Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка урока по экологии "ЗАКОНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПИЩЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Дата публикации:

Автор:
учитель экологии, МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района, Саратовская область,Марксовский район, с.Орловское

Цель: Изучить законы и следствия пищевых отношений

Задачи: Подчеркнуть всеобщность, разнообразие и чрезвычай¬ную роль пищевых отношений в природе. Показать, что именно пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систе¬му и являются также одним из важнейших факторов естественного отбора

Литневская Анна Андреевна МОУ-СОШ с Орловское Марксовского района

Учитель экологии

Тема урока:

ЗАКОНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПИЩЕВЫХОТНОШЕНИЙ

Цель: изучить законы и следствия пищевых отношений.

Задачи: подчеркнуть всеобщность, разнообразие и чрезвычай­ную роль пищевых отношений в природе. Показать, что именно пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систе­му и являются также одним из важнейших факторов естественного отбора.

Оборудование: графики, отражающие колебания числен­ности в отношениях «хищник - жертва»; гербарные образцы насекомоядных растений; влажные препараты (ленточные черви, пече­ночный сосальщик, пиявки); коллекции насекомых (божья коровка, муравей, овод, слепень); изображения растительноядных грызунов, млекопитающих (орел, тигр, корова, зебра, усатые киты).

I. Организационный момент.

П. Проверка знаний. Тестовый контроль.

1. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типич­
ными представителями следующего типа взаимодействий:

а) нейтрализм;

б) аменсализм;

в) комменсализм;

г) протокооперация.

2. Тип взаимоотношений следующих представителей живот­
ного мира можно классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния; б)крокодил и воловья птица;

в) акула и рыбы-прилипалы;

г) волк и косуля.

3. Животное, которое нападает на другое животное, но по­
едает только часть его вещества, редко вызывая гибель, отно­
сится к числу:

а) хищников;

б) плотоядных;

в) паразитов;

г) всеядных.

4. Копрофагия встречается:
а) у зайцев; б) у бегемотов;

в) у слонов;

г) у тигров.
5. Аллелопатия - это взаимодействие при помощи биологиче­ски активных веществ, свойственное следующим организмам:

а) растениям;

б) бактериям;
в)грибам;
г) насекомым.

6. Не вступают в симбиотические отношения:

а) деревья и муравьи;

б) бобовые и бактерии ризобиум;

в) деревья и микоризные грибы;

г) деревья и бабочки.

7. Паразитическим организмом не являются:

а) фитофтора;

б) вирус табачной мозаики;

в) шампиньон, опенок луговой;

г) повилика, заразиха.

8. Хищников и паразитов сближает то, что они:

а) едят только наружные покровы жертвы;

б) занимают сходную эконишу;

в) нападают в основном на ослабленных особей;

г) имеют сходные приемы охоты на жертву.

9. Осы-наездники являются:

а) истинными паразитами;

б) хищниками с чертами редуцентов;

в) паразитами с чертами хищников;

г) плотоядными.
10. К эктотрофным паразитам нельзя отнести:

а) блох;

б) вшей;

в) стеблевых нематод;

г) ржавчинные грибы.

11. Наружный паразит, который превращается во внутренне­
го паразита, встречается в организмах:

а) грибов; б)червей;

в) рыб;

г) птиц.

12. Растением-паразитом не является:
а) повилика;

б)заразиха;

в) омела белая;

г) головня.

13. Вариантом, который отражает правильную последова­
тельность организмов, вступающих в отношения «хозяин - пара­
зит
- сверхпаразит», является:

а) амеба —» опалина —► лягушка;

б) лягушка —> опалина —► амеба;

в) грибы —* лягушка —> опалина;

г) лягушка —* амеба —► опалина.

III. Изучение нового материала. 1.Рассказучителя.

Жизнь на Земле существует за счет солнечной энергии, которая через растения передается всем остальным организмам, создающим пищевую, или трофическую, цепь: от продуцентов к кон-сументам, и так 4-6 раз с одного трофического уровня на другой.

Трофический уровень -это место каждого звена в пи­щевой цепи. Первый трофический уровень - это продуценты, все остальные - консументы. Второй уровень - это растительноядные консументы; третий - плотоядные консументы, питающиеся расти­тельноядными формами; четвертый - консументы, потребляющие других плотоядных, и т. д.

Следовательно, можно и консументов разделить по уровням: консументы первого, второго, третьего и т. д. порядков.

Энергетические затраты связаны прежде всего с поддержанием метаболических процессов, которые называют тратой на дыхание; меньшая часть затрат идет на рост, а остальная часть пищи выделя-ется в виде экскрементов. В конечном итоге большая часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в окружающей среде, а на следующий, более высокий трофический уровень передается н е более 10% энергии от предыдущего.

Однако такая строгая картина перехода энергии с уровня на уровень не совсем реальна, так как трофические цепи экосистем сложно переплетаются, образуя трофические сети.

Например, морские выдры питаются морскими ежами, которые едят бурые водоросли; уничтожение охотниками выдр привело к уничтожению водорослей вследствие роста популяции ежей. Когда запретили охоту на выдр, водоросли стали возвращаться на места обитания.

