Конспект открытого интегрированного урока
по литературному чтению и окружающему миру, 2 класс,
по программе «Школа России»
Учебно –методический комплекс:
- Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
- Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина
Автор: А.А.Плешаков
Уровень образования: начальное общеобразование.
Класс: 2 класс
Предметы: литературное чтение, окружающий мир.
Проводят урок два педагога.
Используемые учебники и учебные пособия:
Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова,
М.В.Бойкина
Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
Автор: А.А.Плешаков
Используемая литература:
- Журнал «Чудеса и приключения» №8, 1997год
- А. С. Григорьева «Большая книга животных», «Белый город», Москва «Просвещение», 2007 год
- А.Б.Васильева «Большая энциклопедия знаний», «Жизнь на земле», Москва Ю РОСМЭН, 2010год
Оборудование: проектор, презентация, куклы для спектакля, конверты с заданиями, сигнальные карточки, научно-познавательные тексты
Главная идея урока:
- формирование всесторонне развитой личности, направленной на доброе отношение к природе, людям, к жизни,
- интерес к уроку чтения, окружающего мира через нестандартные формы урока,
- дать возможность детям поговорить на достаточно сложную тему, тему дружбы,
- подумать над темой, как такой дружбы добиться, как ещё больше укрепить дружбу, как найти друга.
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация изученных знаний.
Форма урока: урок- игра.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, сравнение, связь с жизнью учащегося, межпредметная связь.
Вид урока: урок-нравственности.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока.
Цели учителя:
Образовательные
- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение,
- формирование внимания к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков,
- работа над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения,
- закрепить понятие о бескорыстной настоящей дружбе,
- углубить знания детей о диких и домашних животных.
Развивающие
- развивать коммуникативные возможности учащихся,
- способствовать развитию познавательного интереса, логического и образного мышления.
Воспитательные
- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями,
- раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании, умении работать в группе, сообща выполнять задания,
- воспитывать любовь к животным, ответственность за них.
Цели для учащихся
- умение работать сообща в малых группах,
- отвечать на вопросы с опорой на текст,
- аргументировать свою точку зрения и принимать решения.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к данным предметам,
- активность учащихся на уроке,
- желание вступать в диалог, дискуссию,
- повышать интерес к книге.
УУД урока.
- Личностные:
- осознавать красоту человеческих, дружеских отношений,
- делиться своими впечатлениями от увиденного,
- развитие навыков сотрудничества,
- умение выходить из спорных ситуаций,
- формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Метапредметные:
- характеризовать ощущения восприятия окружающего мира,
- определять своими словами самое главное,
- контролировать свою речь, её чёткость и правильность.
3. Познавательные общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации,
- структурирование знаний,
- умение строить речевое высказывание в устной речи.
4. Познавательные логические:
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки оъектов.
5. Коммуникативные:
- управление поведением партнёра,
- умение выражать свои мысли,
- задавать вопросы,
- учить выполнять различные роли в группе.
6. Регулятивные.
- умение сохранять заданную цель и задачу,
- работать по предложенному плану,
- использовать необходимые средства (учебник, карточки и т. д.)
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Добрый день.
-Здравствуйте, ребята.
- Мы приветствуем вас в вашем классе, где состоится интересный урок.
- Урок литературного чтения и окружающего мира под девизом.
- Девиз урока (Слайд 1)
«Орешек знаний твёрд
Но мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
(Столы в классе расставлены.Дети разделены на команды)
II Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.
-Урок пройдет в форме деловой игры.
- Знакомьтесь Миша, Андреев и его два друга Олег и Денис.
- Они вам расскажут и покажут историю.
- Посмотрев сюжет сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ребята показывают кукольный спектакль. Тема «Три три друга» В спектакле встаёт проблема выбора друга. Эту проблемную ситуацию учитель предлагает рассмотреть классу. После просмотра идёт обсуждение. Текс смотрите в приложении №1 ).
- Вот такая история случилась с ребятами.
- О чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Как вы думаете какого друга должен выбрать Миша?
- Кто из них будет настоящим другом?
- Мы обобщим знания по изученному разделу, вспомним какие произведения читали, о чём говорили, уточним какие качества характеризуют настоящую дружбу?
- В конце урока предстоит дать ответ на вопросы. (Слайд 2)
- Кого можно назвать настоящим другом?
- Что такое настоящая дружба?
- Как стать настоящим другом?
III Работа по теме урока.
- Итак, начинаем игру.
