Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96371

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ Школа 145, город Самара

Цель: Формирование всесторонне развитой личности, направленной на доброе отношение к природе, людям, к жизни, интерес к уроку чтения, окружающего мира через нестандартные формы урока.

Задачи: Дать возможность детям поговорить на достаточно сложную тему, тему дружбы, Подумать над темой, как такой дружбы добиться, как ещё больше укрепить дружбу, как найти друга.

Конспект открытого интегрированного урока

по литературному чтению и окружающему миру, 2 класс,

по программе «Школа России»

Учебно –методический комплекс:

  • Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
  • Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина

Автор: А.А.Плешаков

Уровень образования: начальное общеобразование.

Класс: 2 класс

Предметы: литературное чтение, окружающий мир.

Проводят урок два педагога.

Используемые учебники и учебные пособия:

Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова,

М.В.Бойкина

Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Автор: А.А.Плешаков

Используемая литература:

  • Журнал «Чудеса и приключения» №8, 1997год
  • А. С. Григорьева «Большая книга животных», «Белый город», Москва «Просвещение», 2007 год
  • А.Б.Васильева «Большая энциклопедия знаний», «Жизнь на земле», Москва Ю РОСМЭН, 2010год

Оборудование: проектор, презентация, куклы для спектакля, конверты с заданиями, сигнальные карточки, научно-познавательные тексты

Главная идея урока:

- формирование всесторонне развитой личности, направленной на доброе отношение к природе, людям, к жизни,

- интерес к уроку чтения, окружающего мира через нестандартные формы урока,

- дать возможность детям поговорить на достаточно сложную тему, тему дружбы,

- подумать над темой, как такой дружбы добиться, как ещё больше укрепить дружбу, как найти друга.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация изученных знаний.

Форма урока: урок- игра.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, сравнение, связь с жизнью учащегося, межпредметная связь.

Вид урока: урок-нравственности.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока.

Цели учителя:

Образовательные

- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение,

- формирование внимания к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков,

- работа над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения,

- закрепить понятие о бескорыстной настоящей дружбе,

- углубить знания детей о диких и домашних животных.

Развивающие

- развивать коммуникативные возможности учащихся,

- способствовать развитию познавательного интереса, логического и образного мышления.

Воспитательные

- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями,

- раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании, умении работать в группе, сообща выполнять задания,

- воспитывать любовь к животным, ответственность за них.

Цели для учащихся

- умение работать сообща в малых группах,

- отвечать на вопросы с опорой на текст,

- аргументировать свою точку зрения и принимать решения.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к данным предметам,

- активность учащихся на уроке,

- желание вступать в диалог, дискуссию,

- повышать интерес к книге.

УУД урока.

  • Личностные:

- осознавать красоту человеческих, дружеских отношений,

- делиться своими впечатлениями от увиденного,

- развитие навыков сотрудничества,

- умение выходить из спорных ситуаций,

- формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Метапредметные:

- характеризовать ощущения восприятия окружающего мира,

- определять своими словами самое главное,

- контролировать свою речь, её чёткость и правильность.

3. Познавательные общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- структурирование знаний,

- умение строить речевое высказывание в устной речи.

4. Познавательные логические:

- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки оъектов.

5. Коммуникативные:

- управление поведением партнёра,

- умение выражать свои мысли,

- задавать вопросы,

- учить выполнять различные роли в группе.

6. Регулятивные.

- умение сохранять заданную цель и задачу,

- работать по предложенному плану,

- использовать необходимые средства (учебник, карточки и т. д.)

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Добрый день.

-Здравствуйте, ребята.

- Мы приветствуем вас в вашем классе, где состоится интересный урок.

- Урок литературного чтения и окружающего мира под девизом.

- Девиз урока (Слайд 1)

«Орешек знаний твёрд

Но мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

(Столы в классе расставлены.Дети разделены на команды)

II Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

-Урок пройдет в форме деловой игры.

- Знакомьтесь Миша, Андреев и его два друга Олег и Денис.

- Они вам расскажут и покажут историю.

- Посмотрев сюжет сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ребята показывают кукольный спектакль. Тема «Три три друга» В спектакле встаёт проблема выбора друга. Эту проблемную ситуацию учитель предлагает рассмотреть классу. После просмотра идёт обсуждение. Текс смотрите в приложении №1 ).

- Вот такая история случилась с ребятами.

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Как вы думаете какого друга должен выбрать Миша?

- Кто из них будет настоящим другом?

- Мы обобщим знания по изученному разделу, вспомним какие произведения читали, о чём говорили, уточним какие качества характеризуют настоящую дружбу?

