Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

32816

Повышение квалификации и переподготовка Программы
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для педагогов, детей и родителей

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для детей и взрослых

Принять участие

Олимпиады для детей

Интересные задания для детей которые изменяются

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Диплом в день прохождения

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру

Дата публикации: 27.11.16

Автор:
Родченкова Наталья Александровна, Подмогаева Елена Владимировна учитель начальных классов, МБОУ Школа 145, город Самара

Конспект открытого интегрированного урока

по литературному чтению и окружающему миру, 2 класс,

по программе «Школа России»

Учебно –методический комплекс:

  • Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год
  • Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина

Автор: А.А.Плешаков

Уровень образования: начальное общеобразование.

Класс: 2 класс

Предметы: литературное чтение, окружающий мир.

Проводят урок два педагога.

Используемые учебники и учебные пособия:

Литературное чтение 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова,

М.В.Бойкина

Окружающий мир 2 класс, Москва «Просвещение» 2012год

Автор: А.А.Плешаков

Используемая литература:

  • Журнал «Чудеса и приключения» №8, 1997год
  • А. С. Григорьева «Большая книга животных», «Белый город», Москва «Просвещение», 2007 год
  • А.Б.Васильева «Большая энциклопедия знаний», «Жизнь на земле», Москва Ю РОСМЭН, 2010год

Оборудование: проектор, презентация, куклы для спектакля, конверты с заданиями, сигнальные карточки, научно-познавательные тексты

Главная идея урока:

- формирование всесторонне развитой личности, направленной на доброе отношение к природе, людям, к жизни,

- интерес к уроку чтения, окружающего мира через нестандартные формы урока,

- дать возможность детям поговорить на достаточно сложную тему, тему дружбы,

- подумать над темой, как такой дружбы добиться, как ещё больше укрепить дружбу, как найти друга.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация изученных знаний.

Форма урока: урок- игра.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, сравнение, связь с жизнью учащегося, межпредметная связь.

Вид урока: урок-нравственности.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока.

Цели учителя:

Образовательные

- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение,

- формирование внимания к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков,

- работа над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения,

- закрепить понятие о бескорыстной настоящей дружбе,

- углубить знания детей о диких и домашних животных.

Развивающие

- развивать коммуникативные возможности учащихся,

- способствовать развитию познавательного интереса, логического и образного мышления.

Воспитательные

- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями,

- раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании, умении работать в группе, сообща выполнять задания,

- воспитывать любовь к животным, ответственность за них.

Цели для учащихся

- умение работать сообща в малых группах,

- отвечать на вопросы с опорой на текст,

- аргументировать свою точку зрения и принимать решения.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к данным предметам,

- активность учащихся на уроке,

- желание вступать в диалог, дискуссию,

- повышать интерес к книге.

УУД урока.

  • Личностные:

- осознавать красоту человеческих, дружеских отношений,

- делиться своими впечатлениями от увиденного,

- развитие навыков сотрудничества,

- умение выходить из спорных ситуаций,

- формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Метапредметные:

- характеризовать ощущения восприятия окружающего мира,

- определять своими словами самое главное,

- контролировать свою речь, её чёткость и правильность.

3. Познавательные общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- структурирование знаний,

- умение строить речевое высказывание в устной речи.

4. Познавательные логические:

- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки оъектов.

5. Коммуникативные:

- управление поведением партнёра,

- умение выражать свои мысли,

- задавать вопросы,

- учить выполнять различные роли в группе.

6. Регулятивные.

- умение сохранять заданную цель и задачу,

- работать по предложенному плану,

- использовать необходимые средства (учебник, карточки и т. д.)

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Добрый день.

-Здравствуйте, ребята.

- Мы приветствуем вас в вашем классе, где состоится интересный урок.

- Урок литературного чтения и окружающего мира под девизом.

- Девиз урока (Слайд 1)

«Орешек знаний твёрд

Но мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

(Столы в классе расставлены.Дети разделены на команды)

II Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

-Урок пройдет в форме деловой игры.

- Знакомьтесь Миша, Андреев и его два друга Олег и Денис.

- Они вам расскажут и покажут историю.

- Посмотрев сюжет сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ребята показывают кукольный спектакль. Тема «Три три друга» В спектакле встаёт проблема выбора друга. Эту проблемную ситуацию учитель предлагает рассмотреть классу. После просмотра идёт обсуждение. Текс смотрите в приложении №1 ).

- Вот такая история случилась с ребятами.

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Как вы думаете какого друга должен выбрать Миша?

- Кто из них будет настоящим другом?

- Мы обобщим знания по изученному разделу, вспомним какие произведения читали, о чём говорили, уточним какие качества характеризуют настоящую дружбу?