- Вы будете выполнять задания в каждом гейме. Их будет несколько.
- А что такое гейм?
(Ответ даёт заранее подготовленный ученик и говорит какой справочной литературой воспользовался.)
(Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего – либо).
Гейм1.
(Представители команд выходят и берут конверты с заданиями.
Достав из конверта карточку №1, дети определяют если ошибка в названии произведения. На обсуждение команде даётся 30 секунд. В командах
идёт обсуждение. Представитель команды даёт ответ. Конверт содержит два задания.)
Конверт 1.
Карточка №1 «Анна, не скучай»
«Волшебное дело»
Конверт №2
Карточка1. «Хорошие»
«Я и Витька»
Конверт№3
Карточка1 «Волшебство слова»
«Алла, не грусти»
Конверт №4
Карточка1. «Я ушла в сою обиду»
«Перед игрой»
( Команды достают из конверта карточку №2.)
- Соедините произведение и его автора.
Конверт 1.
Карточка №2 «Анна, не грусти» В. Лунин
Н. Булгаков
Конверт 2.
Карточка №2 «Я и Вовка» В. Лунин
Ю. Ермолаев
Конверт 3.
Карточка №2 «Два пирожных» В. Осеева
Ю. Ермолаев
Конверт 4.
Карточка №2 «За игрой» В. Берестов
В. Осеева
Подведение итогов 1 гейма с помощью сигнальных карточек.
Гейм 2. «Замарочки из бочки»
Работа по учебнику .
(Представители команд достают из бочки карточку, в которой напечатан отрывок из произведения. Надо определить автор, найти в учебнике данный отрывок и выразительно прочитать).
Карточка 1.
- И сразу я,
- И сразу я
Воскликнул: «Конечно!
Ведь мы друзья!»
Карточка 2.
… Открываю я глаза
… А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.
Карточка 3.
… И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: « Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?»…
Карточка 4.
… Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.
- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила сестра, - я путешествую сейчас в долине реки Конго.
Гейм 3. Докажи.
(Представитель команд выбирают карточки, в которых написаны утверждения. Каждая команда анализирует данное утверждение и доказывают согласны они с ним или нет и почему.)
Г.3
Карточка 1.
В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой?
Г.3
Карточка 2.
В рассказе «Анна не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу?
Г.3
Карточка 3.
«Я и Вовка» это рассказ Лунина о лучших друзьях?
Г.3
Карточка 4.
К рассказу «Почему» подходит пословица « Не мил и свет, Когда друга нет»?
Гейм 4 Соберём пословицу
(Одна команда начинает пословицу, а другая должна закончить её. Первой отвечает та команда, которая поднимет зелёный сигнал)
Г.4
Карточка 1
Нет друга – ищи, а… (нашёл береги)
Карточка 2
Дружбу помни, а… . (зло забывай)
Карточка 3
Не мил и свет, когда … . (друга нет)
Карточка 4
Лучше хорошо поступить, чем … . (чем хорошо говорить)
- Вы хорошо справились со всеми заданиями, внимательно прочитали произведения из данного раздела.
- В ваших командах царили доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, взаимовыручка.
- А сейчас послушайте рассказ о Домоне и Пифее. (Слайд 3) (См. прил.2)
- Прослушав историю выберите те качества дружбы, которыми обладали эти герои.
(У каждой команды листок с напечатанными качествами) (прил.3), Слайд 4
- Чьё отношение к дружбе вам наиболее близко и понятно.
(Учитель предлагает прослушать три варианта отношения к дружбе)
- (Домон) У меня есть друг, в котором я уверен, - он всегда придёт мне на помощь, если будет нужно.
- (Пифей) Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.
- (Другое мнение) Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Домон и царь Дианисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мой друг часто меня подводит. И я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.
- Так как же стать настоящим другом?
(Дети высказывают своё мнение, на доке появляется запись) (Слайд 5)
Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других.
- Ребята, вы очень хорошо рассуждаете, доказываете, вы поняли как найти себе друга, что для этого надо делать.
- Как вы думаете, дружба возможна только между людьми?
- А возможна ли дружба межу животными? (Заслушивается мнение ребят)
- Когда говорят о дружбе, имеют ввиду отношение между людьми. –
- Дружат между собой не только люди, но и животные.
Дружба между животными – это когда они не нападают друг на друга, живут в мире и согласии, не обижаются и не спорят между собою. Даже совершенно разные животные бывают хорошими друзьями. Мы поговорим о том, какие бывают животные и как они дружат.