Значительную часть гетеротрофов составляют сапрофаги и са-профиты (грибы), использующие энергию детрита. Поэтому разли­чают два вида трофических цепей: цепи выедания, или па­стбищные, которые начинаются с поедания фотосинтезирую-щих организмов, и детритные цепи разложения, кото­рые начинаются с разложения остатков отмерших растений, трупов и экскрементов животных. Итак, поток лучистой энергии в экоси­стеме распределяется по двум видам трофических сетей. Конечный итог: рассеивание и потеря энергии, которая, чтобы существовала жизнь, должна возобновляться.

2. Работа с учебником в малых группах.

Задание 1. Укажите характерные особенности животных-паразитов. Приведите примеры.

Задание 2. Укажите особенности пищевых отношений ти­пичных хищников. Приведите примеры.

Задание 3. Укажите особенности пищевых отношений жи­вотных-собирателей. Приведите примеры.

Задание 4. Укажите особенности пищевых отношений па­сущихся видов. Приведите примеры.

Примечание: учителю следует обратить внимание учащихся на то, что в иноязычной литературе термин, обозначающий отношения типа

«+; -» переводится двояко: «эксплуататор - жертва» или «хищник - жерт­ва». Таким образом, в ранге «эксплуататора», а в других переводах «хищ­ника», оказывается не только типичный хищник, но и паразит, собиратель и даже пасущийся вид.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что термин «хищник» упот­ребляется в литературе по экологии в узком и широком смыслах.

Ответ к заданию 1.

Паразиты - существа, обитающие на поверхности или в теле других организмов и живущие за их счет. Таковы иксодовые кле­щи, ленточные черви, печеночный сосальщик, вирус кори, палочка Коха, вирус табачной мозаики, головня, омела белая.

Характерные особенности животных-паразитов:

•паразиты живут в условиях избытка пищевых ресурсов;

•используют хозяина как постоянное или временное место жительства;

•паразитам выгодно долго использовать хозяина, а поэтому возникают взаимные адаптации, снижающие негативные последст­вия паразитизма;

•паразиты обычно имеют мелкие размеры в сравнении с хо­зяевами.

Ответ к заданию 2.

Типичные хищники тратят много сил на поиск, выслеживание и поимку добычи; убивают жертву практически сразу после нападе­ния. У животных развито специальное охотничье поведение. При­меры - представители отряда хищных, куньих и др\

Ответ к заданию 3.

Животные-собиратели тратят энергию только на поиск и сбор мелкой добычи. К собирателям относятся многие зерноядные гры­зуны, куриные птицы, грифы-падалыцики, муравьи. Своеобразные собиратели - фильтраторы и грунтоеды водоемов и почв.

Ответ к заданию 4.

Пасущиеся виды питаются обильным кормом, который не нуж­но долго искать и который легко доступен. Обычно это раститель­ноядные организмы (тли, копытные), а также некоторые плотояд­ные (божьи коровки на колонии тлей).

3. Д и с к у с с и я.

Вопрос. В каком направлении идет эволюция видов в случае

с типичными хищниками? Примерный ответ.

Прогрессивная эволюция как хищников, так и их жертв направ­лена на совершенствование нервной системы, в том числе органов чувств, и мышечной системы, так как отбор поддерживает у жертв те свойства, которые помогают им спастись от хищников, а у хищ­ников - те, которые помогают в добывании пищи.

Вопрос. В каком направлении идет эволюция в случае соби­рательства?

Примерный ответ.

Эволюция видов идет по пути специализации: отбор у жертв поддерживает признаки, делающие их менее заметными и менее удобными для сбора, а именно покровительственную или преду­преждающую окраску, подражательное сходство, мимикрию.

В о п р о с. В каких ситуациях человек выступает в роли типич­ного хищника?

Примерный ответ.

•При использовании промысловых видов (рыба, дичь, пуш­ные и копытные звери);

•при уничтожении вредителей.

Примечание: учителю следует акцентировать внимание на том, что в идеальном случае, при грамотной эксплуатации промысловых объ­ектов (рыба в море, кабаны и лоси в лесу, древесина), важно уметь пред­видеть последствия этой деятельности, чтобы удержаться на тонкой грани между допустимым и чрезмерным использованием ресурса. Цель дея­тельности человека - сохранить и приумножить число «жертв» (ресурс).

IV. Закрепление нового материала.

Учебник, §9, вопросы 1-3. Ответ на вопрос 1.

Не всегда. Гнездовая территория может вместить только опре­деленное число птиц. Размеры индивидуальных участков опреде­ляют, какое число вывешенных дуплянок будет занято. Темп раз­множения вредителя может оказаться настолько высоким, что имеющееся количество птиц не сможет значительно снизить его численность.

Ответ на вопрос 2.

Упрощение модели состоит в следующем: не учли, что жертвы могут убегать и прятаться от хищников, хищники - питаться раз­ными жертвами; в реальности плодовитость хищников зависит не только от кормовой базы и т. п., то есть отношения в природе го­раздо сложнее.

Ответ на вопрос 3.

Для лосей улучшилась кормовая база и уменьшилась гибель от хищников. Разрешение на умеренную охоту дается в том случае, если высокая численность лося начинает отрицательно сказываться на восстановлении лесов.

Ответ. Паразиты сдерживали численность листовертки в 5-м и 6-м поколениях, а в остальное время поражали лишь небольшую часть популяции.

V/Домашнее задание: § 9, задание 1; дополнительная информа­ция.

Наши новости:

Разместить свою публикацию