- В конце урока предстоит дать ответ на вопросы. (Слайд 2)

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Что такое настоящая дружба?

- Как стать настоящим другом?

III Работа по теме урока.

- Итак, начинаем игру.

- Вы будете выполнять задания в каждом гейме. Их будет несколько.

- А что такое гейм?

(Ответ даёт заранее подготовленный ученик и говорит какой справочной литературой воспользовался.)

(Гейм – это английское слово и означает период, промежуток чего – либо).

Гейм1.

(Представители команд выходят и берут конверты с заданиями.

Достав из конверта карточку №1, дети определяют если ошибка в названии произведения. На обсуждение команде даётся 30 секунд. В командах

идёт обсуждение. Представитель команды даёт ответ. Конверт содержит два задания.)

Конверт 1.

Карточка №1 «Анна, не скучай»

«Волшебное дело»

Конверт №2

Карточка1. «Хорошие»

«Я и Витька»

Конверт№3

Карточка1 «Волшебство слова»

«Алла, не грусти»

Конверт №4

Карточка1. «Я ушла в сою обиду»

«Перед игрой»

( Команды достают из конверта карточку №2.)

- Соедините произведение и его автора.

Конверт 1.

Карточка №2 «Анна, не грусти» В. Лунин

Н. Булгаков

Конверт 2.

Карточка №2 «Я и Вовка» В. Лунин

Ю. Ермолаев

Конверт 3.

Карточка №2 «Два пирожных» В. Осеева

Ю. Ермолаев

Конверт 4.

Карточка №2 «За игрой» В. Берестов

В. Осеева

Подведение итогов 1 гейма с помощью сигнальных карточек.

Гейм 2. «Замарочки из бочки»

Работа по учебнику .

(Представители команд достают из бочки карточку, в которой напечатан отрывок из произведения. Надо определить автор, найти в учебнике данный отрывок и выразительно прочитать).

Карточка 1.

- И сразу я,

- И сразу я

Воскликнул: «Конечно!

Ведь мы друзья!»

Карточка 2.

… Открываю я глаза

… А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

Карточка 3.

… И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: « Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?»…

Карточка 4.

… Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.

- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила сестра, - я путешествую сейчас в долине реки Конго.

Гейм 3. Докажи.

(Представитель команд выбирают карточки, в которых написаны утверждения. Каждая команда анализирует данное утверждение и доказывают согласны они с ним или нет и почему.)

Г.3

Карточка 1.

В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой?

Г.3

Карточка 2.

В рассказе «Анна не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу?

Г.3

Карточка 3.

«Я и Вовка» это рассказ Лунина о лучших друзьях?

Г.3

Карточка 4.

К рассказу «Почему» подходит пословица « Не мил и свет, Когда друга нет»?

Гейм 4 Соберём пословицу

(Одна команда начинает пословицу, а другая должна закончить её. Первой отвечает та команда, которая поднимет зелёный сигнал)

Г.4

Карточка 1

Нет друга – ищи, а… (нашёл береги)

Карточка 2

Дружбу помни, а… . (зло забывай)

Карточка 3

Не мил и свет, когда … . (друга нет)

Карточка 4

Лучше хорошо поступить, чем … . (чем хорошо говорить)

- Вы хорошо справились со всеми заданиями, внимательно прочитали произведения из данного раздела.

- В ваших командах царили доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, взаимовыручка.

- А сейчас послушайте рассказ о Домоне и Пифее. (Слайд 3) (См. прил.2)

- Прослушав историю выберите те качества дружбы, которыми обладали эти герои.

(У каждой команды листок с напечатанными качествами) (прил.3), Слайд 4

- Чьё отношение к дружбе вам наиболее близко и понятно.

(Учитель предлагает прослушать три варианта отношения к дружбе)

  • (Домон) У меня есть друг, в котором я уверен, - он всегда придёт мне на помощь, если будет нужно.
  • (Пифей) Я обязательно приду на помощь своему другу, если потребуется.
  • (Другое мнение) Я отношусь к дружбе так, как относились бы к ней Домон и царь Дианисий, если бы в их истории Пифей сбежал, спасая свою жизнь. Мой друг часто меня подводит. И я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.

- Так как же стать настоящим другом?

(Дети высказывают своё мнение, на доке появляется запись) (Слайд 5)

Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для других.

- Ребята, вы очень хорошо рассуждаете, доказываете, вы поняли как найти себе друга, что для этого надо делать.

- Как вы думаете, дружба возможна только между людьми?

- А возможна ли дружба межу животными? (Заслушивается мнение ребят)

- Когда говорят о дружбе, имеют ввиду отношение между людьми. –

- Дружат между собой не только люди, но и животные.

