои силы и время и определять, на каком уровне он должен быть готов к каждому уроку. То есть в силу вступают субъект-субъектные отношения как основа сотрудничества ученика и учителя.

Управление качеством образования

на уроках истории

Марина Львовна Ермолаева,

учитель истории МБОУ

гимназии №44 им. Деева В.Н.

города Ульяновска

Ульяновск, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Инновационное обучение – управление качеством образования на уроке истории.

3

  • Особые требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса

4

1.1 Методическое обеспечение деятельности учителя истории в МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.

4

1.2 Методическое обеспечение деятельности учителя истории в МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н. в условиях введения ФГОС ООО

8

2. Применение авторской технология обучения Народного учителя РФ Ю. И. Латышева

11

3 Эффективность используемых технологий

13

Заключение

16

Список использованной литературы

17

Приложение 1

Фрагмент учебно-методического комплекса ученика 9 класса

по истории России XX - начала XXI

19


Инновационное обучение (от англ. innovation нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм, использование новейших технологий.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение. Инновационная деятельность рассматривается как комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:

- содержания образования,

- форм,

- методов,

- технологий,

- средств обучения,

- системы управления.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне-развитой личности) и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.


  • Особые требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса

Цель введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как для общества в целом, так и конкретной личности учащегося – воспитание творческого отношения к миру, максимальное развитие индивидуальных способностей – предъявляет особые требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

1.1. Методическое обеспечение деятельности учителя истории в МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.

С 2006 по 2011 год гимназия №44 работала в Областной программе развития инновационных процессов в ОУ в статусе Областного научно-методического центра по теме: «Участие школьников в управлении качеством образования». В рамках данной работы мною подготовлены учебно-методические комплексы ученика, являющиеся, по сути, новой технологией обучения, направленной на создание тесного взаимодействия учителя и ученика в процессе овладения историческими знаниями:

  • «Учебно-методический комплекс ученика по истории России 20 века для 11 класса», 2011 год. Задача УМК ученика – подготовить его ко всему тому, что будет происходить на уроке не только предстоящем, но и на всех последующих, так как ученик будет знать траекторию изучения темы и сам распределять свои силы и время и определять, на каком уровне он должен быть готов к каждому уроку. То есть в силу вступают субъект-субъектные отношения как основа сотрудничества ученика и учителя.
  • «Учебно-методический комплекс ученика по истории России 20-начала 21 века для 9 класса», 2012 год.

Каждый учитель владеет определенными методами обучения и контроля, знает современные педтехнологии, умеет увлечь ребят своим пред-метом. Это он расписывает в своих тематических и поурочных планах. Но они зачастую являются «секретом» для учеников, которые со страхом ждут нового урока: что будет спрашивать учитель, какой вид контроля ожидает его на уроке, достаточно ли он готов к уроку, не случится ли чего неожиданного? Состояние ученика дискомфортно, так как все его силы уходят на борьбу со страхом.

Задача УМК ученика – подготовить его ко всему тому, что будет происходить на уроке не только предстоящем, но и на всех последующих, так как ученик будет знать траекторию изучения темы и сам распределять свои силы и время и определять, на каком уровне он должен быть готов к каждому уроку.

То есть в силу вступают субъект-субъектные отношения как основа сотрудничества ученика и учителя.

Опираясь на УМК, ученик может (должен?) быть готовым:

а) ответить на комплекс вопросов к уроку;

б) выбрать для самостоятельной работы задания конструктивного или творческого уровней.

Опираются ученики не только на учебник, но и на дополнительную литературу, список которой прилагается в теме; что помогает повысить уро-вень знаний по предмету.

в) проследить уровень усвоения темы;

У учителя есть открытый журнал, в котором он фиксирует успешность усвоения темы и в который ученики могут заглянуть на каждом уроке.

Все это помогает более глубокому усвоению материала, создает цело-стную картину в сознании ребенка и учителя, повышает качество обучения.

Одной их стратегических задач школы является доверие ученику всего, что он может сделать сам. Данный комплекс дает возможность для само-реализации, самоопределения и рефлексии. Этого можно достичь, выбрав как индивидуальное задание, так и объем и траекторию подготовки к любой теме. Кроме того, он дает возможность почувствовать ответственность за порученное учителем задание, выработать положительную мотивацию при подготовке к уроку.