- В конце урока предстоит дать ответ на вопросы. (Слайд 2)

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Что такое настоящая дружба?

- Как стать настоящим другом?

III Работа по теме урока.

- Итак, начинаем игру.

- Вы будете выполнять задания в каждом гейме. Их будет несколько.

- А что такое гейм?

(Ответ даёт заранее подготовленный ученик и говорит какой справочной литературой воспользовался.)

(Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего – либо).

Гейм1.

(Представители команд выходят и берут конверты с заданиями.

Достав из конверта карточку №1, дети определяют если ошибка в названии произведения. На обсуждение команде даётся 30 секунд. В командах

идёт обсуждение. Представитель команды даёт ответ. Конверт содержит два задания.)

Конверт 1.

Карточка №1 «Анна, не скучай»

«Волшебное дело»

Конверт №2

Карточка1. «Хорошие»

«Я и Витька»

Конверт№3

Карточка1 «Волшебство слова»

«Алла, не грусти»

Конверт №4

Карточка1. «Я ушла в сою обиду»

«Перед игрой»

( Команды достают из конверта карточку №2.)

- Соедините произведение и его автора.

Конверт 1.

Карточка №2 «Анна, не грусти» В. Лунин

Н. Булгаков

Конверт 2.

Карточка №2 «Я и Вовка» В. Лунин

Ю. Ермолаев

Конверт 3.

Карточка №2 «Два пирожных» В. Осеева

Ю. Ермолаев

Конверт 4.

Карточка №2 «За игрой» В. Берестов

В. Осеева

Подведение итогов 1 гейма с помощью сигнальных карточек.

Гейм 2. «Замарочки из бочки»

Работа по учебнику .

(Представители команд достают из бочки карточку, в которой напечатан отрывок из произведения. Надо определить автор, найти в учебнике данный отрывок и выразительно прочитать).

Карточка 1.

- И сразу я,

- И сразу я

Воскликнул: «Конечно!

Ведь мы друзья!»

Карточка 2.

… Открываю я глаза

… А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

Карточка 3.

… И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: « Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?»…

Карточка 4.

… Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.

- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила сестра, - я путешествую сейчас в долине реки Конго.

Гейм 3. Докажи.

(Представитель команд выбирают карточки, в которых написаны утверждения. Каждая команда анализирует данное утверждение и доказывают согласны они с ним или нет и почему.)

Г.3

Карточка 1.

В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой?

Г.3

Карточка 2.

В рассказе «Анна не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу?

Г.3

Карточка 3.

«Я и Вовка» это рассказ Лунина о лучших друзьях?

Г.3

Карточка 4.

К рассказу «Почему» подходит пословица « Не мил и свет, Когда друга нет»?

Гейм 4 Соберём пословицу

(Одна команда начинает пословицу, а другая должна закончить её. Первой отвечает та команда, которая поднимет зелёный сигнал)

Г.4

Карточка 1

Нет друга – ищи, а… (нашёл береги)

Карточка 2

Дружбу помни, а… . (зло забывай)

Карточка 3

Не мил и свет, когда … . (друга нет)

Карточка 4

Лучше хорошо поступить, чем … . (чем хорошо говорить)

- Вы хорошо справились со всеми заданиями, внимательно прочитали произведения из данного раздела.

- В ваших командах царили доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, взаимовыручка.

- А сейчас послушайте рассказ о Домоне и Пифее. (Слайд 3) (См. прил.2)

- Прослушав историю выберите те качества дружбы, которыми обладали эти герои.

(У каждой команды листок с напечатанными качествами) (прил.3), Слайд 4

- Чьё отношение к дружбе вам наиболее близко и понятно.

(Учитель предлагает прослушать три варианта отношения к дружбе)

  • (Домон) У меня есть друг, в котором я уверен, - он всегда придёт мне на помощь, если будет нужно.
  • (Пифей) Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.
  • (Другое мнение) Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Домон и царь Дианисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мой друг часто меня подводит. И я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.

- Так как же стать настоящим другом?

(Дети высказывают своё мнение, на доке появляется запись) (Слайд 5)

Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других.

- Ребята, вы очень хорошо рассуждаете, доказываете, вы поняли как найти себе друга, что для этого надо делать.

- Как вы думаете, дружба возможна только между людьми?

- А возможна ли дружба межу животными? (Заслушивается мнение ребят)

- Когда говорят о дружбе, имеют ввиду отношение между людьми. –

- Дружат между собой не только люди, но и животные.

Дружба между животными – это когда они не нападают друг на друга, живут в мире и согласии, не обижаются и не спорят между собою. Даже совершенно разные животные бывают хорошими друзьями. Мы поговорим о том, какие бывают животные и как они дружат.

