Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………… 3 стр.
1.1. Введение………………..………………………………………… 3 стр.
1.2. Цели и задачи…………………………………………………. … 4 стр.
1.3. Режим и формы занятий. Количество часов программы..………. 6 стр.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы театральной деятельности……………………………………………….. 7 стр.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы…………………….. 7 стр.
2.2. Ожидаемые результаты………………………………………….... 7 стр. 2.3. Критерии оценки……………………………………………………. 7 стр.
3. Методическое обеспечение…………………………………….….. 8 стр.
3.1. Материально-техническое обеспечение……………………………… 8 стр.
4. Планирование ………………………………………………………. 9 стр.
4.1.Учебный план 7 класс……….……………………………………….…. 9 стр.
4.2.Учебно-тематический план 7 класс……………………………….…. 9 стр.
4.3.Учебный план 8 класс ………………………………………….….. 10 стр.
4.4.Учебно-тематический план 8 класс……………………………….…. 10стр.
4.5.Учебный план 9 класс ………………………………………….……. 12 стр.
4.6.Учебно-тематический план 9 класс…………………………….……. 12стр.
5.Содержание программ…………………………………………………. 14стр.
5.1.Содержание программы 7 класс …………………………..………….. 14стр.
5.2.Содержание программы 8 класс ………………………………..…….. 15 стр.
5.3.Содержание программы 9 класс ………………………………..……… 16стр.
6.Список литературы………………………………………………….…. 17стр.
6.1. Список Интернет-ресурсов……………………………………..……… 18 стр.
6.2. Техническое сопровождение…………………………………………… 19 стр.
7.Приложение………………………………………………………………... 20 стр.
7.1.Занятия с детьми…………………………………………………………. 20стр.
7.2. Сценарий школьного театра здоровья (2012 г.)……………………… 31 стр.
7.3.Фотоотчет……………………………………………….………….……. 34 стр.
Пояснительная записка
...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
1.1. Введение.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат обучающихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Актуальность и новизна:
Специфика санаторной школы-интерната такова, что дети здесь не только обучаются, но и лечатся. Причем, укрепление здоровья детей, является главной задачей нашей школы. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к ухудшению показателей здоровья школьников, увеличением распространения заболеваемости туберкулёзом, лечение в школе проходит по полугодовому циклу, чтобы охватить большое количество детей, нуждающихся в санаторном лечении. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок не только тренирует артикуляционный аппарат, но и одновременно укрепляет своё здоровье.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию педагога и обучающихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности обучающегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Учитывая всё это, я убедился в том, что в нашей школе должен быть такой театр, и он должен стать одной из ярких страниц в истории школы. Создание театра в школе решает сразу несколько задач: организация свободного времени детей, подготовка и организация праздников и в конечном результате всё это способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Кроме того, театр-это путь не только для воспитания у детей творчества, он даёт мне, как педагогу, многое для раскрытия души мальчишек и девчонок, что позволяет решать мне свои воспитательные задачи. Я понимаю, что не все дети захотят быть «артистами», но моя программа рассчитана на каждого. Главное-это будет коллектив единомышленников. Каждый из детей индивидуален, как и взрослые. Я это учитывал, создавая свою программу.
Я убежден в том, что, только познав трудности своей «работы» в школьном театре, дети смогут оценить себя сами, свои способности, и, может быть, в дальнейшем выберут для себя правильную дорогу в жизни. Увидев результаты своих усилий, они поймут, что совершают доброе дело по отношению к себе и другим. Надеюсь, что это поможет им и в учёбе.
Нормативно-правовой и документальной базой программы театральной деятельности являются:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
3. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат».
1.2. Цели и задачи
Цель программы:
Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Для достижения вышеизложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- создать условия для реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
- получать навыки актерского мастерства;
- способствовать реализации потребностей детей в общении и познании окружающего мира;
- организовать регулярные занятия по развитию речи;
- развивать в студийцах фантазию и творческое видение;
- работать над сценическим движением;
- создать атмосферу доброжелательности.
Успешное решение поставленных задач на занятиях в нашей школе-интернате возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к театральному искусству считаются следующие:
-принцип доступности и индивидуализации
(учет возрастных особенностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий, учет индивидуальных особенностей ребенка);
-принцип постепенного повышения требований
(постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, выполнение ребенком все более трудных новых заданий);
-принцип систематичности
(непрерывность и регулярность занятий);
-принцип сознательности и активности
(обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим действиям);
-принцип повторяемости материала
(занятия требуют повторения вырабатываемых навыков);
-принцип наглядности
(при разучивании упражнения, новых ролей наглядность, т.е. безукоризненный практический показ педагогом, это один из основополагающих принципов);
метод показа;
словесный метод;
музыкальное сопровождение, как методический прием (умение согласовывать движение с музыкой);
импровизационный метод (развитие творческих способностей);
метод иллюстративной наглядности;
игровой метод;
концентрический метод (позволяет возвращаться к пройденному материалу, но уже усложняя его).
