ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков»
Автор:
Лопаткина Кристина Александровна,
педагог-психолог
Нижневартовск, 2017 год
1.Пояснительная записка
Современные стандарты образования предполагают воспитание человека нового поколения, владеющего рядом компетентностей. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов: «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание». По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. Данный проект является одной из ступеней воспитания человека нового поколения: умеющего мыслить, отвечать за свои поступки, конструктивно строить свои взаимоотношения с другими людьми, с активной жизненной позицией, способного транслировать свой опыт окружающим.
Таким образом, проект предполагает содействие гармонизации межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.
Данный проект реализуется через: применение восстановительных технологий для разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, использование активных методов обучения подростков (проблемных, поисково-конструктивных); организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).
2.Актуальность
Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.
«Процветающий» культ насилия в повседневной жизни, СМИ, социальных сетях; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей и современных подростков. И как результат – ассертивность замещается агрессивностью.
Конфликтные ситуации происходят среди школьников очень часто, особенно среди подростков в силу их возрастных особенностей. Этот факт подтвердился, когда в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся 5-8 классов на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %).
Наша школа не является исключением, и, как в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении подходов к решению конфликтных ситуаций в образовательной среде, взаимодействия внутри нее, поиске новых путей трансформации и развития.
Эти факты побудили к созданию в нашем образовательном учреждении Службы Школьного Примирения, которая осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса основанной на применении метода школьной медиации.
В качестве ведущих в службе с помощью анкетирования были определены подростки 7-8 классов – волонтеры – медиаторы, которые осуществляют профилактическую деятельность по предупреждению конфликтов в школьной среде под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходил специальное обучение.
Новизна проекта заключается в применении метода школьной медиации в образовательном пространстве, использовании восстановительной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, привлечения подростков-волонтеров в работу Школьной Службы Примирения.
Цель проекта: гармонизация межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.
Задачи проекта:
организовать деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках Школьной Службы примирения в контексте имеющейся образовательной среды;
обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
- осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков;
Методы реализации проекта
- анкетирование,
-тренинговые занятия;
-ролевые игры;
-деловые игры;
-наглядно – практические;
-психотехнические упражнения;
-КСО (коллективный способ обучения)
-метода школьной медиации
Гипотеза
Если обучить школьников – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч, тренингов, то это будет способствовать гармонизации межличностных отношений младших подростков в образовательном социуме.
3.Сроки и этапы реализации проекта
Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2014 по 2017 год
Этапы | Направления работы |
I этап подготовительный (сентябрь- ноябрь 2014 год) |
ØДиагностико - исследовательская работа |
II этап основной (декабрь – февраль 2014-2017 год) |
|
III этап заключительный ( март-апрель 2017 год) |
|
4. Предполагаемый состав участников проекта
Проект рассчитан на различных субъектов образовательного пространства: обучающихся 5-8 классов, их родителей, педагогов.
5.Ресурсное обеспечение образовательного проекта.
Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:
- заместитель директора по учебно-воспитательной;
- социальный педагог;
- педагог- психолог;
- педагог-организатор;
- классные руководители.
Материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, интернет-ресурсы, компьютерный класс, сайт учреждения, мини-типография, актовый зал, видеокамера, цифровой фотоаппарат, канцелярские принадлежности, методическая литература по проблеме.
Минимальные требования к материально-техническому обеспечению: наличие персонального компьютера, принтера, сканера, выхода в сеть Интернет.
6. Ожидаемый результат
- воспитание установок толерантного сознания подростков;
- гармонизация межличностных отношений младших подростков в школьной среде
снижение конфликтогенности, профилактика девиантного поведения в школьном социуме;
улучшение микроклимата в классных коллективах;
обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
трансляция опыта через выпуск буклетов, памяток, видеороликов для педагогов и школьников;
Эффективность реализации образовательного проекта с точки зрения полученных результатов подтверждается количественными показателями:
1.Положительная динамика в сформированности толерантности подростков - 25 %.
2.Улучшение показателей психологического климата в классных коллективах 5-8 классов образовательного учреждения.
3.Положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности подростков составила 32%.
4.Уменьшение агрессивных проявлений в поведении подростков на 17 %.
5. У подростков, родителей, педагогов отмечается заинтересованность в значимой деятельности.
Количественные показатели участников педагогического проекта.
Год | Участие педагогов в педагогическом проекте | Участие родителей в педагогическом проекте | Участие обучающихся в педагогическом проекте |
2014-2015 | 2 | 0 | 2 |
2015-2016 | 4 | 2 | 6 |
2016-2017 | 6 | 4 | 12 |
Риски связаны:
- с недостатками в координации действий различных субъектов вне школы;
-с недостаточной методической оснащённостью образовательного учреждения по проблеме.
7.Перспективы дальнейшего развития проекта.
- вовлечение старших школьников в клубную деятельность;
- расширение волонтерского движения;
- увеличение количества учителей, родителей, представителей общественности в работе клуба;
- разработка комплексных мер для активизации родителей в работе по проекту.
8. Список использованной литературы
- Возрастные особенности формирования толерантности / под. ред. В. С. Собкина. – М., 2003/
- Леонтьев А.А. Психология общения. – Москва: Смысл, 2008. – 368с., Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении. // Журнал «Вестник образования». №9, май 2010.;
- Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. Москва: Феникс, 2012.;
- Станкин М.Н., Если мы хотим сотрудничать. – М.,1996;
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах. – Москва: Генезис, 2003. – 160;
- Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и
образование. 2014 №2. .