Урок – исследование.
по теме “Реформы и реформаторы: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин ”.
Цели урока:
- Образовательная:
- показать специфику работы с заданиями части «С» Единого Государственного экзамена, историческими источниками.
2. Развивающая:
- совершенствовать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы;
- систематизировать материал;
- развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;
- формировать умения и навыки работы с документами, тестами.
3. Воспитательная:
- расширять познавательный интерес школьников;
- воспитывать уважение к историческим эпохам нашей страны;
- научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.
Тип урока:
Урок – исследование.
Учебно-методическое обеспечение урока:
ИКТ; портреты государственных деятелей, научно-методический раздаточный материал.
План урока:
- Рассмотрение материалов, связанных с реформаторской деятельностью С.Ю. Витте.
- Рассмотрение материалов, связанных с реформаторской деятельностью П.А. Столыпина.
- Вывод.
Ход и содержание урока:
Учитель объявляет тип, тему, цель урока.
Учитель: За моей спиной висят портреты С.Ю, Витте и П.А. Столыпина. Как вы думаете, почему я выбрал портреты именно этих людей?
Ученики: Это государственные деятели к. 19в.- н. 20в.
Учитель: С какими процессами в истории нашего государства связаны эти имена?
Ученики: Они являются реформаторами к. 19в. – н. 20в.
Учитель: Действительно. С именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина связана реформаторская деятельность в истории нашего государства.
Открываем тетради, записываем тему сегодняшнего урока – исследования: «Реформы и реформаторы: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин».
Ученики: записывают в тетради тему урока.
Учитель: обратите внимание на интерактивную доску. На ней представлен первый документ.
Учитель: передайте основную мысль документа.
Ученики: отвечают на поставленный проблемный вопрос.
Учитель: на следующем слайде представлены вопросы, связанные с деятельностью С.Ю. Витте. Попробуем ответить на них.
Ученики: отвечают на поставленные проблемные вопросы. Делают вывод.
Учитель: перед каждым из вас и на интерактивной доске представлены отрывки двух документов. Ознакомьтесь с ними.
Ученики: внимательно знакомятся с материалами.
Учитель: в чем заключается основная мысль?
Ученики: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: на основе этих документов давайте попытаемся понять высказывание С.Ю. Витте, в беседе с императором Николаем Александровичем.
Учитель: Как вам представляется, какие факторы обусловили денный вывод?
Ученики: используя методический раздаточный материал отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.
Учитель: о каком человеке идет речь: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор»?
Ученики: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: перед вами две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина.
Ученики: внимательно знакомятся с заданием.
Учитель: делимся на две команды:
- Приверженцы первой точки зрения.
- Приверженцы второй точки зрения.
Пытайтесь доказать, выбранную точку зрения и сделать вывод.
Ученики: обсуждают в командах, выбранную точку зрения. Каждый участник команды приводит по одному доводу в поддержку, выбранной точки зрения. Капитаны делают обобщающие выводы.
Учитель: обобщает высказывания учеников. Предлагает рассмотреть правильность доводов на следующих слайдах:
Ученики: внимательно слушают и записывают в тетрадь.
Вывод: на сегодняшнем уроке – исследовании мы попытались совместными усилиями разобраться с заданиями части «С» Единого Государственного экзамена, понять специфику работы с историческими источниками и методикой выполнения заданий.
Учитель: Благодарит учеников за работу на уроке.