Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95411

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Организация воспитательного процесса в начальной школе. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников «Становление»

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МОУ "СОШ №1 г. Коряжмы", город Коряжма, Архангельской области

Цель: Воспитание нравственного человека одна из приоритетных целей воспитания на современном этапе развития общества.

Задачи: Поставленная цель характеризуется в следующих задачах: • формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни; • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где ты родился и живёшь, чувство гордости за свою страну; • формировать потребности и мотивы нравственного поведения; • обогащать эмоциональный мир детей; • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм; • развивать систему творческих качеств младших школьников.

Ластина Марина Николаевна,

учитель начальных классов,

муниципальное образовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа № 1 г. Коряжмы»

Организация воспитательного процесса в начальной школе

Адаптированная программа нравственного воспитания

младших школьников «Становление»

Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных приоритетов в 90-е годы. Во-вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди детей. Всё это привело к тому, что, как говорят, «дети сегодня другие», младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущему поколению детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников.

Таким образом, воспитание нравственного человека одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе развития общества.

Понятие нравственное воспитание достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности, её отношение к «малой Родине», к труду других людей, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания, которое в свою очередь является частью нравственного воспитания.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • формирование духовности через обращение к различным литературным источникам;
  • эстетическое развитие;
  • совместная работа школы и семьи

Младший школьный возраст характеризуется тем, что именно в этот период происходит становление осознанного восприятия мира. Вырабатываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания – превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребёнка. Воспитывая такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность и милосердие.

Программа нравственного воспитания младших школьников «Становление» является целенаправленным, воспитательным процессом, в ней обобщен опыт воспитательной работы.

Цель программы – формирование нравственных ценностей младших школьников с опор на положительное представление о себе через систему воспитательных мероприятий.

Поставленная цель характеризуется в следующих задачах:

  • формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где ты родился и живёшь, чувство гордости за свою страну;
  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • обогащать эмоциональный мир детей;
  • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
  • развивать систему творческих качеств младших школьников.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • единство учебного и воспитательного процесса;
  • комплексный подход через различные виды деятельности младших школьников;
  • принцип целенаправленности действий и отношений основанный на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия;
  • включение детей в активную социальную и творческую деятельность.

Основное содержание программы

Направление

Цель деятельности

Формы работы

1. «Я становлюсь лучше» - диагностиче-

ский

проведение диагностических исследований учащихся и их родителей в области воспитания

Педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседы.

2. «Мир добра» - воспитание духовности

обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями; формирование милосердия и толерантности;

вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах;

формирование культуры общения и навыков организации повседневного быта

Беседы, классные часы: «Мы дружные ребята», акции, конкурсы, экскурсии, участие в благотворительных акциях.

3. «Моё здоровье» - здоровосбере-

жение

формирование знаний о здоровом образе жизни;

привитие навыков ответственного отношения к своему здоровью;

профилактика вредных привычек;

стимулирование школьников к самопознанию

Внеклассные формы занятий (факультатив «Полезные привычки»), спортивно – массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Весёлые старта» шашечный турниры, походы)

Инструктажи в начале и конце четверти.

Беседы, направленные на осознание необходимости соблюдать режим дня.

4. «Новое поколение» - правовое воспитание

овладение младшими школьниками знаниями в области права;

формирование и развитие личности гражданина, как защитника Отечества, а также уважительного отношения к семье, к старшим;

развитие детского самоуправления

Этические беседы, «уроки Мужества», классные часы посвящённые знакомству с государственной символикой, встречи с ветеранами ВО войны, КТД, конкурсы чтецов, рисунков и сочинений, выполнение поручений.

5. «Красота спасёт мир» -

эстетическое воспитание

формирование культуры поведения и эстетического вкуса;

развитие навыков самореализации, творческой активности в досуговой деятельности

Этические беседы, посещение театров, музеев, выставок, встречи с интересными людьми – поэтами, художниками, писателями, выставки детских и семейных работ. Классный час: «Моё любимое увлечение», «Знакомство с книгой».

Участие в школьных концертах и спектаклях.

6. «Я – помощник» - трудовое воспитание

воспитание положительного отношения к труду, как важнейшей ценности;

развитие потребности в творческом труде

Организация самообслуживания, трудовые десанты. Изготовление кормушек для птиц. Озеленение класса.

7. «Исток» -

связь с поколениями

повышение компетентности родителей в нравственном воспитании детей;

организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения;

объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников

Психолого-педагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные КТД

Программа «Мой город».

Одним из эффективных методов работы по программе является метод обучение в группе – это кооперативное обучение: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование.

Темы дискуссий для учеников 1 класса.

  • Я – неповторимый человек.
  • Культура моей страны и Я.
  • Чувства.
  • Взаимопомощь и поддержка – кому они нужны?
  • О чём говорят чувства?
  • Множество решений.
  • Решения и здоровье.
  • Нужные и ненужные тебе лекарства.
  • Пассивное курение: учись делать свой выбор.

Темы дискуссий для учеников 2 класса.

