Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96222

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экоперезагрузка"

Дата публикации:

Автор:
Педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы, КГБОУ ДО Хабаровский краевой центр внешкольной работы "Созвездие", г.Хабаровск

Цель: Создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры и воспитания гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к природе.

Задачи: Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру, к проблемам экологии; воспитание ответственного, бережного отношения к природе и к людям; формирование мотивации на «последействие», готовности к практической деятельности по изучению и сохранению природы.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Экоперезагрузка»

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Продолжительность реализации: 12 дней

Автор программы:

педагог дополнительного образования

Новикова Татьяна Ивановна

2017г.

Пояснительная записка

Современная цивилизация переживает эпоху «природных революций», когда природа «восстает» против своего уничтожения. Нашей планете (и в скором будущем - космосу) требуется экологическая перезагрузка. Завоёвывая природу – научно и технически - человечество постепенно «выходит» из этой системы. Именно это и породило в итоге новую область знаний – экологию. Термин «экология» в 1866 году вышел из-под пера немецкого учёного Эрнста Геккеля, который сформулировал задачи экологии как науки: описание взаимодействия организмов с окружающей средой. Изучение этих взаимоотношений стало альтернативой «завоевательному» взгляду на природу, противопоставляющему ей человека. Представление о прогрессе, двигавшее европейскую цивилизацию вплоть до второй половины ХХ века, даёт линейные прогнозы развития жизни на планете. Не случайно то, что писателей-фантастов и кинематографистов совсем не интересует земная природа, очень часто одной из составляющих сюжетов их произведений становится экологическая катастрофа на родной планете. И только техногенные катастрофы заставляют человека снова включать себя в систему всех живущих на земле организмов. Нет на Земле отдельной природы, отдельного человечества и отдельного отношения к природе, а есть наше отношение к самим себе, своей жизни, своему будущему. Никто не стремится, конечно, отказаться от прошлого опыта цивилизации. Дойдя до предела, мы возвращаемся в начало пути, но уже с грузом знаний о самих себе. «Есть такое железное правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Это правило Маленького принца из одноименной сказки-притчи французского писателя, летчика, мудрого человека Антуана де Сент-Экзюпери актуально и для нас, живущих сейчас на планете Земля.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, нам следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности ребенка является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки, означает формирование экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в осознании себя в природе, его отношении к природе, в умении обращаться с ней и готовности к природоохранительной деятельности. Для этого нужно быть человеком неравнодушным, осознающим проблемы экологии и способным участвовать в их решении. Участие в программе поможет подросткам направить энергию на добрые дела, позволит почувствовать причастность к решению экологических проблем своей планеты, окружающего мира, и получить удовольствие от этого.

Актуальность программы обусловлена потребностями времени: сегодня все больше в обществе ощущается потребность в освоении людьми элементов экологической культуры, в воспитании гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к своей планете. Экологические проблемы, созданные самим человеком, всё чаще приводят к катастрофам. Но чтобы люди начали это осознавать, необходимо у детей формировать знание и понимание взаимоотношений Человека и Природы, своей роли в сохранении гармонии и красоты этого мира. На одном из российских сайтов в 2012 году был проведен опрос «Что лично Вы предпринимаете ради заботы об экологии?». По итогам 8% респондентов не интересует забота об экологии, а 46% считает, что это только дело государства и администрации промышленных предприятий; только 16% принимает участие в различных экологических инициативах. А как считаете Вы? Ведь совсем не случайно 2017 год объявлен в России Годом экологии. Все большую популярность на планете приобретает агро туризм, экологический и этнографический туризм. Нам есть что обсуждать в экологии и найдется в чем участвовать.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая и естественнонаучная.