1.3. Режим и формы занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут в игровой комнате, специально предназначенной для внеурочной деятельности с детьми. Также может использоваться актовый и хореографический залы и сцена для репетиций инсценированных представлений и самих представлений.
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.
Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы театральной деятельности
2.1. Требования к уровню подготовки:
К концу обучения дети должны приобрести следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
2.2. Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Участие в общешкольных и классных праздниках.
2.3. Критерии оценки:
Главным критерием в оценке деятельности участника театрального кружка является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, театральной постановке, или выступление в качестве ведущего концертной программы.
Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.
3. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.
В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:
● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);
● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);
● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);
● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).
3.1. Материально-техническое обеспечение:
• помещение для занятий;
• ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
• фонотека (фонограммы в записи);
• DVD с фильмами;
• ПК;
• Проектор.
4. Планирование.
4.1.Учебный план.7 класс.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | теория | практика | ||||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |||||
1 | Театральная игра | 8 | 1 | 7 | ||||
2 | Культура и техника речи. | 11 | 1 | 10 | ||||
3 | Актерское мастерство | 14 | 2 | 12 | ||||
4 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | ||||
| Итого: | 35 | 4 | 31 | ||||
4.2. Учебно - тематический план 7 класс.
Цель: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.
Категория слушателей: обучающиеся 7 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 35 часов в год.
№ | Раздел | Тема | количество часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | «Игра на знакомство» | 1 | ||
1 | Театральная игра | Игры на развитие памяти Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 1 | 2 |
Этюды на выразительность жестов. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 2 | |||
Этюды с воображаемыми предметами . Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. | 1 | |||
Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. | 2 | |||
2 | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика | 2 | |
Тренинги правильной дикции | 2 | |||
Дыхательные упражнения | 2 | |||
Речь в движении | 2 | |||
Говорим четко, понятно, громко. Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 2 | |||
Голос и речь человека | 1 | |||
3 | Актерское мастерство | Театр здоровья | 6 | |
Инсценировка сказок | 2 | |||
Актер и его роли | 1 | 1 | ||
Постановочный цех театра | 2 | |||
Мастерская грима | 1 | 1 | ||
4 | Итоговое занятие | Показ спектакля | 1 | |
Итого: 35 | 4 | 31 |
4.3. Учебный план. 8 класс.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | теория | практика | ||||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |||||
1 | Театральная игра | 7 | 7 | |||||
2 | Культура и техника речи. | 12 | 12 | |||||
3 | Актерское мастерство | 14 | 4 | 10 | ||||
4 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | ||||
| Итого: | 35 | 4 | 31 | ||||
4.4. Учебно - тематический план 8 класс
Цель: Формировать умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, расширять положительный опыт взаимодействия с окружающими людьми
Категория слушателей: обучающиеся 8 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 35 часов в год.
№ | Раздел | Тема | количество часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | «Игра на знакомство» | 1 | ||
1 | Театральная игра | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 3 | |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 2 | |||
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 2 | |||
2 | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика | 2 | |
Тренинги правильной дикции | 2 | |||
Дыхательные упражнения | 2 | |||
Привычки дурного тона. (Этикет) | 2 | |||
Говорим четко, понятно, громко Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 2 | |||
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 2 | |||
3 | Актёрское мастерство | Театр здоровья. | 1 | 6 |
Знакомство со сценарием сказки в стихах. Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 | 1 | ||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 | 2 | ||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 1 | 1 | ||
4 | Итоговое занятие | Показ спектакля | 1 | |
Итого: 35 | 4 | 31 |
4.5. Учебный план. 9 класс.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | теория | практика | ||||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |||||
1 | Театральная игра | 8 | 2 | 6 | ||||
2 | Культура и техника речи. | 11 | 1 | 10 | ||||
3 | Актерское мастерство | 14 | 1 | 13 | ||||
4 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | ||||
| Итого: | 35 | 4 | 31 | ||||
4.6. Учебно - тематический план 9 класс
Цель: Способствовать развитию навыков публичного выступления, учить согласовывать свои интересы с интересами окружающих; приходить к общему решению.
Категория слушателей: обучающиеся 9 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 35 часов в год.