( После беседы выполнение заданий по командам, дети отвечают на заранее поставленные вопросы)

- После нашего разговора ответьте на вопросы: (слайд6)

1. Почему животные дружат?

2. Чему может научить дружба животных человека?

Гейм 5. Разбей животных на группы.

(Представители команд берут конверты с изображением животных. Разбивают животных на группы. Рассказывают по какому принципу они образовали группы)

Гейм 6. Работа с научно-познавательными текстами.

(Представители команд берут конверты с текстами. Прочитав текст они определяют о каком животном идёт речь, по каким признакам определи и что нового узнали.

Название животного во всём тексте обозначено точками).

Текст 1

Обыкновенную …. знают все. Окраска варьирует от рыжей, пепельной до черной. У …. кисточки на ушах. Все … питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами. Особенно …любит шишки. За день она может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых.

А также питается насекомыми, яйцами птиц, ящерицами.

Изображение … , грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии.

Кроме денег, … так же присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две … рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.

Она является героиней сказки А.С.Пушкина. (…песенки поёт, да орешки всё грызёт)

Текст 2

Эта птица самая известная. Она обитает около жилища человека. Недаром его называют«домовым»… .

… образуют одну пару на всю жизнь.

У молодых … вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками». Эта птичка не умеет ходить, а всё время прыгает.

Народная примета гласит, что если … купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки.

В знак благодарности … за борьбу против насекомых-вредителей, человек установил … памятники. Первый из них был поставлен в Бостоне.

… никогда не дерутся из-за корма. Если еды очень много, то … вначале слетает за своими друзьями, а потом уже будет наслаждаться кормом.

Температура тела нашего спутника жизни весьма высока – 44 градуса!

Из-за строения глаз, … видит мир в розовом свете. А в шее …в два раза больше позвоночников, чем у жирафа.

… назван так из-за того, что стаи … опустошали огромные поля. Люди, разгоняя их кричали «Вора бей!»

Текст 3

Среди пресноводных рыб … - одна из самых ненасытных хищниц. Нападает на рыбу даже крупнее себя. … - одиночная рыба, держится возле водной растительности и предпочитает реки с замедленным течением.

… - всеядный хищник, пожирающий всякую рыбу, не исключая колючих ершей. Не щадит она и своих сородичей. Однажды, при вскрытии … в ее желудке обнаружили заглотанную … в 27 см, а у этой, в свою очередь, в желудке была щучка в 17 см...

Эта хищница растет быстрее всех наших речных рыб, за исключением сома. Сначала … растет в длину но, достигнув примерно 70 см., начинает расти больше в ширину, увеличиваясь в длину примерно на 2 см. в год.

Окраска … связана с окружающей обстановкой. В мелких реках и озерах с песчаным дном он золотистый; в глубоких водоемах, озерах и прудах с илистым дном — темнее; в сильно заросших осокой и кувшинками прудах — зеленовато-золотистый. Цвет крупных … обычно темнее цвета мелких.

Она является героиней сказки, и исполняет желания Емели.

Текст 4

… — одни из самых восхитительных живых существ, завораживающих нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев.

… рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев. За свою короткую жизнь самка … может отложить более 1000 яиц.

… считается символом Великой Богини (Великой Матери)

В Японии считают, что увидеть … у себя в доме — к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека.

В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую … — символ неизменной любви.

… пробуют пищу лапками. Они не спят.

Если в Европе только наслаждаются красотой …, то в Китае, Южной Америке и Индии их умеют готовить и с удовольствием едят.

Наука о … называется ле-пи-доп-те-ро-ло-гия.

Она встречается нам в сказке про муху-Цокотуху. «… ….- красавиц, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье)

- Вы показали хорошие умения работать с научно-познавательными текстами, умение выбирать нужную информацию.

-Предлагаю вашему вниманию посмотреть слайды о дружбе животных.

Что же объединяет всех этих животных.

Слайд 7

Дикий олень каждое утро к кошке Лизи, чтобы узнать, как у неё прошёл вчерашний день и начался новый.

Слайд 8

Слонёнок Темба после смерти матери нашёл себе друга в лице ягнёнка Альберта.

Слайд 9

Макака Бонлуа в драке с собаками потеряла обе ноги и одну руку.

Кое-как добравшись до монастыря, она получила помощь и осталась жить в одной клетке с кроликом.

Слайд 10

Дружба между животными всегда поражает искренностью. Если они дружат, то дружат по настоящему. Оказывается возможна дружба кошки с собакою.

