Создание и развитие временного детского коллектива в Центре дополнительного образования.
Создание временного детского коллектива (ВДК) – сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Исследования, проведенные педагогами К.Н. Травиным, А.И. Лутошкиным, Т.Н. Мальковским, Л.К. Кленевской и другими показывают, что ВДК при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития и сплочения.
Коллектив (от лат. собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно – значимых целей, общих ориентаций, совместной деятельности и общения (Б.Л. Вульфсон).
Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений, одного общего дела.
ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА
КОЛЛЕКТИВ ГРУППА ДЕТЕЙ | |||||
отношения ответственной зависимости | единая общественно – значимая цель | ||||
органы самоуправления | совместная общественно – полезная деятельность | ||||
В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии – контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике – организованные общности детей и взрослых.
Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива оказывает одно общее дело, одна общая цель. Занимаясь одним делом, ребята приобретают опыт общения, необходимый для формирования личности.
Основная цель работы педагога с детьми заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреплении дружественных отношений в детском коллективе.
Сплочение детского коллектива непростая, но в тоже время увлекательная работа, которая во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию.
Развитие коллектива начинается с «нулевой точки, когда коллектива, по сути, ещё нет, а есть организационная единица – студия, которая состоит из разных возрастов детей». Начинается начальная стадия формирования коллектива, период адаптации. В этот период нужно ребят познакомить друг с другом, чтобы каждый мог узнать о другом как можно больше, поэтому хорошо провести «Вечер знакомств», где ребята в форме игры могут рассказать о себе. Как правило, проводятся игры на знакомства: «Что в имени моём…», «Цветик – семицветик» и другие.
В основной период развития детского коллектива происходит самореализация каждого члена коллектива. В этот период проводятся мероприятия, направленные на сплочение и развитие коллектива и личности в коллективе. Можно подготовить и провести «Праздник игры», где ребята поиграют в игры на сплочения коллектива, такие как: «Снежный ком», «Дрозд», «Семейное фото» и другие.
В заключительный период проводятся мероприятия, направленные на оценку полученных детьми знаний и умений, индивидуальных и коллективных достижений. Главное мероприятие – это творческий отчет, выставка работ.
Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: первое - нужно вовлекать всех детей разнообразную, содержательную совместную деятельность; второе - необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив. Нужно так организовать воспитательную работу в студии, чтобы на протяжении всего учебного процесса было как можно больше совместных и интересных дел и мероприятий, где ребята смогли не только поучаствовать, но и стать организаторами общего дела. Для этого в процессе подготовке к мероприятию можно распределить ребят по группам (2 - 3 человека) и поручить подготовить то или иное задание.
Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов, оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.
Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является создание оптимальных условий для формирования детского коллектива. При организации коллективной деятельности в студии педагогу необходимо организовать работу так, чтобы каждый ребенок мог принять участие, и проявить себя в подготовке какого-либо мероприятия.
Любой коллектив не должен стоять на месте, он должен развиваться и двигаться вперед. Это процесс, несомненно, усложняет работу педагога, но и в тоже время без этого коллектив не может существовать, как единое целое. Совместное творческое дело способно сплотить коллектив, подружить ребят.
В процессе формирования коллектива педагог играет ключевую роль, он создаёт условия, при которых проявляются творческие способности, ответственность, самостоятельность, а ребята, включаясь в активную деятельность, вступают в отношения сотрудничества.
Для полноценной работы по развитию и созданию детского коллектива педагог должен иметь опыт практической работы и хорошую теоретическую подготовку, для этого он должен повышать собственную квалификацию, вести самостоятельную исследовательскую работу. Условия работы с детским коллективом требуют от педагога умения не только организовать ребят для какого-то дела, но и жить, органически существовать в тесном взаимодействии с ребятами, жить их идеями и заботами.
Библиографический список:
1.Марзоева Э.В., Горбачев С.А. «Педагогика временного детского коллектива»,- Владивосток, Всероссийский детский центр «Океан», 2002 год.