Отличительная особенность программы

В основе программы – принцип межпредметной интеграции гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (литература, русский язык, краеведение, экология, биология), что предоставляет возможность создания у обучающихся целостного представления о мире, единстве всех его составляющих, неразделимой связи Человека и Природы. У детей появляется возможность проявления и развития личностных качеств, метапредметных компетентностей при участии в социально-ролевой игре, выполнении кейс-заданий; создается мотивация на последействие в социуме. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому важный компонент программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание занятий включен материал об уникальной природе Дальнего Востока, о Красной книге Хабаровского края. Использование литературного материала – сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - способствует созданию игрового пространства, повышению познавательного и читательского интереса детей, их активности при решении проблемных ситуаций. Проведение экологических исследований позволяет детям приобщиться к методу научного познания окружающего мира, открывает возможности для саморазвития и дальнейшего определения в данной области.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что обучающиеся преодолеют еще имеющие место суждения о неисчерпаемых богатствах природы, научатся видеть и открывать окружающий нас мир и пытаться делать его лучше. Для этого используются новые виды деятельности, в том числе выполнение кейс-заданий, создание «лайфхаков». После освоения содержания программы, выполнения практических заданий дети смогут применять полученные знания и навыки в своем дальнейшем личностном развитии и социальном самоопределении, а также обучать данной деятельности других.

Педагогическая целесообразность программы определяется сочетанием разнообразных методов, приёмов, средств обучения и форм организации деятельности обучающихся, в том числе основанных на применении технологии «обучение в сотрудничестве», информационно-коммуникационной технологии, кейс-технологии, проблемного обучения. При этом преобладает практическая деятельность обучающихся. Совместная деятельность позволит каждому участнику освоить навыки общения и взаимодействия с различными людьми в условиях временного детского коллектива и в обществе. Они получат представление о природе как универсальной ценности, научатся эстетическому восприятию окружающего мира, осознают свою роль во взаимоотношениях человека и природы.

Программа предусматривает отбор форм, методов и приёмов, активизирующих личностное развитие детей.

Интерактивное обучение позволяет педагогу создать воспитывающее, личностно-развивающее пространство отношений и деятельности, благоприятные условия для активной самостоятельной работы участников, диалогического общения, формирования и развития компетенций личностного развития и метапредметных компетенций. В основе организации работы участников – идеи групповой деятельности.

Индивидуально-групповая и коллективно-групповая формы организации деятельности участников активизирует их личностные функции: функцию изобретательности – способности к выбору; рефлексии – способности оценивать свои действия; функцию «бытийности» – поиска смысла жизни и творчества; формирующую функцию – формирование образа собственного «Я»; ответственности – «Я отвечаю за всё»; автономности личности (согласно технологии личностно ориентированного обучения). Занятия носят как информационно-познавательный характер с опорой на знания и опыт участников, так и развивающий, продуктивно-деятельностный характер на основе совместной работы в группе («команде»).

Межпредметная интеграция гуманитарных и естественнонаучных дисциплин способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире и осознанию неразделимой связи Человека и Природы.

Цель:создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры и воспитания гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к природе.

Задачи:

-создание условий для восприятия детьми целостной картины мира;

-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру, к проблемам экологии;

-воспитание ответственного, бережного отношения к природе и к людям;

-формирование мотивации на «последействие», готовности к практической деятельности по изучению и сохранению природы.

Возраст обучающихся: 11-15 лет.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Условия набора обучающихся: по желанию участников краевой профильной смены.

Сроки реализации программы: 12 дней.

Режим занятий: 2 академических часа ежедневно.

Формы и методы обучения

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения подростков, развития творческих способностей, нравственных качеств и общечеловеческой культуры личности.

Методы обучения:

- информационные (словесные, демонстрационные);

-управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа, алгоритмы);

-практические (репродуктивные, проектные, кейсы, самостоятельная работа). -аналитические (анализ работы, итогов выполнения кейс-задания; рефлексия участников).

В реализации краеведческого компонента используются методы: экскурсия, наблюдение, рисование, фотосъемка природных объектов на территории дружины, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, проблемные и творческие задания, практическая работа, мини-исследования и наблюдения, дидактические и ролевые игры, участие в экологических акциях, конкурсы, викторины.