Слайд 11

III Итог урока. Рефлексия.

- Что такое дружба?

- Кого можно назвать другом?

- В чём ценность дружбы в жизни?

- Ребята у вас на партах лежат картинки с изображением эмоций. ( радость, грусть , восторг, восхищение, эврика, разочарование и.т.д.)

- Какое настроение у вас вызвал этот урок. Покажите с помощью картинок.

(Урок заканчивается песней о дружбе гр. Барбарики)

IV Д. задание.

Проект на тему дружбы. Сделать книжку-малышку.

Приложение 2

ИСТОРИЯ ДАМОНА И ПИФЕЯ

Дамон и Пифей были закадычными друзьями. С самого детства они все делали вместе. Вместе играли и вместе учились. Они бы­ли как братья и полностью доверяли друг другу.

Пифей был откровенным человеком и часто выступал перед на­родом с речами. Он говорил о том, что царь не должен иметь аб­солютной власти над своими подданными.

Прослышав о речах Пифея, царь Дионисий, конечно, разгневался и велел позвать Пифея и Дамона к себе. Когда друзья пришли во дворец, Дионисий велел Пифею отказаться от своих слов. Пифей ответил: «Я не могу этого сделать. Я говорю только правду, а ведь человеку нельзя запрещать говорить правду».

Тогда Дионисий еще больше разгневался и решил казнить Пифея, обвинив его в государственной измене.

Тем не менее, Пифей упорствовал, не желая менять своих взгля­дов. Он лишь попросил у царя разрешения вернуться домой и от­дать близким последние распоряжения перед своей казнью.

Царь рассмеялся во весь голос: «Если я позволю тебе пойти до­мой, ты просто сбежишь!»

Пифей ответил на это: «Я не сбегу! А чтобы ты не сомневался, я оставлю тебе залог».

«Что же ты оставишь мне в залог?» — спросил царь.

В этот момент Дамон выступил вперед. «Я останусь у тебя вме­сто залога. — объявил он. — Все знают о нашей дружбе с Пифеем. Пока я буду у тебя в темнице, ты можешь быть уверен, что он вернется».

«Надеюсь, ты понимаешь, — обратился царь к Дамону, — что, если Пифей не вернется через определенный срок, я казню тебя вместо него».

«Я понимаю, — ответил Дамон. — Но Пиорей вернется. Он дал тебе слово».

Итак, Пифей отправился домой, а Дамон занял его место в тем­нице. По прошествии нескольких дней Дионисий навестил узника. «Друг твой до сих пор не вернулся, — посмеялся он над Дамоном. — Что же ты теперь о нем думаешь?»

«Он вернется, — стоял на своем Дамон. — Я полностью ему до­веряю».

Царь недоверчиво покачал головой и ушел. Еще через несколько дней он вновь спустился в камеру Дамона. «Отпущенное Пифею время почти истекло, — сказал он. — Я сомневаюсь, что твой друг решится на возвращение. С твоей стороны было глупо так довериться ему».

Дамон посмотрел на Дионисия и спокойно возразил: «Пифей вернется, если только это в человеческих силах. Его, наверное, задержали какие-то неприятности в дороге».

Царь был поражен уверенностью Дамона. Но вот настал день казни, а Пифей все не возвращался. Палач вывел Дамона из тем­ницы, и Дионисий спросил его в последний раз: «Ты по-прежнему считаешь Пифея другом?»

Дамон улыбнулся: «Да, Пифей — мой друг».

В этот момент двери дворца распахнулись, и вошел Пифей. Вид его был ужасен. Вместо одежды на нем болтались какие-то лох­мотья, все тело было покрыто синяками и кровоточащими сса­динами, он был весь в грязи. Спотыкаясь, он подошел к Дамону и рухнул в его объятия. «Я успел! — воскликнул он. — Я так рад, что ты жив. Мой корабль потерпел крушение, и вдобавок я был ограблен на дороге. Но я знал, что должен идти вперед», Пифей повернулся к царю: «Я пришел и готов к казни».

Царь был поражен больше прежнего. Никогда раньше ему не при­ходилось видеть подобной преданности и доверия между людьми. Он отменил казнь и повелел отпустить Пифея и Дамона. «Но сна­чала, — сказал он им, — я хочу попросить вас об одной услуге».

«Чем мы можем помочь тебе?» — спросили друзья.

«Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же друж­бу, как ваша».

Приложение 3

Качества дружбы:

чувство юмора приятная внешность

сообразительность надежность

преданность умение слушать

общие интересы честность

доброта щедрость

общие убеждения уступчивость

общие ценности ответственность

Наши новости:

Разместить свою публикацию