( После беседы выполнение заданий по командам, дети отвечают на заранее поставленные вопросы)
- После нашего разговора ответьте на вопросы: (слайд6)
1. Почему животные дружат?
2. Чему может научить дружба животных человека?
Гейм 5. Разбей животных на группы.
(Представители команд берут конверты с изображением животных. Разбивают животных на группы. Рассказывают по какому принципу они образовали группы)
Гейм 6. Работа с научно-познавательными текстами.
(Представители команд берут конверты с текстами. Прочитав текст они определяют о каком животном идёт речь, по каким признакам определи и что нового узнали.
Название животного во всём тексте обозначено точками).
Текст 1
Обыкновенную …. знают все. Окраска варьирует от рыжей, пепельной до черной. У …. кисточки на ушах. Все … питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами. Особенно …любит шишки. За день она может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых.
А также питается насекомыми, яйцами птиц, ящерицами.
Изображение … , грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии.
Кроме денег, … так же присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две … рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.
Она является героиней сказки А.С.Пушкина. (…песенки поёт, да орешки всё грызёт)
Текст 2
Эта птица самая известная. Она обитает около жилища человека. Недаром его называют«домовым»… .
… образуют одну пару на всю жизнь.
У молодых … вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками». Эта птичка не умеет ходить, а всё время прыгает.
Народная примета гласит, что если … купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки.
В знак благодарности … за борьбу против насекомых-вредителей, человек установил … памятники. Первый из них был поставлен в Бостоне.
… никогда не дерутся из-за корма. Если еды очень много, то … вначале слетает за своими друзьями, а потом уже будет наслаждаться кормом.
Температура тела нашего спутника жизни весьма высока – 44 градуса!
Из-за строения глаз, … видит мир в розовом свете. А в шее …в два раза больше позвоночников, чем у жирафа.
… назван так из-за того, что стаи … опустошали огромные поля. Люди, разгоняя их кричали «Вора бей!»
Текст 3
Среди пресноводных рыб … - одна из самых ненасытных хищниц. Нападает на рыбу даже крупнее себя. … - одиночная рыба, держится возле водной растительности и предпочитает реки с замедленным течением.
… - всеядный хищник, пожирающий всякую рыбу, не исключая колючих ершей. Не щадит она и своих сородичей. Однажды, при вскрытии … в ее желудке обнаружили заглотанную … в 27 см, а у этой, в свою очередь, в желудке была щучка в 17 см...
Эта хищница растет быстрее всех наших речных рыб, за исключением сома. Сначала … растет в длину но, достигнув примерно 70 см., начинает расти больше в ширину, увеличиваясь в длину примерно на 2 см. в год.
Окраска … связана с окружающей обстановкой. В мелких реках и озерах с песчаным дном он золотистый; в глубоких водоемах, озерах и прудах с илистым дном — темнее; в сильно заросших осокой и кувшинками прудах — зеленовато-золотистый. Цвет крупных … обычно темнее цвета мелких.
Она является героиней сказки, и исполняет желания Емели.
Текст 4
… — одни из самых восхитительных живых существ, завораживающих нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев.
… рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев. За свою короткую жизнь самка … может отложить более 1000 яиц.
… считается символом Великой Богини (Великой Матери)
В Японии считают, что увидеть … у себя в доме — к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека.
В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую … — символ неизменной любви.
… пробуют пищу лапками. Они не спят.
Если в Европе только наслаждаются красотой …, то в Китае, Южной Америке и Индии их умеют готовить и с удовольствием едят.
Наука о … называется ле-пи-доп-те-ро-ло-гия.
Она встречается нам в сказке про муху-Цокотуху. «… ….- красавиц, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье)
- Вы показали хорошие умения работать с научно-познавательными текстами, умение выбирать нужную информацию.
-Предлагаю вашему вниманию посмотреть слайды о дружбе животных.
Что же объединяет всех этих животных.
Слайд 7
Дикий олень каждое утро к кошке Лизи, чтобы узнать, как у неё прошёл вчерашний день и начался новый.
Слайд 8
Слонёнок Темба после смерти матери нашёл себе друга в лице ягнёнка Альберта.
Слайд 9
Макака Бонлуа в драке с собаками потеряла обе ноги и одну руку.
Кое-как добравшись до монастыря, она получила помощь и осталась жить в одной клетке с кроликом.
Слайд 10
Дружба между животными всегда поражает искренностью. Если они дружат, то дружат по настоящему. Оказывается возможна дружба кошки с собакою.
