Дети с ограниченными возможностями здоровья
в условиях школы
В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Воспитывать и обучать социальным навыкам ребенка необходимо с самых ранних лет. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать образовательные учреждения.
По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает человеку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обучающегося испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Из опыта работы могу сказать, что одним из важнейших направлений в работе педагога является создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в школе. Педагогу следует иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто затрудняются и стесняются попросить о помощи у взрослого, оставаясь один на один со своими проблемами. Необходимо привлекать ученика с особенностями развития в общественную жизнь класса, к участию в различных конкурсах это поможет ему приобрести определенные навыки, стать социально адаптированным.
Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми, у которых есть особенности в развитии, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению, проявлению таких черт характера, как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Для того, чтобы сверстники не акцентировали внимание на дефекте, активно взаимодействовали с особенным ребёнком, необходим определенный стиль поведения взрослых, демонстрирующий толерантный способ отношения к нетипичному ребёнку (в первую очередь со стороны педагогов и родителей). Не типичный ребёнок может вызвать множество вопросов со стороны сверстников, в связи с присущей любознательностью и необычностью ребёнка. В этой ситуации педагоги должны честно ответить на вопросы сверстников, корректно, соблюдая такт.
«В обществе есть разные люди — здоровые и люди с ограничениями. У здоровых детей при правильно выстроенных отношениях в духе сотрудничества формируется отношение к детям с ограничениями как к обычным членам общества. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с детьми, которые являются достаточно эффективными. Одной из таких форм и являются совместные мероприятия, которые регулярно организовываем мы педагоги, такие как «Веселые старты», «Дружные, Сильные, Смелые» «Очумелые ручки» и другие. .
И у нас уже есть маленькие победы за учебный год посещения школы ребенок с ОВЗ на равных принимается детьми и участвует в общественной жизни класса, принимает участие в различных конкурсах и завоевывают дипломы.
Таким образом, перед педагогами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.
подготовил учитель физической культуры
Канзафаров Н.С.