Дружба между животными – это когда они не нападают друг на друга, живут в мире и согласии, не обижаются и не спорят между собою. Даже совершенно разные животные бывают хорошими друзьями. Мы поговорим о том, какие бывают животные и как они дружат.

( После беседы выполнение заданий по командам, дети отвечают на заранее поставленные вопросы)

- После нашего разговора ответьте на вопросы: (слайд6)

1. Почему животные дружат?

2. Чему может научить дружба животных человека?

Гейм 5. Разбей животных на группы.

(Представители команд берут конверты с изображением животных. Разбивают животных на группы. Рассказывают по какому принципу они образовали группы)

Гейм 6. Работа с научно-познавательными текстами.

(Представители команд берут конверты с текстами. Прочитав текст они определяют о каком животном идёт речь, по каким признакам определи и что нового узнали.

Название животного во всём тексте обозначено точками).

Текст 1

Обыкновенную …. знают все. Окраска варьирует от рыжей, пепельной до черной. У …. кисточки на ушах. Все … питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами. Особенно …любит шишки. За день она может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых.

А также питается насекомыми, яйцами птиц, ящерицами.

Изображение … , грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии.

Кроме денег, … так же присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две … рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.

Она является героиней сказки А.С.Пушкина. (…песенки поёт, да орешки всё грызёт)

Текст 2

Эта птица самая известная. Она обитает около жилища человека. Недаром его называют«домовым»… .

… образуют одну пару на всю жизнь.

У молодых … вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками». Эта птичка не умеет ходить, а всё время прыгает.

Народная примета гласит, что если … купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки.

В знак благодарности … за борьбу против насекомых-вредителей, человек установил … памятники. Первый из них был поставлен в Бостоне.

… никогда не дерутся из-за корма. Если еды очень много, то … вначале слетает за своими друзьями, а потом уже будет наслаждаться кормом.

Температура тела нашего спутника жизни весьма высока – 44 градуса!

Из-за строения глаз, … видит мир в розовом свете. А в шее …в два раза больше позвоночников, чем у жирафа.

… назван так из-за того, что стаи … опустошали огромные поля. Люди, разгоняя их кричали «Вора бей!»

Текст 3

Среди пресноводных рыб … - одна из самых ненасытных хищниц. Нападает на рыбу даже крупнее себя. … - одиночная рыба, держится возле водной растительности и предпочитает реки с замедленным течением.

… - всеядный хищник, пожирающий всякую рыбу, не исключая колючих ершей. Не щадит она и своих сородичей. Однажды, при вскрытии … в ее желудке обнаружили заглотанную … в 27 см, а у этой, в свою очередь, в желудке была щучка в 17 см...

Эта хищница растет быстрее всех наших речных рыб, за исключением сома. Сначала … растет в длину но, достигнув примерно 70 см., начинает расти больше в ширину, увеличиваясь в длину примерно на 2 см. в год.

Окраска … связана с окружающей обстановкой. В мелких реках и озерах с песчаным дном он золотистый; в глубоких водоемах, озерах и прудах с илистым дном — темнее; в сильно заросших осокой и кувшинками прудах — зеленовато-золотистый. Цвет крупных … обычно темнее цвета мелких.

Она является героиней сказки, и исполняет желания Емели.

Текст 4

… — одни из самых восхитительных живых существ, завораживающих нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев.

… рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев. За свою короткую жизнь самка … может отложить более 1000 яиц.

… считается символом Великой Богини (Великой Матери)

В Японии считают, что увидеть … у себя в доме — к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека.

В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую … — символ неизменной любви.

… пробуют пищу лапками. Они не спят.

Если в Европе только наслаждаются красотой …, то в Китае, Южной Америке и Индии их умеют готовить и с удовольствием едят.

Наука о … называется ле-пи-доп-те-ро-ло-гия.

Она встречается нам в сказке про муху-Цокотуху. «… ….- красавиц, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье)

- Вы показали хорошие умения работать с научно-познавательными текстами, умение выбирать нужную информацию.

-Предлагаю вашему вниманию посмотреть слайды о дружбе животных.

Что же объединяет всех этих животных.

Слайд 7

Дикий олень каждое утро к кошке Лизи, чтобы узнать, как у неё прошёл вчерашний день и начался новый.

Слайд 8

Слонёнок Темба после смерти матери нашёл себе друга в лице ягнёнка Альберта.

Слайд 9

Макака Бонлуа в драке с собаками потеряла обе ноги и одну руку.

Кое-как добравшись до монастыря, она получила помощь и осталась жить в одной клетке с кроликом.

Слайд 10

Дружба между животными всегда поражает искренностью. Если они дружат, то дружат по настоящему. Оказывается возможна дружба кошки с собакою.