  • Вкусы и увлечения
  • Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  • О чём говорят выразительные движения?
  • Учусь понимать людей.
  • Людям нужна твоя помощь?
  • Опасные и безопасные ситуации.
  • Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Правда об алкоголе.

Темы дискуссий для учеников 3 класса.

  • Мой характер. Характер – это судьба человека.
  • Учусь оценивать себя сам.
  • Скромный - не хвастает своими делами и поступками.
  • Учусь взаимодействовать.
  • Учусь настаивать на своём.
  • Я становлюсь увереннее.
  • Когда на меня оказывают давление.
  • Курение – мой выбор?..

Темы дискуссий для учеников 4 класса.

  • Уважение и самоуважение.
  • Привычки.
  • Поговорим о Дружбе.
  • Скажи мне кто твой друг, и я отвечу кто ты…
  • Отзывчивый человек – это кто?
  • Учусь сопротивляться давлению.
  • Учусь говорить «Нет!»
  • И снова алкоголь. Сочиняем сказки.
  • Алкоголь в компании.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к другим, осознавать их чувства, выражать своё понимание

Решением проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, классные часы, экскурсии, походы, весёлые старты, семейные выставки достижений и т.д.

Организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения осуществляется по следующему плану.

1 класс

Родительское собрание «Мы одна семья!»

КТД Праздник урожая на острове «Дружбы»

КТД «Ледяная горка»

КТД Новогоднее шоу «Волшебная зима»

Оформление рукописной книги «Мир увлечений моих родителей»

Выставка семейных работ «Умелые руки не знают скуки»

2 класс

КТД «Капустник»

Оформление рукописной книги «Труд наших родителей»

Родительское собрание «О доброте и милосердии».

Коррекция агрессивного поведения – групповое родительское собрание.

«Птицы просят о помощи» - акция «Сделаем кормушки для птиц!»

Зимний поход «Ах, ты Зимушка – зима!»

КТД «Вот и стали мы на год взрослей»

3класс

КТД «Без друзей меня чуть – чуть»

Акция милосердие «Помощь детям инвалидам»

Праздничное собрание – конкурс «Дочки – матери»

Родительское собрание «Здоровье наших детей»

Оформление рукописной книги «Мир вашему дому»

Весёлые старты «Быстрее, выше, сильней!»

4 класс

КТД «Папа, мама и я – читающая семья»

Родительский лекторий «Развитие культуры учащихся»

Практикум «Трудовое воспитание в семье»

КТД Праздник школьные годы чудесные

Оформление рукописной книги «Летопись класса»

Целенаправленная диагностика сопровождает деятельность педагога в течение четырёх лет обучения, позволяет изучать личность ребёнка, её изменение, корректировать отдельные мероприятия и программу в целом.

Методы изучения

Предмет выявления

1. Наблюдение

Фиксация активности учащихся, определение уровня мотивации, особенностей практической деятельности учащихся.

2. Анкетирование

Отношение учащихся к изучаемому материалу.

3. Тестирование

Уровень сформированности.

4. Анализ результатов деятельности (проектов, сочинений, творческих работ)

1 этап /1 класс/

Диагностика осуществляется по трём направлениям:

  • Мотивационная (Зачем я иду в школу?)
  • Социальная (Кто я? Какой я человек?)
  • Интеллектуальная (уровень сформированности психических процессов, умение работать в коллективе, выполнять инструкцию взрослого)

Диагностируется лидерство, интерес и наблюдаются особенности характера. Изучается через знакомство с медицинскими картами состояние здоровья ребёнка. Далее идёт наблюдение в течение двух месяцев и, или подтверждается возможность работать по программе, или корректируется. В зависимости от особенностей и интересов детей.

2 этап / 2 – 3 класс/

Диагностика в процессе деятельности по овладению этикетом, знаниями по правоведению, о здоровом образе жизни. Личностные факторы. Социометрия. Склонность к самоутверждению.

3 этап /4 класс/

Постоянство и стойкость мотивации, устойчивость позиции при решении проблем. Сформированность интеллектуальных функций по направлениям программы. Состояние ребёнка при выходе из начальной школы. Самооценка. Понимание близких.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путём организации их практической деятельности;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • снижение агрессивности в поведении школьников.

Результативность программы подтверждается успешной адаптацией учащихся в средней школе, социальной активностью учащихся, способностью продолжать коллективную творческую деятельность совместно с учителем.

Литература.

  • Азбука нравственного воспитания / под ред. Каирова. – М., 1986 г.
  • Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. – М., 1986 г.
  • Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов. – М., 1972 г.
  • Васильева – Гагнус Л. Азбука вежливости. – М., 1988 г.
  • Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьника. – М., 1998 г.
  • Иванов И.Г. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989 г.
  • Изучение личности школьника учителем. / под ред. З.И. Васильевой. – М., 1991 г.
  • Максакова В., Сёмина Л. Права человека – твои и мои. – М., 1999 г.
  • Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993 г.
  • Поляков С.Д. О новом воспитании. – М, 1990 г.
  • Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 2000 г.
  • Титова Е.В. Если знать как действовать. – М., 1993 г.
  • Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995 г.
  • Шемшурина А.И. Этическая грамматика. – Архангельск, 1993 г.
  • Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999 г.

Наши новости:

Разместить свою публикацию