Самым главным направлением в гимназии является защита, сохранение и развитие здоровья, как физического, так и психического. Комплекс призван помочь спланировать и скоординировать самостоятельную работу в летнее время, при подготовке к уроку, а также во время болезни ученика или учителя и в то время, когда школа может оказаться на карантине. Можно распределить свою работу по дням, что-то сделать на каникулах, при этом не испытывая перегрузки.

Так как уровень подготовки у каждого ученика индивидуален, то данный комплекс поможет ученику пройти весь материал, исходя из собственных возможностей. В данном комплексе задается самостоятельная работа ученика, его движение от репродуктивного уровня (учитель – учебник – ученик) к деятельностному (учебник – ученик – учитель)

В учебно-методическом комплексе ученика содержатся методические рекомендации по управлению образовательным процессом на уроках истории, определены система, место, формы, направления, содержание деятельности ученика и учителя. Основное внимание уделено планированию, контролю, регулированию, коррекции учебного материала; специальные рекомендации, вопросы для самоконтроля список дополнительной литературы помогут учащимся при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

УМК ученика позволяет применять технологию обучения, направленную на создание тесного взаимодействия учителя и ученика в процессе овладения историческими знаниями, стимулирует учителя и учеников к саморазвитию, позволяет заранее определить ориентиры развития учеников, задействует их природно-личностный потенциал, нацеливая на совершенствование речи, памяти, мышления, внимания, на повышение интереса к истории, на развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности.


1.2. Методическое обеспечение деятельности учителя истории в МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н. в условиях введения ФГОС ООО

С 2012 года МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н. является участником областной программы «Развитие инновационных процессов» в статусе Областной экспериментальной площадки согласно «Программе развития инновационных процессов в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2015-2020 годы» по теме: «Система научно-методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов гимназии в условиях введения ФГОС нового поколения».

Для методического обеспечения деятельности в условиях введения ФГОС в МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н. создана принципиально новая система научно-методической работы, обеспечивающая повышение профессиональной компетентности педагогов для решения новых задач, связанных с освоением ФГОС. В коллективе педагогов гимназии сложились единые подходы к разработке программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса, проектировании и организации образовательного процесса на системно-деятельностной основе.

Как учитель истории работаю над программно-методическим и дидактическим обеспечением учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО . Созданы рабочие программы по истории 6, 7, 8- х классов; перспективное календарно-тематическое планирование, раскрывающее педагогическую систему с позиций деятельностного подхода; проекты уроков на деятельностной основе с дидактическим обеспечением; пакеты контрольно-дидактических и контрольно-измерительных материалов для выявления образовательных достижений учащихся (предметных и метапредметных), методический инструментарий для оценивания образовательных достижений учащихся на основе единых критериев и показателей.

Рабочие программы по истории созданы на основе федеральных нормативных документов с учетом типа и вида образовательного учреждения, средств обучения, специфики контингента учащихся. Рабочие программы рассмотрены и одобрены на заседаниях методического объединения учителей истории и общественных наук. Разработана система оценки достижения конкретных планируемых результатов образования; тексты контрольных работ для проверки и оценки конкретных планируемых результатов образования, составлены комплексные проверочные работы, внедрены новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся), переработано содержание календарно-тематического и поурочного планирования с учетом использования рекомендуемых технологий деятельностного и компетентностного подхода в обучении.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает в себя:

1. нормативные документы и программно-методические материалы,

включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;

2. тематическое планирование;

3. предметные и курсовые методические пособия.

При изучении истории используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.

Учебно-методический комплекс по отечественной истории включает в себя:

1. учебник;

2. хрестоматию или сборник документов;

3. исторический атлас;

4. рабочую тетрадь и сборник заданий;

5. книгу для чтения.


