Движение – это жизнь! Это неоспоримый факт, который не нуждается в доказательствах.
В человеке с момента рождения заложено стремление двигаться. Более 25 лет наблюдая за детьми разных возрастов, к сожалению, приходится осознавать горькую истину - с приходом детей в школу их двигательная активность значительно снижается. А ведь развитие человека - это, прежде всего, результат именно движения. При движении обеспечивается крепость мышц, укрепляется нервная система, повышается жизненный тонус, работоспособность и стрессоустойчивость организма. Чем больше времени дети просиживают за партой, тем необходимее им физкультурные занятия, которые призваны компенсировать недостаток движений в период относительного двигательного покоя. Почему же любимый предмет учащихся младших классов - физическая культура - к моменту окончания школы у большинства переходит в разряд, мягко говоря, не столь любимых и неохотно посещаемых? Как же сохранять у детей любовь и постоянное желание физической активности, которая является главной составляющей здорового образа жизни? Я ищу ответ на этот вопрос на протяжении всего периода моей работы в школе и стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы сформировать у детей осознанную потребность в двигательной активности как основу формирования здорового образа жизни.
Анализ состояния здоровья учащихся нашей школы, показывает, что только 20-25 % детей, приходящих в школу практически здоровы. Остальные дети имеют ряд проблем со здоровьем, особенно они касаются зрения, проблем, связанных с осанкой, слабым иммунитетом, поэтому формирование у учащихся стремления к здоровому, физически активному образу жизни одна из первостепенных задач школьного образования.
Навыки здорового образа жизни можно сформировать только на основе систематической целенаправленной работы всего педагогического коллектива школы, родителей и самих детей.
Основу системы физического воспитания в МАОУ “СОШ №32” составляет Комплексная программа физического воспитания учащихся, которая является частью Программы развития нашего образовательного учреждения. На этой программе основывается и моя профессиональная деятельность.
В моем понимании осуществлять физическое воспитание детей в школе это значит:
уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Основой роста профессионального мастерства педагога является его научно-методическая работа. В ходе научно-методической деятельности анализируя практический опыт физического воспитания в школе № 32 нами были выявлены следующие противоречия:
- между распространенным малоподвижным образом жизни (особенно обучающихся 2-3-й ступени) пренебрежительным отношением отдельных школьников старших классов к урокам физкультуры и возросшими требованиями к укреплению исохранению их здоровья;
- между выбранным современным обществом курсом на здоровый образ жизни и отсутствием образовательных технологий физического воспитания, способных обеспечить запросы общества.
Эти противоречия определили основную проблему – формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании процесса воспитания физической культуры направленного на формирование устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности на основе спортивно-игрового интереса.