Формы организации деятельности детей: индивидуально-групповая, парная, коллективно-групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов, проявлению и развитию творчества, инициативы, самостоятельности.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

-приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

-вести наблюдения в природе под руководством руководителя и самостоятельно;

-научиться делать заключение на основе наблюдений;

-уметь работать индивидуально и взаимодействовать в группе;

-быть способными отстаивать свою точку зрения;

-осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

-научиться выполнять правила поведения в природе и в обществе;

-видеть и открывать для себя и для других красоту окружающего мира, сохранять и преумножать её.

Способы определения результативности: педагогическое наблюдение и педагогический анализ деятельности обучающихся (проявление активности, самостоятельности, инициативы, творчества обучающихся на занятиях; выполнение различных ролей в группе, готовность и способность к взаимодействию с другими участниками и локациями, выполнение кейс-заданий, анкетирование);

педагогический мониторинг результатов работы и личностного продвижения участников группы (подведение итогов работы на каждом занятии, анкетирование).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: беседа, коллективный анализ и самоанализ, решение кейс-задания, индивидуальная и коллективная рефлексия, оценивание деятельности, анкетирование.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Кейс 1. «Приведи в порядок свою планету». Проблемы экологии.

12

2

10

1.1

Погружение в кейс. Что такое экология? «Эко-перезагрузка»: проблемы экологии.

2

0,5

1,5

1.2

Человек и природа. Проблемы отношений человека и природы. Ситуация «Новая жизнь «клавы».

2

0,5

1,5

1.3

Исследование ситуации «Новая жизнь «клавы». Проблема утилизации и использования компьютерных отходов.

2

0,5

1,5

1.4

Исследование ситуации. Экологические опыты (взаимодействие с Детским экологическим центром г.Хабаровска).

2

-

2

1.5

Решение кейсовой задачи: «Новая жизнь «клавы».

2

0,5

1,5

1.6

Итоги решения кейса. Создание нового (своего) продукта. Лайфхак.

2

-

2

2

Кейс 2. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Природа родных мест. Красная книга Хабаровского края.

12

1,5

6,5

2.1

Погружение в кейс. Природа родных мест. Красная книга Хабаровского края. Ситуация «Вторая жизнь «мышки».

2

0,5

1,5

2.2

Исследование ситуации «Вторая жизнь «мышки».

2

0,5

1,5

2.3

Исследование ситуации. Проблемы сохранения природного богатства и красоты окружающего мира. Вторичное использование компьютерной техники.

2

0,5

1,5

2.4

Решение кейсовой задачи. «Вторая жизнь «мышки». Как сделать окружающий мир и нас самих лучше?

2

0,5

1,5

2.5

Решение кейсовой задачи. «Вторая жизнь «мышки». Создание нового (своего) продукта.

2

-

2

2.6

Итоги решения кейса. Сохраним и украсим свою планету. Лайфхак.

2

-

2

Итого часов

24

4,0

20

Содержание программы

Содержание программы реализуется в процессе решения кейс-заданий, через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации самостоятельного выбора поступка по отношению к природе.

Содержание познавательного компонента занятий составляют сведения о природе и экологии, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся таким образом, что экологические знания детей расширяются и углубляются. Природа изучается как носительница эстетических, материальных, культурных ценностей и как среда обитания. Кроме того, у детей происходит развитие нравственной сферы, знаний и чувств. В программе предусмотрена смена видов деятельности, при этом значительное место отводится игровому компоненту и практической работе. Практическая направленность курса осуществляется через решение кейсов, игровые, творческие и практические задания, исследования, экскурсии в природу и наблюдения.

1.Кейс «Приведи в порядок свою планету».

Что такое экология? Человек и Природа. Проблемы отношений человека и природы- проблемы экологии.

