Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

43230

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Эссе "Быть рядом с учеником, вместе с учеником, впереди ученика"

Дата публикации: 08.03.16

Автор:
Николаенко Татьяна Юрьевна учитель истории, МБОУ Гимназия города Ливны, Орловская область город Ливны

«Не забывайте того хорошего, что вы умеете,

а чего не умеете, тому учитесь»

(Владимир Мономах)

Окончился ещё один рабочий день. Возвращаюсь с работы домой. Впереди идет молодая современная мама: модная куртка, высокие сапоги на тонком каблуке... От нее отстал двухлетний малыш: широко открытыми глазами он смотрит на красавицу елку и … попадает в лужу! Незамедлительно следует комментарий мамы: «Смотри, куда лезешь!» Вот таким образом воспитывает новое поколение своих детей. Как воспитывает? Чему учит в этой жизни личным примером?! И невольно я задаю себе вопрос: «Думает ли эта молодая мама, как через некоторое время отнесется к ней ее взрослый сын, нынешний малыш?» И сама же на него отвечаю: «Не думает! Она молода и считает, что вся жизнь у нее впереди, а ее малыш всему научится сам!» В глубине моей души рождается вулкан. Мне очень хочется ей сказать: «Остановись! Полюбуйся той природной красотой, которую заметил твой ребенок. Подумай, как мудр твой малыш, обративший на это внимание!.. Он добр, терпелив, умен. Не заглуши в нем это прекрасное начало, помоги развиться дальше! Поговори со своим малышом, потрогайте вместе зеленые иголочки, понюхай нежный хвойный аромат, порадуйся вместе с ним приближающемуся празднику. В ваши души придет благодать. Ты ведь умеешь интересно рассказывать. Ты, наверняка, можешь увлечь. Знаешь, как избежать многих ошибок. Научи этому своего ребенка! Полюби его, как любишь себя. Любовью нельзя испортить. Не закрой его сердце миру, дай волю его чувствам. Пусть его душа, как цветок, расцветет. Не навреди ему!»

Внутренний мой учительский диалог со случайным собеседником – не редкость для меня. Ведь учитель – это не только и не столько профессия, сколько состояние души, миросозерцание и мировосприятие через Сердце Ума, Души и Совести. Отсюда и мои частые размышления: о себе, о своей профессии, о том, что я умею, и чему мне предстоит научиться; о том, что важно и значимо для отдельного моего ученика и всех их вместе.

Каждому человеку дан драгоценный дар жизни, как возможность пройти многочисленные уроки, получить определённый опыт и стать мудрее. Помогают нам в этом наши учителя. Понятие «учитель» с древнейших времён считалось священным, а воспитание ребёнка – самым сложным занятием. Поэтому воспитанием и обучением подрастающего поколения во все времена занимались самые знающие, опытные и способные к этому люди. Еще в первобытном обществе детей к взрослой жизни готовили старейшины и вожди племен. В странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции - наиболее умные и талантливые горожане, в Риме учителей назначал император из числа самых образованных, знающих чиновников. Мастерами грамоты называли талантливых учителей-самоучек на Руси.

Жизнь стремительно летит вперед, и я часто задаюсь вопросом: какими же качествами должен обладать современный учитель сегодня и сама же на него отвечаю. Конечно же, в первую очередь он должен любить своих учеников и иметь глубокие знания по своему предмету, но при этом и обладать бесконечным терпением. Я согласна с В. А. Сухомлинским, слова которого сегодня особенно актуальны: «Чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать в себя море знаний, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Безусловно, современному учителю необходимо постоянно учиться самому, иначе он не сможет выполнить своего предназначения в стремительно меняющемся мире. А еще необходимо уметь сочувствовать, сопонимать, сотрудничать.

Мне кажется очевидным, что самый известный и главный принцип «не навреди ученику» никогда не потеряет своей актуальности. Он и в моей педагогической практике является одним из определяющих. В сочетании с другим принципом: «никогда ничего не делай за ученика» помогает не только мне добиваться успешности в своей профессиональной деятельности, но и удовлетворенности моих учеников своей учебной деятельностью. Я направляю их, подсказываю, вдохновляю, но ничего за них не делаю. Иначе мой ученик ничему не научится. А если он не научится, тогда зачем я? Вопрос риторический.

В основе моей педагогической деятельности лежит только позитивное отношение к ученикам. Я понимаю, что научить всех и сразу нельзя – это закон природы, - и беру себе в союзники время. Это помогает мне вести учеников шаг за шагом, радоваться их успехам и одновременно видеть то, что впереди. Убеждена, любовью и профессионализмом нанести вред нельзя. Я вижу в каждом своём ученике личность со своим мировосприятием, миропониманием и мировоззрением. Каждый ребенок уникален, и именно так к нему надо относиться лишь только для того, чтобы выполнить великое своё предназначение учителя. Считаю, что мне это удаётся.

Вот уже около тридцати лет моя жизнь связана с детьми, и никогда об этом не пожалела. Всегда стараюсь находиться рядом, когда мои ученики проходят трудный путь собственного становления. Стремлюсь помочь каждому из них найти свою тропу, не тяну его за руку на гору, а помогаю преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами». И я учусь. Учусь вместе идти по тернистому и одновременно светлому пути знаний, приобретать жизненный опыт, зная, что за улыбками, цветами, радостью будут напряженные учебные будни и каждодневный кропотливый труд. И я учу. Учу детей не только словом, но и личным примером, учу не останавливаться в познании всего нового, максимально раскрывать свои творческие возможности, ценить свою уникальность и неповторимость, уметь делать нравственно оправданный выбор. Я оптимистично смотрю в будущее и верю в то, что подростки из нашумевшего когда – то фильма «Школа» останутся только действующими лицами.

Возвращаюсь мыслями к увиденному на улице эпизоду и понимаю, «пока душа болит» - я Учитель.

Скачать публикацию Скачали: 212 раз

Способы оплаты

Линии