Слайд 11

III Итог урока. Рефлексия.

- Что такое дружба?

- Кого можно назвать другом?

- В чём ценность дружбы в жизни?

- Ребята у вас на партах лежат картинки с изображением эмоций. ( радость, грусть , восторг, восхищение, эврика, разочарование и.т.д.)

- Какое настроение у вас вызвал этот урок. Покажите с помощью картинок.

(Урок заканчивается песней о дружбе гр. Барбарики)

IV Д. задание.

Проект на тему дружбы. Сделать книжку-малышку.

Приложение 2

ИСТОРИЯ ДАМОНА И ПИФЕЯ

Дамон и Пифей были закадычными друзьями. С самого детства они все делали вместе. Вместе играли и вместе учились. Они бы­ли как братья и полностью доверяли друг другу.

Пифей был откровенным человеком и часто выступал перед на­родом с речами. Он говорил о том, что царь не должен иметь аб­солютной власти над своими подданными.

Прослышав о речах Пифея, царь Дионисий, конечно, разгневался и велел позвать Пифея и Дамона к себе. Когда друзья пришли во дворец, Дионисий велел Пифею отказаться от своих слов. Пифей ответил: «Я не могу этого сделать. Я говорю только правду, а ведь человеку нельзя запрещать говорить правду».

Тогда Дионисий еще больше разгневался и решил казнить Пифея, обвинив его в государственной измене.

Тем не менее, Пифей упорствовал, не желая менять своих взгля­дов. Он лишь попросил у царя разрешения вернуться домой и от­дать близким последние распоряжения перед своей казнью.

Царь рассмеялся во весь голос: «Если я позволю тебе пойти до­мой, ты просто сбежишь!»

Пифей ответил на это: «Я не сбегу! А чтобы ты не сомневался, я оставлю тебе залог».

«Что же ты оставишь мне в залог?» — спросил царь.

В этот момент Дамон выступил вперед. «Я останусь у тебя вме­сто залога. — объявил он. — Все знают о нашей дружбе с Пифеем. Пока я буду у тебя в темнице, ты можешь быть уверен, что он вернется».

«Надеюсь, ты понимаешь, — обратился царь к Дамону, — что, если Пифей не вернется через определенный срок, я казню тебя вместо него».

«Я понимаю, — ответил Дамон. — Но Пиорей вернется. Он дал тебе слово».

Итак, Пифей отправился домой, а Дамон занял его место в тем­нице. По прошествии нескольких дней Дионисий навестил узника. «Друг твой до сих пор не вернулся, — посмеялся он над Дамоном. — Что же ты теперь о нем думаешь?»

«Он вернется, — стоял на своем Дамон. — Я полностью ему до­веряю».

Царь недоверчиво покачал головой и ушел. Еще через несколько дней он вновь спустился в камеру Дамона. «Отпущенное Пифею время почти истекло, — сказал он. — Я сомневаюсь, что твой друг решится на возвращение. С твоей стороны было глупо так довериться ему».

Дамон посмотрел на Дионисия и спокойно возразил: «Пифей вернется, если только это в человеческих силах. Его, наверное, задержали какие-то неприятности в дороге».

Царь был поражен уверенностью Дамона. Но вот настал день казни, а Пифей все не возвращался. Палач вывел Дамона из тем­ницы, и Дионисий спросил его в последний раз: «Ты по-прежнему считаешь Пифея другом?»

Дамон улыбнулся: «Да, Пифей — мой друг».

В этот момент двери дворца распахнулись, и вошел Пифей. Вид его был ужасен. Вместо одежды на нем болтались какие-то лох­мотья, все тело было покрыто синяками и кровоточащими сса­динами, он был весь в грязи. Спотыкаясь, он подошел к Дамону и рухнул в его объятия. «Я успел! — воскликнул он. — Я так рад, что ты жив. Мой корабль потерпел крушение, и вдобавок я был ограблен на дороге. Но я знал, что должен идти вперед», Пифей повернулся к царю: «Я пришел и готов к казни».

Царь был поражен больше прежнего. Никогда раньше ему не при­ходилось видеть подобной преданности и доверия между людьми. Он отменил казнь и повелел отпустить Пифея и Дамона. «Но сна­чала, — сказал он им, — я хочу попросить вас об одной услуге».

«Чем мы можем помочь тебе?» — спросили друзья.

«Пожалуйста, подскажите, где и как мне найти такую же друж­бу, как ваша».

Приложение 3

Качества дружбы:

чувство юмора приятная внешность

сообразительность надежность

преданность умение слушать

общие интересы честность

доброта щедрость

общие убеждения уступчивость

общие ценности ответственность

Скачать публикацию Скачали: 101 раз

Способы оплаты

Линии