Ситуация «Новая жизнь «клавы»

В клавиатуре вашего компьютера стали «западать» клавиши, и вы заменили её новой. Осталось только выбросить старую клавиатуру, вы посмотрели на неё, невольно вздохнули: такая привычная, родная, жаль расставаться. А что если… попытаться дать «клаве» новую жизнь?

Проблемы

Почему наша планета может стать неприветливой, «сухой и колючей»? Что всем людям и каждому человеку нужно делать, чтобы этого не случилось? Какими могут быть отношения человека и природы?

Пути решения

1.Распределитесь на группы (3-5 человек), изучите материалы. Определите своё отношение к ситуации, выскажите мнение.

Найдите дополнительную информацию (экология, планета, астероид, баобаб, Красная книга).

2.Экскурсия по экологической тропе. Обратите внимание на природу вокруг, на отдельные растения. Чем они интересны?

3.Поработайте в группах и найдите ответы на вопросы. Во время пребывания на территории лагеря внимание наших гостей привлекла удивительная картина. На ней изображен маленький путешественник по планетам, посетивший и Землю. И планета наша показалась ему сначала «странной»: «Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут». А может, это будущее нашей планеты, если… Что произойдёт? Каковы причины? Что сделать, чтобы не настало это «если»? Что зависит от каждого из нас и от всех людей на планете?

Почему наша планета может стать неприветливой, «сухой и колючей»? Что всем людям и каждому человеку нужно делать, чтобы этого не случилось? Почему это так важно для Маленького принца (и только ли для него): «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы».

Что означает для вас «своя планета»? И причем тут баобабы? Какой секрет они скрывают? Какие полезные (лечебные) растения могут нам помочь во время путешествия?

4.Составьте ваши правила, как «привести в порядок свою планету», и оформите их.

5.Выполняйте эти правила сами и предложите их своим товарищам.

6.Наблюдение и деятельность: опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом). Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода - источник жизни на Земле.

7.«Вода бывает нужна и сердцу…». Как вы понимаете эти слова Маленького принца?

8. Эксперимент (наблюдение и деятельность): исследование состава и чистоты воздуха. Обсуждение в группах итогов эксперимента. Выводы о влиянии комнатных растений на состав воздуха в помещении. Взаимодействие с «Детским эколого-биологическим центром» г.Хабаровска.

9.Поиск и обработка информации из различных источников: «Цивилизация: экологические катастрофы и можно ли их предотвратить?», «Вторая жизнь компьютерного мусора».

10.Анкетирование (экспресс-опрос) «Экологические проблемы».

11.Практическая деятельность: проектирование и создание нового продукта из отслужившей компьютерной клавиатуры.

12.Лайфхак «Новая жизнь «клавы».

Итоги:

1. Составление и оформление памятки (листовки, плаката) «Приведи в порядок свою планету».

2.Создание лайфхака «Новая жизнь «клавы».

2.Кейс «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Природа родных мест. Красная книга Хабаровского края. Как сделать окружающий мир и нас самих лучше?

Ситуация

Мы получили письмо.

Сенсация! К нам прилетает… Маленький принц! Как встретить гостя, что показать и рассказать о «своей планете», о «Созвездии»? А может, о нашем крае? Провести для него экскурсию или показать фильм? Что вы показали бы (что сделали бы), чтобы он увидел красоту наших мест, чтобы наша «звёздная» территория ему понравилась? Что можно сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?

Проблемы

Почему человеку бывает одиноко, даже если вокруг него много людей? Кто может быть настоящим другом? Всегда ли мы замечаем красоту вокруг себя? Как сохранить красоту природы? Как улучшить окружающий нас мир? Что мы способны увидеть глазами, а что можно «разглядеть» только сердцем, почувствовать?

Способы решения

1.Распределитесь на группы (3-5 человек), изучите материалы. Найдите дополнительную информацию (друг, дружба, приручить), обсудите поделитесь в группе.

2. Попытайтесь разобраться в ситуации, выскажите мнение.