№ | Раздел | Тема | количество часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | «Игра на знакомство» | 1 | ||
1 | Театральная игра | Игры на развитие памяти | 1 | 2 |
Этюды на выразительность жестов | 2 | |||
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 | |||
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | 1 | 1 | ||
2 | Культура и техника речи. | Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. | 2 | |
Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. | 2 | |||
Подготовка и показ сценических этюдов. Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 2 | |||
Речь в движении | 2 | |||
Говорим четко, понятно, громко Голос и речь человека | 1 | 2 | ||
3 | Актёрское мастерство | Театр здоровья. | 4 | |
Знакомство со сценарием . | 2 | |||
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 1 | 2 | ||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | 2 | |||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 2 | |||
4 | Итоговое занятие | Показ спектакля | 1 | |
Итого: 35 | 4 | 31 |
5.Содержание программ
5.1. Содержание программы.7 класс.
Вводное занятие.
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
Театральная игра.
Игры на развитие памяти
Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.
Этюды на выразительность жестов.
Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.
Этюды с воображаемыми предметами.
Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.
Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика
Тренинги правильной дикции
Дыхательные упражнения
Речь в движении
Говорим четко, понятно, громко.
Этюд “Звуковые потешки с речью”.
Чтение стихотворения.
Голос и речь человека
Актерское мастерство.
Театр здоровья
Инсценировка сказок
Актер и его роли
Постановочный цех театра
Мастерская грима
Итоговое занятие.
Показ спектакля
5.2. Содержание программы. 8 класс.
Вводное занятие.
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
Театральная игра.
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки.
Отработка сценического этюда «Обращение»
(«Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика
Тренинги правильной дикции
Дыхательные упражнения
Привычки дурного тона. (Этикет)
Говорим четко, понятно, громко
Этюд “Звуковые потешки с речью”.
Чтение стихотворения.
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фото своих близких.
(«Людей неинтересных в мире нет»)
Актерское мастерство.
Театр здоровья.
Знакомство со сценарием сказки в стихах.
Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов,
музыкального сопровождения.
Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций
и костюмов.
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки.
Репетиция.
Итоговое занятие.
Показ спектакля
5.3. Содержание программы. 9 класс.
Вводное занятие.
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
Театральная игра.
Игры на развитие памяти
Этюды на выразительность жестов
Создание сценических этюдов.
(«В такси», «На улице, в транспорте, в лифте»,
«В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.
Культура и техника речи.
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния.
Речевой этикет.
Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и
жесткость речи.
Подготовка и показ сценических этюдов.
Этюд “Звуковые потешки с речью”.
Чтение стихотворения.
Речь в движении
Говорим четко, понятно, громко
Голос и речь человека
Актерское мастерство.
Театр здоровья.
Знакомство со сценарием .
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого
из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
Репетиция отдельных эпизодов.
Подбор музыкального сопровождения к сценарию.
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями,
с музыкальным сопровождением.
Итоговое занятие.
Показ спектакля.
6. Список литературы
Список литературы для учащихся
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 2008.
- Алексеевская Н. «Домашний театр». Москва: «Лист», 2010г.
- Ершова А.П. Букатов В.М.. Актерская грамота подросткам. 2009.
- Книга для детей и их родителей. Что такое театр. М., 2010.
- Мирясова В.И. «Играем в театр». Москва: «Гном-Пресс», 2009г.
- Петров И. “Передавалки” .М., 2012
- Петров И. “Веселые превращения” .М., 2012
- Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
- Рус. нар. сказки «Теремок», «Колобок»
- Синицина Е. «Игры для праздников». Москва: «Лист», 2009г.
- Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 2008
Список литературы для педагогов
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение( 6-е изд, перераб. и доп.) М.: Искусство, 2008.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 2008.
- Береза А. «Неправильная сказка», «Штучки-привидючки», XXI в., 2013 г.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2009. – 200 с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2009.
- С.А. Клюнеева, Е.Х. Афанасенко, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов «Детский музыкальный театр». – Волгоград, «Учитель» 2009 год
- Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М.: Просвещение. 2008.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие.-М,2008
- Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 2011.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2009. – 72 с.
- Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2010 – 139 с.
6.1. Список Интернет-ресурсов
1.http://nsportal.ru
2. http://informashion.pldetstva.edusite.ru/p19aa1.html
3.www.shkola55perm.narod.ru/fgos/fgos12.doc
5. http://festival.1september.ru/articles/533618/
6. http://school43.tomsk.ru/files/img/file/pr7.doc
7. http://br.klaksona.net/index.php
9. http://zverlinum.livejournal.com/
10. http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
11. http://www.theatre-library.ru
12. http://anukhinarita.jimdo.com/
14. http://schooltheater.info/
6.2. Техническое сопровождение:
фильмы:
- «Снегурочка», киностудия «Союзмультфильм», экранизация пьесы А. Н. Островского
- фильм А.Птушко «Сказка о царе Салтане»
- сказки А.Роу «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Марья-искусница» и др.
- мультсериал «Маша и медведь» год: 2009, страна: Россия, режиссер: Олег Кузовков, Денис Червяцов, Олег Ужинов
- мультсериал «Смешарики» год: 2004-2012, страна: Росс