2. Применение авторской технология обучения Народного учителя РФ Ю. И. Латышева

В своей педагогической деятельности применяю педагогику сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, разработанную моим коллегой, Народным учителем РФ Ю.И. Латышевым;

-тематический акцентированный конспект по каждой теме урока, авторская разработка, получившая распространение по стране;

-система призовых баллов как средство управления качеством обучения и повышения мотивации, техника, уровни сложности (у меня их 3 уровня), положение об оценке;

-самооценка текущего и долгосрочного прогнозирования на полугодие, принципы выставления оценки за урок, техника регистрации;

-система взаимного контроля учащихся в учебных группах во время устного опроса учителем учащихся, роль оценки за этот вид учебной деятельности, роль самооценки;

-наличие зачётки (она никогда не уносится из кабинета, предназначена для всех письменных работ и оценок по видам учебной деятельности). В ней расписан регламент работы на весь учебный год по следующим параметрам: самооценка на урок, домашняя работа над проектом, устный ответ учителю и на взаимном контроле, тест и призовые карточки за урок с нарастающим итогом за полугодие. Определены количественные показатели для получения оценок «5», «4» и «3». Газетный материал или электронный источник (Интернет) – право свободного выбора для получения дополнительной оценки и проверка мотивации ученика. Работа над словами-сорняками индивидуально каждым учеником занесена отдельной строкой в зачётку на каждое полугодие;

-технология «ассистент», позволяющая учителю вести урок вдвоём, интенсификация контроля знаний учащихся и расширение возможностей для дискуссий;

-повторительно-обобщающие уроки проводятся в форме «ринга», который возможен лишь при развитой системе самооценки и подготовленной инструментовке;

-все уроки с 2006 года строятся на презентации, которая демонстрируется на интерактивной доске и которую как свой проект урока предлагает для обсуждения ассистент.

-каждый урок завершается тестом, который демонстрируется на интерактивной доске, результат заносится в зачётку.

Комфортный алгоритм, разработанный Ю.И.Латышевым, для всех предметов, не позволяет на первом модуле учителю поставить отрицательную оценку – это время коррекции. По технологии Ю.И.Латышева контроль идёт на третьем модуле (час на изучение и коррекцию знаний со стороны ассистента и учителя; резко ослаб стрессогенный фактор обучения);

Личностно-ориентированный подход в преподавании истории создает благоприятный морально-психологического климата в классных коллективах.

Есть множество деталей, которые органически выстраивают алгоритм педтехнологии. Урок можно определить как учебная деятельность интенсивного контроля: ученик за урок получает три оценки: 1.домашняя работа, 2.устный ответ учителю или на взаимном контроле, 3.тест.

В гимназии действует особая форма компенсации классно-урочной системы обучения - это третий учебный поток в субботу для работы в небольших группах по ликвидации пробелов в знаниях по объективным причинам. Учителя в этот час находятся в учебных кабинетах, работают с учениками, которые самостоятельно пришли к учителю.


3. Эффективность используемых технологий

Деятельность педагогического коллектива гимназии по обновлению содержания гимназического образования сопровождалась освоением новых педагогических технологий, которые удачно вписываются в модульную организацию учебного процесса.

Динамика процесса освоения новых технологий обучения свидетельствует о продуктивности методической работы.

Активное использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, модульное обучение с использованием технологических карт, здоровьесберегающие технологии, проектные технологии и пр.) обеспечило высокое качество организации образовательного процесса.

По технологии урок относится к деятельностно-практическому типу на основе проектного метода, монологическая речь учителя очень ограничена, в силу того, что учащиеся приходят на урок с готовым оригинальным проек-том для его обсуждения. Эта педтехнология деятельностных методов обучения (вариаций у него в дидактике и практике работы учителей, вероятно, множество). В старших классах проект ученика состоит из тематического акцентированного конспекта, тезиса. Урок со мной ведёт ассистент, взявший самостоятельно тему уже до сентября . Каждый ученик берёт на себя ответственность за качество знаний, выставляя себе самооценку за письменную работу по проекту и устный ответ, что обеспечивает личностно-ориентированный подход к работе с учеником. Самооценка выставляется не только на каждый урок, но и на полугодие, что обеспечивает возможность прогнозировать результат обучения. Самооценка является фактором социализации личности: умей оценить свои возможности, предъявить свои притязания и найти средства для доказательства. Самооценка – это ответственность, которую он должен приобретать со школы.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет составить представление о том:

• как ведут себя учащиеся на занятиях,

• как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал,

• в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков,

• каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями.

Накопление достаточного количества наблюдений позволяет определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся. Но устный опрос имеет и свой недостаток, так как требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока проверить знания не более 3-4 школьников. Используя возможности составного урока в нашей гимназии, чаще всего использую фронтальный опрос на первой «тридцатке» урока и взаимоопрос на второй «тридцатке» урока, чтобы проверить знания наибольшего количества учеников.