Слайд 11
III Итог урока. Рефлексия.
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать другом?
- В чём ценность дружбы в жизни?
- Ребята у вас на партах лежат картинки с изображением эмоций. ( радость, грусть , восторг, восхищение, эврика, разочарование и.т.д.)
- Какое настроение у вас вызвал этот урок. Покажите с помощью картинок.
(Урок заканчивается песней о дружбе гр. Барбарики)
IV Д. задание.
Проект на тему дружбы. Сделать книжку-малышку.
Приложение 2
ИСТОРИЯ ДАМОНА И ПИФЕЯ
Дамон и Пифей были закадычными друзьями. С самого детства они все делали вместе. Вместе играли и вместе учились. Они были как братья и полностью доверяли друг другу.
Пифей был откровенным человеком и часто выступал перед народом с речами. Он говорил о том, что царь не должен иметь абсолютной власти над своими подданными.
Прослышав о речах Пифея, царь Дионисий, конечно, разгневался и велел позвать Пифея и Дамона к себе. Когда друзья пришли во дворец, Дионисий велел Пифею отказаться от своих слов. Пифей ответил: «Я не могу этого сделать. Я говорю только правду, а ведь человеку нельзя запрещать говорить правду».
Тогда Дионисий еще больше разгневался и решил казнить Пифея, обвинив его в государственной измене.
Тем не менее, Пифей упорствовал, не желая менять своих взглядов. Он лишь попросил у царя разрешения вернуться домой и отдать близким последние распоряжения перед своей казнью.
Царь рассмеялся во весь голос: «Если я позволю тебе пойти домой, ты просто сбежишь!»
Пифей ответил на это: «Я не сбегу! А чтобы ты не сомневался, я оставлю тебе залог».
«Что же ты оставишь мне в залог?» — спросил царь.
В этот момент Дамон выступил вперед. «Я останусь у тебя вместо залога. — объявил он. — Все знают о нашей дружбе с Пифеем. Пока я буду у тебя в темнице, ты можешь быть уверен, что он вернется».
«Надеюсь, ты понимаешь, — обратился царь к Дамону, — что, если Пифей не вернется через определенный срок, я казню тебя вместо него».
«Я понимаю, — ответил Дамон. — Но Пиорей вернется. Он дал тебе слово».
Итак, Пифей отправился домой, а Дамон занял его место в темнице. По прошествии нескольких дней Дионисий навестил узника. «Друг твой до сих пор не вернулся, — посмеялся он над Дамоном. — Что же ты теперь о нем думаешь?»
«Он вернется, — стоял на своем Дамон. — Я полностью ему доверяю».
Царь недоверчиво покачал головой и ушел. Еще через несколько дней он вновь спустился в камеру Дамона. «Отпущенное Пифею время почти истекло, — сказал он. — Я сомневаюсь, что твой друг решится на возвращение. С твоей стороны было глупо так довериться ему».
Дамон посмотрел на Дионисия и спокойно возразил: «Пифей вернется, если только это в человеческих силах. Его, наверное, задержали какие-то неприятности в дороге».
Царь был поражен уверенностью Дамона. Но вот настал день казни, а Пифей все не возвращался. Палач вывел Дамона из темницы, и Дионисий спросил его в последний раз: «Ты по-прежнему считаешь Пифея другом?»
Дамон улыбнулся: «Да, Пифей — мой друг».
В этот момент двери дворца распахнулись, и вошел Пифей. Вид его был ужасен. Вместо одежды на нем болтались какие-то лохмотья, все тело было покрыто синяками и кровоточащими ссадинами, он был весь в грязи. Спотыкаясь, он подошел к Дамону и рухнул в его объятия. «Я успел! — воскликнул он. — Я так рад, что ты жив. Мой корабль потерпел крушение, и вдобавок я был ограблен на дороге. Но я знал, что должен идти вперед», Пифей повернулся к царю: «Я пришел и готов к казни».
Царь был поражен больше прежнего. Никогда раньше ему не приходилось видеть подобной преданности и доверия между людьми. Он отменил казнь и повелел отпустить Пифея и Дамона. «Но сначала, — сказал он им, — я хочу попросить вас об одной услуге».
«Чем мы можем помочь тебе?» — спросили друзья.
«Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же дружбу, как ваша».
Приложение 3
Качества дружбы:
чувство юмора приятная внешность
сообразительность надежность
преданность умение слушать
общие интересы честность
доброта щедрость
общие убеждения уступчивость
общие ценности ответственность