Оказавшись на Земле, Маленький принц почувствовал себя одиноким, ему было грустно и неуютно до тех пор, пока он не встретил необыкновенного, мудрого друга. Просмотрите фрагмент фильма об этой встрече.

3.Обсудите в группах вопросы.

Кто этот друг и что он открыл Маленькому принцу? Что значит «приручить»? Почему так важно быть в ответе за тех, кого приручил?

4. Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся… У каждого есть своя звезда».

А вы, ребята, смотрите на звёзды? Что может означать «своя звезда»? Вспомните стихотворение В.Маяковского «Послушайте!».

5. На родной планете Маленького принца ждала прекрасная роза с шипами…

Прочитайте текст, посмотрите фрагмент фильма и обсудите в группах:

Это очень важно - чтобы тебя кто-то ждал? Чем и кем была прекрасная Роза для Маленького принца? Всегда ли мы понимаем (чувствуем) тех, кто рядом с нами?

6.Экскурсия по территории (наблюдение): бабочки, и не только. Фото. Видеосюжеты «Чудесное превращение» (как гусеница превращается в бабочку), «Самые красивые бабочки мира». Обсудите в группах: как удивителен этот мир… и как бывает мимолётен.

7. Рассмотрите «Красную книгу» Хабаровского края. Подумайте, почему она такая большая и зачем она создана? Какие представители из «Красной книги» есть на нашей территории (экскурсия, видеосюжет «Семь чудес Хабаровского края»). Составьте маршрут экскурсии для Маленького принца по «краснокнижным» растениям и животным на нашей территории. Сделайте фотографии природных объектов к этому маршруту (работа в группах).

8. Эксперименты (наблюдение и деятельность): исследование состава почвы, измерение уровня шума на территории. Обсуждение в группах итогов эксперимента. Выводы о влиянии состава почвы на рост растений и о влиянии шума на человека и природу. Взаимодействие с «Детским эколого-биологическим центром» г.Хабаровска.

9.Фотогалерея (слайд-шоу): «Как прекрасен этот мир…».

10.Практическая деятельность: поиск информации, проектирование и создание нового продукта из отслужившей компьютерной мыши.

11.Создание лайфхака «Вторая жизнь компьютерной мышки».

Итоги

1.Экологическая акция «Сохраним свою планету».

2.Лайфхак «Вторая жизнь компьютерной мышки».

Методическое обеспечение программы

Техническое оснащение:

-кабинет, оборудованный столами, стульями;

-компьютер с выходом в интернет;

- проектор;

-экран;

-колонки;

-фотокамера;

-штатив для фотокамеры.

Инструменты, материалы:

-картон;

-бумага (белая, цветная);

-ножницы;

-клей (ПВА, канцелярский);

-клей «Момент универсальный»;

-фломастеры;

-краски (гуашь, акварельные);

-инструменты для изготовления поделок из компьютерной клавиатуры и мыши (отвертки, кусачки, плоскогубцы, бокорезы и др.);

-клавиатура компьютерная (3 шт.);

-мышь компьютерная (3шт.);

-проволока гибкая;

-подвески для брелоков.

Дидактическое обеспечение:

-кейс-задания;

-презентации;

-видеоматериалы;

-виртуальная экскурсия;

-иллюстрации, фотоматериалы;

-раздаточный печатный материал.

Список литературы

1.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц (любое издание).

2. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2008.-224 с.

3.Альбом (иллюстрированный справочник). Хабаровский край.

4.Альбом (иллюстрированный справочник). Город Хабаровск.

5.Красная книга Хабаровского края.

6.Журнал «ТУРНЕ» (материалы из журналов разных выпусков).

7.Журнал «Discovery»/ №5-2012 (материалы об экологии).

8.Журнал «Расти с Хабаровском», 2013-2015.

Интернет-ресурсы

1.http://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/libra...

2.http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/328,451

3.www.blog.mrprintables.com

4.Видеоматериалы: видеосюжеты о проблемах экологии, о природе родного края, «Семь чудес Хабаровского края», «Лотос».

