Кандидат педагогических наук Рузина Лидия Владимировна
Директор ГБОУ Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева
Тема самостоятельной работы "Реестр зелёных насаждений"
Педагогам хорошо известно, самая лучшая форма проверки знаний и компетенций ученика - самостоятельная работа. Так и для школы - одна из форм проверки эффективности наших действий в том или ином направлении - самостоятельная работа с различными базами данных.
Это проверка реального состояния дел и уровня управленческой и организационной культуры школы. Одна из таких баз данных, автоматизированная информационная система "Реестр зеленых насаждений" появилась в нашей практике сравнительно недавно. И когда мы открыли её для себя, увидели, что из сухого статистического реестра может получиться результат, продукт проектной работы педагогов и учеников.
Работа по учету зеленых насаждений и мониторингу территорий образовательных организаций регламентирована постановлением Правительства Москвы, Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ, кроме того, необходимые разъяснения были даны специалистами на селекторных совещаниях Департамента образования.
Задачи и функции АИС "Реестр зеленых насаждений" были нам также представлены специалистами. Взгляните, коллеги, ведь по сути, это задачи хорошего и полезного экологического образовательного проекта. Систематизация, анализ и обобщение информатизации о состоянии насаждений на пришкольном участке, развитие умений ландшафтного проектирования, практическое приложение знаний и навыков в разработке схем и планов, овладение новыми информационными технологиями...
Школам было предложено несколько вариантов работы с реестром. Мы обсуждали каждый. Выяснили, что средняя цена вопроса при заключении договора с подрядной организацией порядка 70 тысяч рублей. Казалось бы, можно заплатить фирме, можно заключить договор с колледжем, но.... когда мы внимательно стали изучать, что предстоит сделать, поняли, что таблицы эти могут быть заполнены самостоятельно школой.
Мы увидели, что в самом реестре зеленых насаждений заложено гораздо больше чем сухая статистика, что из него может получиться практический результат детских исследований. Мы все прекрасно знаем, что образовательная среда школы - это совокупность элементов, одним из которых является чистая и ухоженная территория.
Ну а еще больший воспитательный и образовательный эффект достигается, когда дети вовлечены в создание и уход за этой территорией, за этой средой. Совместная работа над реестром может и должна быть созвучна требованиям и задачам экологического образования и воспитания школьников.
Мы сделали выбор в пользу самостоятельной разработки АИС, совершенно логично вписав эту работу в единый школьный проект, посвященный предстоящему Году экологии и подготовке к городской научно-практической конференции школьников.
В рамках работы по мониторингу зеленых насаждений на территориях зданий созданы проектные группы учащихся. Причем эту работу в немного упрощенном виде мы реализуем даже в дошкольных группах. С сентября 2016г в группе №9 «Фантазеры» стартовал и интересный, длительный (долгосрочный) проект на тему: «Поисково-исследовательская деятельность, как форма ознакомления дошкольников с неживой природой». Основной целью проекта является углубление представлений о живой и неживой природе, умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Привлечены к созданию пересчетной ведомости учителя естественно-экологической кафедры, специалисты по ИТ. Что исследуют и изучают дети? Состояние и виды деревьев, а у нас на территориях фруктовые и хвойные деревья, есть особо ценные породы -лиственницы, более 15 видов кустарников.
Работая над показателями реестра участники проектной группы узнают и будут различать типы газонов, виды цветов, изучат состояние почвы, напочвенного покрова, создадут целостную картину ландшафта территорий школы.
Показатели реестра дают возможность создать его межпредметную образовательную среду, привлечь и географию, и экологию с биологией, и математику. Тем более, что экологическую работу наша школа ведет давно. Мы бережно ухаживаем за нашим садом, которому более 50 лет. Замечательные зеленые территории также и в дошкольных группах.
В рамках работы над проектом мы проводим межпредметные практические работы, акции, в частности недавно участвовали в общероссийской FSC-пятнице. Проектно-исследовательские работы учащихся будут представлены на межрайонной научно-практической конференции.
Ежегодный конкурс ландшафтного дизайна, который мы проводим на территории школы, дает возможность интересно поработать над разделом реестра "Цветники". Ведь цветов на территории каждый год мы высаживаем много! Есть что изучать. Проводим тематические конкурсы цветочных клумб.
Раздел реестра "Лесная таксация" предполагает материальную оценку состояния зеленых насаждений, пород, возраста и т.д.
И работа над этим разделом гармонично связана с нашей образовательной линией в сотрудничестве с ГУП "Мосприрода", начиная с дошкольных групп.
Ну а без помощи наших коллег из колледжей не проходит ни один проект. Так что и информационно-техническую часть по созданию ситуационного плана и привязки зеленых насаждений к нему, мы реализуем совместно с коллегами из Многопрофильного техникума имени Л.Б. Красина, которые обучают наших ребят в кружках ландшафтного дизайна.
Таким образом, казалось бы сухой статистический реестр превратился в занимательную самостоятельную работу школы - еще один важный многоуровневый образовательный проект.