Письменный опрос на второй «тридцатке» урока – один из ведущих методов контроля, который выполняется в течение 10 минут. Преимущество письменного опроса заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.

Контрольная работа - эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов. Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися.

Проверка домашней работы в тетрадях с печатной основой позволяет контролировать качество усвоения изучаемого материала, определять проблемы в знаниях учащихся и на основе этой информации корректировать планы последующих занятий

Тестирование в последнее время становится очень распространенным методом контроля. Тестовый контроль – это измерение обученности учеников с помощью набора стандартизированных знаний, предполагающих четкую систему оценивания результатов их выполнения. Суть тестирования заключается в постановке пред учащимися некоторой системы вопросов, ответы на которые выявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление им со стороны учителя. Это вызвано необходимостью совершенствовать содержание и технологии обучения в условиях перехода на новый государственный стандарт общего образования. Я выбрала форму перспективного тематического планирования в виде технологической карты, где учебный процесс спроектирован как целостная педагогическая система. Я использую при составлении поурочного планирования современную педагогическую технологию В.М.Монахова, авторскую технологию Народного учителя РФ Ю.И.Латышева. Данная технология включает в себя пять взаимосвязанных блоков: целеполагание, диагностика (система самостоятельных работ); логическая структура учебного процесса; дозирование домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся); коррекционная деятельность.

Заключение

В результате инновационного обучения участники образовательного процесса приобретают качество, наиболее важное для успешной деятельности в наше время, - способность гибко, нестандартно и своевременно реагировать на огромное количество изменений, непрерывно обрушивающихся на каждого из нас. Более того, - предвосхищать эти изменения и участвовать в их формировании.

Метод инновационного обучения - это ещё один шаг в решении проблемы эффективности обучения, над которой бьются сотни и тысячи специалистов во всём мире. Кардинальное решение этой проблемы будет означать начало новой цивилизации, поскольку каждый человек сможет за короткое время овладевать огромным культурным багажом, обучившись самообучению и саморазвитию.


Литература

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными

государственными образовательными стандартами общего образования «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»

2. История России в системе курсов истории: (сайт Российского исторического обществаhttpобразовательный и воспитательный потенциал

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

4. Иванова Е.О. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

6. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012. Серия «Работаем по новым стандартам».

7. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс].

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. [Текст] / [сост. Е.С. Савинов] – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)

9. Хуторской А.В. 6 этапов решения любой проблемы. Алгоритм, который выведен из опыта. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 18.07.2009 г. –

10. Хуторской А.В. Стандарты образования, сообразные человеку [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №5. –

11. Компетенции успеха в образовании. Стенограмма заседания Ученого совета Института образования человека, 27-31 сентября 2011 г. / Хуторской А.В., Король А.Д., Андрианова Г.А. и др. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. -№10.
12. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.


Приложение 1

Фрагмент учебно-методического комплекса ученика 9 класса

по истории России XX - начала XXI

Дорогой друг!

Данный учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для тебя. Количество часов на такой предмет как история ограничен 3-мя часами, а объем материала очень большой. Поэтому, я надеюсь, этот комплекс поможет тебе освоить все темы и хорошо подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.

Для самостоятельной работы в нем предложены вопросы и задания по каждой теме. Для облегчения твоей работы к каждой теме прилагаются основные исторические понятия, термины, имена исторических деятелей, а так же темы рефератов. Кроме того, даются вопросы для подготовки к ЕГЭ.

Комплекс призван помочь тебе спланировать и скоординировать свою самостоятельную работу в летнее время, при подготовке к уроку, а также во время болезни твоей или учителя и в то время, когда школа может оказаться на карантине.

В Приложении №1 представлены основные требования к уровню подготовки выпускников, критерии оценки сообщений учащихся, памятки-алгоритмы: по формированию (развитию) умения доказывать, на сравнение исторических событий и явлений, по требованиям к качеству речи, для характеристики исторической личности, к изучению материалов о революции, к изучению материалов о войнах, а также краткий терминологический словарь по истории России ХХ века.