5. Видеоматериалы: видеоролики на тему «Поделки из отслужившей компьютерной техники».

6. Художественный фильм «Маленький принц».

7.Мультфильмы: «Маленький принц», «Огненная птица» (по мотивам «Маленького принца»).

Приложения к программе

Приложение 1

Материалы из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Текст1. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», гл.5

Планета Маленького принца

У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц

прилетел с планетки, которая называется "астероид В-612". Этот астероид

был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким

астрономом.

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как

он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку,

когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с

баобабами.

Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг

овладели тяжкие сомнения, и он спросил:

- Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?

- Да, правда.

- Вот хорошо!

Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но

Маленький принц прибавил:

- Значит, они и баобабы тоже едят?

Я возразил, что баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с

колокольню, и, если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и

одного баобаба.

Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:

- Их пришлось бы поставить друг на друга...

А потом сказал рассудительно:

- Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

- А как же! - воскликнул он, словно речь шла о самых простых,

азбучных истинах.

И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут

травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших,

полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена

невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает

проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к

солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или

розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь

дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот

на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это

семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не

распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей

планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета

очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

- Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький

принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же

приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день

выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую

картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

- Если им когда-нибудь придется путешествовать, - сказал он, - это

им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет.

Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на

ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...

Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету.

Я терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем

грозят баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на

астероид, очень велика - вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей

обычной сдержанности. "Дети! - говорю я. - Берегитесь баобабов!" Я хочу

предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их

подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде

и я. Вот почему я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль

потраченного труда. Быть может, вы спросите: отчего в этой книжке нет

больше таких внушительных рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень

прост: я старался, но у меня ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы,

меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно.

Текст2. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», гл.9.

Как я понял, он решил странствовать с перелетными птицами. В

последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Он

заботливо прочистил действующие вулканы. У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться! Поэтому он прочистил и потухший вулкан тоже. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений. Извержение вулкана - это все равно что пожар в печной трубе, когда там загорится сажа. Конечно, мы, люди на земле, слишком малы и не можем прочищать наши вулканы. Вот почему они доставляют нам столько неприятностей.

Не без грусти Маленький принц вырвал также последние ростки

баобабов. Он думал, что никогда не вернется. Но в это утро привычная

работа доставляла ему необыкновенное удовольствие. А когда он в

последний раз полил и собрался накрыть колпаком чудесный цветок, ему

даже захотелось плакать.

- Прощайте, - сказал он.

Красавица не ответила.

- Прощайте, - повторил Маленький принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

- Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня. И

постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл,

смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта

тихая нежность?

- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не

знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся

быть счастливым... Оставь колпак, он мне больше не нужен.

- Но ветер...

- Не так уж я простужена... Ночная свежесть пойдет мне на пользу.

Ведь я - цветок.

- Но звери, насекомые...

- Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с

бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня

навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня

тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом

прибавила:

- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это

был очень гордый цветок...

Текст3.Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», гл.20.

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец,

набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

- Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

- Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

- Кто вы? - спросил он, пораженный.

- Мы - розы, - отвечали розы.

- Вот как... - промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица

говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним

пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький

принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь

бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за

больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня

тоже..."

А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире

цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая

обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три

вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,

навсегда... какой же я после этого принц..."

Он лег в траву и заплакал.

Текст4.Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», гл.21.

Вот тут-то и появился Лис.

- Здравствуй, - сказал он.

- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но

никого не увидел.

- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...

- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!

- Я - Лис, - сказал Лис.

- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так

грустно...

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.

- Ах, извини, - сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

- А как это - приручить?

- Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?

- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?

- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И

еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это -

приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает:

создать узы.

- Узы?

- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький

мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не

нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно

такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы

станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для

Наши новости: