Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме; развивать умения анализировать, самостоятельно делать выводы, умозаключения, формировать представление об экологическом этикете; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, «Конституция РФ».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Роковая черта – что это означает? Какие изменения происходят в природе? В этом кто виноват или есть ли виноватые?
- Экологическая проблема носит глобальный характер. Объясните. Подтвердите это примерами. Где находятся «легкие» Земли? (Южная Азия, Северо-восток Южной Америки)
- Объясните такие понятия как кризис и катастрофа.
- Работа с Конституцией. Учитель и ученики разбирают статьи 41, 42, 58 Конституции РФ.
- Приведите примеры экологических правонарушений (учащиеся приводят примеры, можно заранее дать задание - приготовить примеры из газетных материалов)
- Можно ли преодолеть экологический кризис? Возможные ответы:
- Экологический этикет. Объясните смысл пословиц. Если связь между пословицами и экологией?
- Правила поведения в лесу. Класс делится на группы, в группах разрабатывают правила поведения в лесу. Обсуждение этих правил. Изучение плакатов об экологии.
- Экология и здоровье. Беседа.
- Подведение итогов урока. Стихотворение М. Дунина
- Какая тема нашего урока? Кто сформулирует цель урока? (ученики предлагают свои версии)
Фронтальный опрос
- Что такое природа?
- Что такое биосфера?
- Что такое неосфера?
- Кто «венец и царь природы»?
- Кто сделал такой вывод?
- Чем отличается человек от других существ
- Что такое прогресс?
- Что такое экология?
Какое из этих определений подходит к современной экологической обстановке?
- Римский клуб
- Красная книга
- ресурсосберегающие технологии
- безотходное производство – «клад» в мусорном ящике
- наукоемкие технологии.
Выступление ученика с сообщением о Красной книге.
- «Моя хата с краю».
- «После меня хоть потоп».
- «Построй дом, посади дерево, вырасти сына».
- «Не одним днем жив человек».
Что может сделать гражданин для защиты природы? (учащиеся перечисляют)
Какие выводы можно сделать на основе ваших ответов?
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!