На каждом уроке ты получишь по 2-3 оценки за разные виды учебной деятельности:

  • 1 оценка за ответ учителю,
  • 2 оценка за словарную работу, выполненную дома,
  • 3 оценка за диалог на взаимном контроле в парах,
  • 4 оценка за письменную самостоятельную работу(любой контрольный срез),
  • 5 оценка за творческую работу, рейтинговые баллы.

Все это отражается в таблице для оценок на первых страницах классной тетради:

Дата

§§

С/О

Устный ответ

Словарная работа

Контрольный срез

Призовой

балл

В 3-ей колонке данной таблицы ты выставишь самооценку своего домашнего труда перед устным ответом, которая расскажет учителю о характере твоей домашней работы, о степени твоей готовности к раскрытию темы, о сложности дополнительных вопросов, которые учитель может тебе задать, если у него появятся сомнения.

В домашней тетради по истории в словарной работе должна отражаться твоя работа над темой, понятиями, терминами. По каждой теме необходимо иметь тематический акцентированный конспект (ТАК). В представленном учебно-методическом комплексе имеется Атлас тематических акцентированных конспектов по истории России ХХ века К каждому уроку по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России XX- начало XXI века» и дополнительной литературе (список прилагается) ты заполняешь следующую таблицу:

Дата

Событие

Географическое пространство

Имена

Данная хронологическая таблица станет для тебя незаменимым помощником не только в процессе изучения истории в школе, но и при подготовке к поступлению в Вузы.

Электронную версию Учебно-методического комплекса по истории России для ученика 9 класса ты можешь взять в методическом кабинете гимназии и использовать его для подготовки к урокам и экзаменам.

Успехов тебе в изучении Отечественной истории!

Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу ученика 9 класса по истории России XX - начало XXI века учителя Ермолаевой М.Л.

Одной из важных проблем инновационной работы гимназии №44 стало создание учебно-методического комплекса учителя. Он необходим для того, чтобы плодотворно, рационально использовать возможности учебного времени на уроке и во время подготовки к нему. Но если это необходимо учителю, то еще более необходимо ученику. Учебно-методический комплекс ученика позволяет снять проблему перегрузки учащихся, оказать помощь в овладении историческими знаниями.

Разработанный комплекс позволяет решать следующие задачи:

во-первых, он освобождает время на уроке,

во-вторых, качественно улучшает подготовку домашнего задания,

в-третьих, позволяет рационально организовать домашний труд ученика.

Более того, он является фундаментом УМК учителя.

Данный комплекс состоит из трех частей:

  • Тематические разработки, построенные на основе определенной матрицы:
  • Вторая часть – это основные требования предъявляемые к ученику при изучении исторических событий.

1.1.тема урока, §

1.2.обобщение учащихся (доклад, КЛИО, проспект, тезисный конспект);

1.3.исторические понятия, термины;

1.4.историческое время;

1.5.историческое пространство; эмпирические

1.6.историческое движение; факты и явления

1.7.персоналии;

1.8.темы сочинений-миниатюр, эссе, проблемных заданий;

2.1.критерии оценки сообщений учащихся;

2.2.памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать;

2.3. памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений;

2.4.памятка-алгоритм по требованиям к качеству речи;

2.5.памятка-алгоритм к изучению материала о войнах;

2.6.памятка-алгоритм для характеристики исторической личности;

2.7.памятка-алгоритм к изучению материалов о революции.

3. Третья часть УМК представляет собой атлас тематических акцентированных конспектов по каждой теме.

Тематические разработки уроков. (Фрагмент)

Урок №11

Тема: “Февральская революция§ 10

сообщения учащихся: “Хлебные волнения”, “Отречение Николая 2”, “Упразднение полиции”, “Первые “красные похороны”;

понятия: альтернатива, дискредитация, интерпретация, двоевластие;

историческое время: 27 февраля 1917 г. - начало революции, образование Ретроградского совета, 2 марта 1917 г. - отречение Николая 2, образование Временного правительства;

эмпирические знания, факты и явления: перерастание дворцового переворота в революцию, образование двух центров власти, начало развала армии;

персоналии: Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, Н.С. Чхеидзе, М.И. Терещенко;

тема эссэ “Чем руководствовался Николай II, отрекаясь от престола?”; “У последней черты”.

