Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96199

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Клаксон»

Дата публикации:

Автор:
педагог-организатор, МБОУ « Лянторская средняя общеобразовательная школа №3», ХМАО Сургутский район г.Лянтор

Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи: • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах»,на основе программы «Безопасность дорожного движения»: программы для системы доп. образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Масленникоа; по ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Отличительной особенностью данной программы является подготовка пешехода-профессионала, умеющего обеспечить свою безопасность и способного позаботиться о других.

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Если мы хотим, чтобы дети были защищены от дорожных травм, то следует сделать систему обучения безопасного поведения на дорогах обязательной и регулярной.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Обучающие:

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;
  • Повысить интерес школьников к велоспорту;
  • Воспитать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку;
  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения

Развивающие:

Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

Воспитательные:

Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

Основные методы работы с обучающимися включают в себя:

в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с литературой, видеометод;

в воспитании - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения).

При проведении практических занятий используются различные формы организации деятельности учащихся:

  • различные упражнения с моделями, тренажерами, с игровым материалом транспортных средств;
  • практические занятия с использованием магнитно-маркерных досок;
  • изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств;
  • беседы, лекции, инструктаж;
  • экскурсии, профессионально-ориентированные игры;
  • самостоятельная работа, тестирование;
  • соревнования, конкурсы ;
  • показ слайдов (видеороликов);
  • пропаганда, работа в группах (парах

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Возраст обучающихся -10-13 лет.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Количество часов-228.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Программа относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

К концу обучения обучающиеся

должны знать:

причины и последствия дорожно-транспортных происшествий;

сложные ситуации на дороге и перекрёстке;

обязанности пешеходов и пассажиров;

значение сигналов регулировщика, группы дорожных знаков;

типы светофоров и их сигналы;

требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;

дорожные знаки, разметку;

скорость движения;

проезд перекрёстков;

оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии, при переломах, при травматическом шоке, кровотечении;

содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи.

должны уметь:

самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым движением транспортных средств;

ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);

управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

применять приёмы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, при ранах, кровотечениях, ушибах, закрытых переломах.

проводить игры, беседы с учащимися, соревнования;

выпускать памятки безопасности, стенгазеты.

Содержание программы.

Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок, удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожно-транспортного травматизма в городе, позиция людей по отношению к соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением занятий.

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД. Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: собеседование.

Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности.

Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации.

Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.

Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила поведения при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).

Методическое и дидактическое обеспечение программы: карта – схема г. Лянтора

Форма занятия: беседа. Комбинированное.

Подведение итогов: Составление карты-схемы мест для игр и отдыха.

Раздел 3: Организация дорожного движения.

Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) (5ч.)

История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания учащихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ дорожных ситуация вблизи территории школы.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: карта – схема г. Лянтора

Форма занятия: комбинированное.

Подведение итогов: Создание таблицы. (кол-во светофоров, пешеходных переходов, опасных участков)

Тема 2: Светофор

Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

(1 часа).

Тема 3: Знаки регулировщика

Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.

Практика:

Работа с макетом дорожных ситуаций.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Правила дорожного движения».

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: Занятие в комнате «Дорожной безопасности»

Тема 4: Дорожные знаки .

Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Места установки дорожных знаков.

Практика:

Изготовление макетов дорожных знаков.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Дорожная безопасность» - пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования.

Форма занятия: беседа.

Подведение итогов: практическая работа (рисунки первых автомобилей и светофоров)

Тема 5: Дорожная разметка.

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Правила дорожного движения». «Дорожная безопасность» - пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования.

Форма занятия: занятие – игра.

Подведение итогов: Практический зачет в комнате «Дорожной безопасности»

Тема 5: Перекресток .

Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Практика:

Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути в школу.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: карта – схема г. Лянтора

Форма занятия: комбинированное.

Подведение итогов: Создание таблицы. (кол-во светофоров, пешеходных переходов, опасных участков)

Тема 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)

Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.

Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

Практика:

Решение ситуационных задач по теме. Решение задач по билетам ГИБДД (категории «А» и «Б»)

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Дорожная безопасность» - пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования.

Форма занятия: беседа.

Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя.

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Основы страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками. Страховая сумма. Государственные страховые фирмы.

Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторин по ПДД в уголок.

Выпуск тематических газет.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Методическое и дидактическое обеспечение программы: карта – схема г. Лянтора

Форма занятия: комбинированное.

Подведение итогов: Создание таблицы. (кол-во светофоров, пешеходных переходов, опасных участков)

Раздел 4: Основы медицинских знаний.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование подручных материалов для изготовления носилок.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Атлас по оказанию первой медицинской помощи». Вопросы экзамена по медицинской подготовке.

Форма занятия: беседа, лекция, практическое занятие.

Подведение итогов: тестирование.

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение велосипеда.

История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения.Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп велосипедистов.

Практика.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Методическое и дидактическое обеспечение программы: «Правила дорожного движения». «Дорожная безопасность» - пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования.

Форма занятия: комбинированное.

Подведение итогов: Практический зачёт на полосе препятствий.

Раздел 6: Итоговые занятия.

Тестирование. Олимпиада. Зачет. Выпуск газеты. Подведение итогов работы отряда ЮИД.

Примерный учебно-тематический план

раздела

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: юные инспектора дорожного движения

18

16

2

2

Дети и проблемы дорожной безопасности

10

10

Организация дорожного движения

3

Законы дорожного движения (история и современность)

24

16

8

4

Светофор

8

6

2

5

Знаки регулировщика

14

4

10

6

Дорожные знаки

20

10

10

7

Дорожная разметка

14

10

4

8

Перекресток

30

12

18

8

Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)

32

10

22

10

Культура поведения пешехода, пассажира, водителя

8

8

11

Основы медицинских знаний

16

9

7

12

Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.Фигурное вождение велосипеда

30

13

17

13

Итоговые занятия

4

2

2

итого

228

126

102

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1.В. Л. Шмундяк «Комментарии к правилам дорожного движения» Москва «Центр пропаганды», 2007
  • 2.Газета «Добрая Дорога Детства».
  • 3.Журнал «Путешествие на зеленый свет».
  • 4.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007.
  • 5.Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
  • 6.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
  • 8.Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2007.

Наши новости:

Разместить свою публикацию