Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96419

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков

Дата публикации:

Автор:
педагог-психолог, МБОУ "СШ №8", ХМАО-Югра г. Нижневартовск

Цель: Гармонизация межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.

Задачи: • организовать деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках Школьной Службы примирения в контексте имеющейся образовательной среды; • обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч; • осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков»

Автор:

Лопаткина Кристина Александровна,

педагог-психолог

Нижневартовск, 2017 год

1.Пояснительная записка

Современные стандарты образования предполагают воспитание человека нового поколения, владеющего рядом компетентностей. Признаки проявления компетентности чаще всего описы­ваются с помощью слов: «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание». По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. Данный проект является одной из ступеней воспитания человека нового поколения: умеющего мыслить, отвечать за свои поступки, конструктивно строить свои взаимоотношения с другими людьми, с активной жизненной позицией, способного транслировать свой опыт окружающим.

Таким образом, проект предполагает содействие гармонизации межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.

Данный проект реализуется через: применение восстановительных технологий для разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, использование активных методов обучения подростков (проблемных, поисково-конструктивных); организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).

2.Актуальность

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

«Процветающий» культ насилия в повседневной жизни, СМИ, социальных сетях; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей и современных подростков. И как результат – ассертивность замещается агрессивностью.

Конфликтные ситуации происходят среди школьников очень часто, особенно среди подростков в силу их возрастных особенностей. Этот факт подтвердился, когда в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся 5-8 классов на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %).

Наша школа не является исключением, и, как в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении подходов к решению конфликтных ситуаций в образовательной среде, взаимодействия внутри нее, поиске новых путей трансформации и развития.

Эти факты побудили к созданию в нашем образовательном учреждении Службы Школьного Примирения, которая осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса основанной на применении метода школьной медиации.

В качестве ведущих в службе с помощью анкетирования были определены подростки 7-8 классов – волонтеры – медиаторы, которые осуществляют профилактическую деятельность по предупреждению конфликтов в школьной среде под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходил специальное обучение.

Новизна проекта заключается в применении метода школьной медиации в образовательном пространстве, использовании восстановительной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, привлечения подростков-волонтеров в работу Школьной Службы Примирения.

Цель проекта: гармонизация межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.

Задачи проекта:

организовать деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках Школьной Службы примирения в контексте имеющейся образовательной среды;

обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

  • осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков;

Методы реализации проекта

- анкетирование,

-тренинговые занятия;

-ролевые игры;

-деловые игры;

-наглядно – практические;

-психотехнические упражнения;

-КСО (коллективный способ обучения)

-метода школьной медиации

Гипотеза

Если обучить школьников – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч, тренингов, то это будет способствовать гармонизации межличностных отношений младших подростков в образовательном социуме.

3.Сроки и этапы реализации проекта

Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2014 по 2017 год

Этапы

Направления работы

I этап подготовительный (сентябрь- ноябрь 2014 год)

  • Анализ ситуации по проблеме
  • Изучение литературы

ØДиагностико - исследовательская работа

II этап основной (декабрь – февраль 2014-2017 год)

  • Просветительская работа
  • Профилактическая
  • Развивающая
  • Консультативная

III этап заключительный ( март-апрель 2017 год)

  • Итоговая диагностика
  • Подведение итогов
  • Оформление результатов
  • Представление материалов

4. Предполагаемый состав участников проекта

Проект рассчитан на различных субъектов образовательного пространства: обучающихся 5-8 классов, их родителей, педагогов.

5.Ресурсное обеспечение образовательного проекта.

Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной;
  • социальный педагог;
  • педагог- психолог;
  • педагог-организатор;
  • классные руководители.

Материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, интернет-ресурсы, компьютерный класс, сайт учреждения, мини-типография, актовый зал, видеокамера, цифровой фотоаппарат, канцелярские принадлежности, методическая литература по проблеме.

Минимальные требования к материально-техническому обеспечению: наличие персонального компьютера, принтера, сканера, выхода в сеть Интернет.

6. Ожидаемый результат

  • воспитание установок толерантного сознания подростков;
  • гармонизация межличностных отношений младших подростков в школьной среде

снижение конфликтогенности, профилактика девиантного поведения в школьном социуме;

улучшение микроклимата в классных коллективах;

обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

трансляция опыта через выпуск буклетов, памяток, видеороликов для педагогов и школьников;

Эффективность реализации образовательного проекта с точки зрения полученных результатов подтверждается количественными показателями:

1.Положительная динамика в сформированности толерантности подростков - 25 %.

2.Улучшение показателей психологического климата в классных коллективах 5-8 классов образовательного учреждения.

3.Положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности подростков составила 32%.

4.Уменьшение агрессивных проявлений в поведении подростков на 17 %.

5. У подростков, родителей, педагогов отмечается заинтересованность в значимой деятельности.

Количественные показатели участников педагогического проекта.

Год

Участие педагогов в педагогическом проекте

Участие родителей в педагогическом проекте

Участие обучающихся в педагогическом проекте

2014-2015

2

0

2

2015-2016

4

2

6

2016-2017

6

4

12

Риски связаны:
- с недостатками в координации действий различных субъектов вне школы;

-с недостаточной методической оснащённостью образовательного учреждения по проблеме.

7.Перспективы дальнейшего развития проекта.

  • вовлечение старших школьников в клубную деятельность;
  • расширение волонтерского движения;
  • увеличение количества учителей, родителей, представителей общественности в работе клуба;
  • разработка комплексных мер для активизации родителей в работе по проекту.

8. Список использованной литературы

  • Возрастные особенности формирования толерантности / под. ред. В. С. Собкина. – М., 2003/
  • Леонтьев А.А. Психология общения. – Москва: Смысл, 2008. – 368с., Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении. // Журнал «Вестник образования». №9, май 2010.;
  • Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. Москва: Феникс, 2012.;
  • Станкин М.Н., Если мы хотим сотрудничать. – М.,1996;
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах. – Москва: Генезис, 2003. – 160;
  • Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и

образование. 2014 №2. .

Наши новости:

Разместить свою публикацию