Урок №12

Тема: “Первые действия Временного правительства§ 11

сообщения учащихся: П.Н. Милюков; “Кронштадская республика”, “Нота Милюкова”;

исторические понятия: аннексия, контрибуция;

историческое время: 2 марта 1917 г. - образование Временного правительства, март-апрель 1917 г. - первые мероприятия Временного правительства;

эмпирические знания, факты и явления: старые проблемы в новых условиях, появление новых противоречий, начало распада государства

персоналии: П.Н. Милюков;

тема экзаменационного реферата “Февральская революция”;

тема эссэ “Первые действия Временного правительства - демократия или диктатура?”.

Урок №13

Тема: “Курс большевиков на социалистическую революцию. Обострение политической обстановки § 12

сообщения учащихся: “Июньская демонстрация”, “Июльские события”, “Костлявая рука голода”;

понятия: реформа, социальная опора;

историческое время: апрель-июнь 1917 г. - кризис Временного правительства, июнь 1917 г. - 1 съезд Советов, наступление русской армии;

эмпирические знания, факты и явления: усиление размежевания внутри лагеря “февральских” революционеров, Временное правительство начинает терять социальную опору;

персоналии: В.И. Ленин;

тема эссэ “В чём причина кризисов Временного правительства?”

Урок №14

Тема: “Большевики берут власть” § 12

сообщения учащихся: “Корниловское выступление”, “А.Ф. Керенский”, “Взятие Зимнего дворца”

понятия: левые эсеры;

историческое время: 25 октября 1917 г. - 2 съезд Советов, большевики захватывают власть;

эмпирические знания, факты и явления: складывание общенационального кризиса, банкротство политики Временного правительства, вооруженное восстание в Петрограде как новый толчок в продолжении революционного процесса, формирование новых органов власти;

персоналии: К.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, А.И. Рыков, В.И. Ленин;

тема сочинения-миниатюры “Октябрьский переворот 1917 года или социалистическая революция?”;

тема экзаменационного реферата “Революционный 1917 г. - смена политических режимов”;

экзаменационный вопрос “1917 год в России (основные события, их характер и значение”).

Урок №15

Тема: “Первые месяцы большевистского правления” § 13

сообщения учащихся: “Обстрел Кремля”, “Печать после Октября”, “А. Нагловский о Ленине”;

понятия: комиссариат, комиссар, Учредительное собрание, РККА, ВЧК, ВЦИК;

историческое время: 29 октября-1 ноября 1917 г. - выступление Керенского-Краснова; 3 ноября 1917 г. - установление советской власти в Москве, ноябрь 1917 года - выборы в Учредительное собрание, 5-6 января 1918 г. - созыв и разгон Учредительного собрания, июль 1918 г. - 5 съезд Советов, принятие Конституции РСФСР, 6 июля 1918 г. - выступление левых эсеров;

эмпирические знания, факты и явления: Россия поделена между большевиками и националистами, формирование разнообразных очагов сопротивления большевикам, укрепление большевистского аппарата власти, складывание однопартийной системы, превращение Советов в ширму большевистской диктатуры;

персоналии: Я.М. Свердлов, Н.В. Крыленко, А.М. Каледин, П.Н. Краснов, А.И. Дутов, Н.Н. Духонин, М.А. Спиридонова.

Урок №16

Тема: “Социально-экономическая политика большевиков. Внешняя политика большевиков§ 14

сообщения учащихся: “Советская власть и “учредиловка”, “Борьба вокруг состава советского правительства”, “Докладная записка Гавриила Мясникова”;

исторические понятия: национализация, продовольственная диктатура, продотряды, сепаратный мир, мировая революция, левые коммунисты, ультиматум;

историческое время: декабрь 1917 г. - создание ВСНХ, май 1918 г. - введение продовольственной диктатуры, 3 марта 1918 г. - Брестский мир;

эмпирические знания, факты и явления: проведение гигантского эксперимента в социально-экономической сфере, назревание новых проблем и чрезвычайные меры по их разрешению, курс на мировую революцию и первая осечка - Брестский мир;

персоналии: Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин;

тема экзаменационного реферата: “Первые месяцы большевистского правления”;

тема сочинения-миниатюры “Почему, придя к власти, большевики отказались от первоначальной тактики и перешли к “красногвардейской атаке на капитал”?”.

Наши новости:

Разместить свою публикацию